Дело № 2-720
2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре – ФИО4, с участием истца – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым в котором просит признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью № кв. метров, по адресу: <адрес>, за ФИО2.
Исковые требования мотивированны тем, что истец проживает в квартире по адресу: <адрес> которую вселилась на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время квартира находиться в муниципальной собственности, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключен договор социального найма с Администрацией <адрес>. Ранее истец не участвовал в приватизации жилых помещений. В 2017 и в 2018 году истец обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о приватизации жилья, к которому приложила все необходимые документы, однако в ответах Администрация <адрес> указала, что договор безвозмездной передаче жилого помещения в собственность будет заключен после перевода вышеуказанного здания общежития в статус многоквартирного жилого дома, о чем будет дополнительно сообщено и что заключение договора о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения в настоящее время невозможно. Фактически истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, поскольку Администрация <адрес> уклоняется от оформления передачи квартиры в порядке приватизации.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с возражением на иск в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав истца, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом».
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в настоящее время на нежилое помещение № по адресу: РК, <адрес>, зарегистрировано право собственности Муниципального образования городской округ Алушта РК, что следует из выписки из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работающей в Алуштинском военном санатории предоставлено право на занятие койко-место в общежитии Алуштинского военного санатория по адресу: <адрес> комната №, на основании решения профкома и администрации санатория № от ДД.ММ.ГГГГ.
Регистрация места проживания по адресу: <адрес>, осуществлена: ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из карточки регистрации форма №, письма-ответа ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которого ФИО2 передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комната общей площадью 30,4 кв. метров, в том числе жилой 17,6 кв. метров по адресу: <адрес>.
Указанный договор найма жилого помещения по настоящее время никем не оспорен и не отменен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность.
Администрацией <адрес> в адрес истца даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ даны ответы о невозможности заключения с ФИО2 договора о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> вынесено постановление №, п. 1 которого содержит: с момента передачи зданий (помещений), принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, которые использовались в качестве общежитий, в собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, все жилые помещения утрачивают статус специализированных вне зависимости от даты их передачи и предоставления гражданам на законных основаниях и к ним применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Ранее, на основании – распоряжения Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Администрацией <адрес> Республики Крым, решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие по <адрес>, принято в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым из государственной собственности Республики Крым, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам.
Таким образом, ответчик фактически не оспаривает факт изменения статуса спорного жилого помещения и утраты им статуса специализированного жилого помещения, хотя в своих ответах на имя ФИО5 ссылаются на спорное помещение как помещение расположенное в общежитии.
В соответствии со ст. 217 ГК Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно ст. 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в настоящее время со стороны Администрации <адрес> имеет место нарушение прав истца в реализации ею прав на приватизацию жилого помещения в которое она на законных основаниях вселилась и проживает.
Поскольку судом достоверно установлено, что истец вселился в спорную квартиру в установленном законом порядке на основании ордера, с истцом заключен договор социального найма, в настоящее время спорное жилое помещение находиться в муниципальной собственности и не является специализированным жильем, незаключением с истцом договора о бесплатной передачи квартиры в собственность в порядке приватизации Администрация <адрес> ограничивает права истца в реализации его права на безвозмездную передачу в собственность спорного жилого помещения, в связи с чем исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Более того, как неоднократно указывалось в правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, то есть в данном случае вне зависимости от воли Администрации <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12,194-199 ГПК Российской Федерации, ст.ст. 12, 217 ГК Российской Федерации, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд,
р е ш и л:
исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.
Судья: