судья: фио
адм. дело № 33а- 2030/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дата адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело № 2-380/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Администрации адрес ...», действующей на основании доверенности фио, на решение Гагаринского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
административные исковые требования Нурмухаметова ... к Администрации адрес ...» об оспаривании решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков – удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления Администрации адрес ...» от дата № 110 «Об изменении видов разрешенного использования» в части изменения вида разрешенного использования с «ведение дачного хозяйства» на «для сельскохозяйственного производства» земельных участков с кадастровыми номерами ... и ....
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным пункт 2 постановления Администрации адрес ...» от дата, которым изменен вид разрешенного использования принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... с «ведение дачного хозяйства» на «для сельскохозяйственного производства», мотивируя требования тем, что указанное изменение произведено в отсутствие волеизъявления административного истца и при отсутствии у административного ответчика соответствующих полномочий; вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от дата № 540; оспариваемое постановление нарушает права административного истца на использование земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования.
Представитель административного истца фио в судебное заседание явился, заявленное требование поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика Администрации адрес ...», представитель государственного природного заказника федерального значения «..., Глава Администрации адрес ...» адрес в судебное в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили в адрес суда возражения относительно заявленных требований, в удовлетворении просили отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика главы Администрации адрес ...», полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющие значение для административного дела обстоятельства, установленные судом, не доказаны; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшей; сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены судебного решения в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при вынесении решения и выразились они в следующем.
Судом установлено, что в собственности административного истца находятся земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющие вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства».
Право собственности фио на земельные участки зарегистрировано в дата.
Правила землепользования и застройки адрес ...» утверждены решением Сельской Думы адрес ...» от дата № 62 (в редакции от дата)
Решением Сельской Думы муниципального образования адрес ...» от дата № 43 в Правила землепользования и застройки адрес ...» были внесены изменения, согласно которым принадлежащие фио земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, были включены в территориальную зону «С3 – зона ведения дачного хозяйства и садоводства», предусматривающую вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства».
После принятия решения адрес СП адрес... от дата № 43 административный истец зарегистрировал право собственности на них, выбрав виды разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства». адрес до их образования путем раздела относились к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, не входили и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта.
Решением Сельской Думы муниципального образования адрес ...» от дата № ... в целях приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с требованиями законодательства указанные изменения отменены. С даты отмены внесенных изменений действовали Правила землепользования и застройки в редакции решения Сельской Думы муниципального образования адрес ...» от дата № 181, в соответствии с которыми установление территориальной зоны и градостроительных регламентов на данные земельные участки предусмотрено не было.
Решение от дата № ... фио не оспаривалось.
Постановлением Администрации адрес ...» от дата по обращению государственного природного заказника федерального значения ..., в связи с принятием решения Сельской Думы от дата № ... «Об отмене Решения Сельской Думы от дата № 43 «О принятии изменений в Правила землепользования и застройки МО СП адрес...» изменен вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на «для сельскохозяйственного производства», в связи с чем спорный земельный массив отнесен к адрес, занятой объектами сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд согласился с доводами административного истца о том, что у Администрации адрес ...» отсутствовали полномочия для принятии оспариваемого решения, кроме того в настоящее время вид разрешенного использования земельных участков не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от дата № 540.
Данные суждения суда носят ошибочный характер.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного Кодекса РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
адрес образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельный кодекс РФ, предусматривая возможность перевода земель из одной категории в другую, закрепляет особый порядок перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов, который может осуществляться путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ст. 8).
На основании статьи 1 Федерального закона от дата N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
На основании пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
В силу части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
На основании части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно части 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
На основании части 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
адрес как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).
Как усматривается их материалов дела, генеральный план, установивший территориальные зоны адрес ...», утвержден решением Сельской Думы дата № 145, и с указанного времени иных правовых актов Правительством адрес в отношении муниципального образования не принималось, в том числе в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу.
Кроме того, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от дата N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель;2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Таких оснований для перевода земельных участков, принадлежащих административному истцу, не установлено.
При таком положении оспариваемое Постановление, которым виды разрешенного использования земельных участков были приведены в соответствии с Правилами землепользования и застройки, действовавшими до принятия решения Сельской Думы № 43 от дата, отмене не подлежит, поскольку оно издано с целью приведения видов разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки адрес ...». Аналогичная позиция нашла отражение в кассационном определении Первого Кассационного суда общей юрисдикции от дата N 88а-3809/2020. При этом решение принято в пределах полномочий, предоставленных административному ответчику, поскольку виды разрешенного использования не менялись, они приведены в соответствие с установленными ранее.
Учитывая, что судом неправильно определены обстоятельства административного дела, решение суда на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований фио
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ...» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
1