11RS0005-01-2024-001582-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ухта, Республика Коми |
20 мая 2024 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.,
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности подготовить решение о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Ухтинский городской суд в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) о признании незаконным бездействие Минприроды Республики Коми, выразившееся в неразработке проекта нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы «Чутьинский», об установлении его границ, определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны, и непредставлении соответствующего проекта Правительству Республики Коми; обязании Минприроды Республики Коми в срок до 31.12.2025 разработать нормативно-правовой акт о создании охранной зоны памятника природы «Чутьинский», об установлении его границ, определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны, и представить его Правительству Республики Коми для последующей подготовки решения Главы Республики Коми о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Чутьинский», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта. В обоснование требований указано, что Минприроды Республики Коми не разработан проект о создании охранной зоны памятника природы «Чутьинский», установлении его границ, определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ответчик в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, представлен письменный отзыв на заявленные требования. Суд, исходя из положений ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Иванова А.М., на заявленных требованиях настаивала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1, 2.1, 3.1 Положения о памятнике природы республиканского значения «Чутьинский», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 12.08.2021 № 380, памятник природы республиканского значения «Чутьинский» учрежден постановлением Совета Министров Коми АССР от 29 марта 1984 года № 90 «О ходе выполнения постановлений Совета Министров Коми АССР по вопросам охраны редких растений и животных и о дополнительном объявлении заказников и памятников природы». Памятник природы является особо охраняемой природной территорией республиканского значения. Целью создания памятника природы является сохранение стратотипического разреза усть-ярегской свиты и опорного разреза нижней подсвиты доманиковой свиты, а также места нахождения палеонтологических остатков девонского возраста. Памятник природы расположен на территории муниципального образования муниципального округа «Ухта», в 1,5 км на северо-восток от пгт. Водный, в 8 км на восток от пгт. Шудаяг, в нижнем течении р. Чуть (бассейн реки Печора).
Согласно сведениям Минприроды Республики Коми от 26.01.2024 № 01-01/1011, охранная зона памятника природы «Чутьинский» до настоящего времени не установлена.
Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ) закреплено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Из пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ следует, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Согласно пп. «б» п. 11 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в п. 10 приведенной статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, предусмотрено, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 21 вышеназванных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом п.п. 4 и 20 приведенных Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.
В соответствии со ст. 80 Конституции Республики Коми, принятой Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994, Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми. Глава Республики Коми в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Коми (статья 85 Конституции Республики Коми).
Статьей 89 Конституции Республики Коми установлено, что Правительство Республики Коми является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Коми от 01.10.2018 № 70- РЗ «Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми» к полномочиям Главы Республики Коми в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения относится принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы республиканского значения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452 утверждено Положение «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» (далее - Положение от 24.08.2017), согласно которому Минприроды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - природные объекты и ресурсы), охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Согласно п. 10.11 Положения от 24.08.2017, Минприроды Республики Коми в области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляет, в том числе, следующие функции:
- разрабатывает и представляет Правительству Республики Коми предложения об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом предложений юридических лиц и граждан об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
- ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- вводит временные ограничения хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях республиканского значения.
Минприроды Республики Коми разрабатывает и представляет Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми проекты законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных объектов и ресурсов, охраны окружающей среды, в области лесных отношений (п. 10.16 Положения от 24.08.2017).
В нарушение требований п. 1 ст. 27, п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ до настоящего времени предложения о создании охранной зоны памятника природы «Чутьинский», об установлении его границ не подготовлены, в Правительство Республики Коми для последующей подготовки решения Главы Республики Коми в виде соответствующего проекта, не представлены, что указывает на бездействие Минприроды Республики Коми на протяжении длительного периода времени (с 24.08.2017, с даты вынесения Постановления Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, которым было утверждено Положение «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми»).
Ссылку ответчика на проведение комплексной работы со всеми заинтересованными лицами, в том числе с представителями научного сообщества, по уточнению категории памятников природы, а также по определению ширины охранных зон для памятников природы, имеющих геологический профиль, достаточной для обеспечения сохранности природных комплексов, суд находит несостоятельной, т.к. данная работа стала проводиться ответчиком только с конца 2023 года.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Отсутствие охранной зоны создает угрозу уникальным и типичным природным комплексам и объектам, объектам растительного и животного мира, естественным экологическим системам, расположенным на территории памятника природы, являющегося объектом общенационального достояния, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд находит заявленные Печорским природоохранным межрайонным прокурором требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 179-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, выразившееся в неразработке проекта нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы «Чутьинский», об установлении его границ, определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны, и непредставлении соответствующего проекта Правительству Республики Коми.
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до 31.12.2025 разработать нормативно-правовой акт о создании охранной зоны памятника природы «Чутьинский», об установлении его границ, определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны, и представить его Правительству Республики Коми для последующей подготовки решения Главы Республики Коми о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Чутьинский», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 28 мая 2024 года.
Судья Ухтинского городского суда Хазиева С.М.