Решение по делу № 8Г-20963/2021 [88-1378/2022 - (88-20823/2021)] от 09.12.2021

УИД 86RS0005-01-2020-004602-44

        Дело №88-1378/2022

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                            27 января 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.

    судей    Зориной С.А., Чернецовой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-94/2021 по иску прокурора Прокуратуры Сургутского района к администрации городского поселения Белый Яр, Хохряковой Светлане Рамильевне о признании незаконными действий администрации,

по кассационной жалобе администрации городского поселения Белый Яр на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения представителя администрации городского поселения Белый Яр и ответчика Хохряковой С.Р., заключение прокурора Седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сургутского района ХМАО-Югры обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района, Хохряковой С.Р. с учетом уточнений о признании действий администрации по принятию постановления от 22.10.2019 №635 незаконным по распределению жилых помещений в качестве служебных, понуждении к расторжению договора найма служебного жилого помещения.

В обоснование требований указал, что в результате прокурорской проверки было установлено, что в целях реализации муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района", утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N 5587 (далее - муниципальная программа), администрацией Сургутского района ХМАО - Югры было приобретено 364 жилых помещений в многоквартирном жилом доме 29 по улице Фадеева в городском поселении Белый Яр Сургутского района. Вышеназванные жилые помещения приобретались для граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 40 квартир в указанном доме были распределены администрации городского поселения Белый Яр для переселения граждан. Однако в нарушение вышеуказанного порядка распределения жилых помещений на условиях договоров социального найма, квартира 90 в вышеназванном доме предоставлена Хохряковой С.Р. на условиях договора найма служебного жилого помещения, заключенного во исполнение постановления главы городского поселения Белый Яр от 10 декабря 2019 года №757, что считает незаконным. Хохрякова С.Р. не относится к лицам, указанным в подпунктах «в», «д»-«ж» пункта 5.3 муниципальной программы, и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия администрации городского поселения Белый Яр по принятию постановления от 22 октября 2019 года №635 о заключении договора найма служебного жилого помещения в отношении Хохряковой С.Р. на квартиру <данные изъяты> городского поселения Белый Яр Сургутского района; договор найма служебного жилого помещения №7 от 22 октября 2019 года, заключенный между администрацией городского поселения Белый Яр и Хохряковой С.Р. признал недействительной сделкой, применил последствия недействительной сделки, признав не возникшим право пользования ответчика указанной квартирой.

В кассационной жалобе администрация городского поселения Белый Яр ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права. Указывает, что администрация самостоятельно осуществляет управление муниципальной собственностью. Администрация г.п. Белыый Яр не участвует в реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5587. Не согласна с выводом суда о том, что спорное жилье подлежало распределению на условиях, установленных муниципальной программой. Судами не дана оценка доказательствам, что часть жилых помещений была распределена среди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а рекомендации Департамента носят рекомендательный характер. Не согласна с выводом суда, что жилые помещения подлежали распределению определенной категории граждан, указанных в пп. а-в, д-ж п. 5.3 муниципальной программы. Соглашение от 13.03.2018 было заключено между Департаментом строительства ХМАО-Югры и администрацией Сургутского района, при этом администрация г.п Белый Яр стороной соглашения не является. Спорная квартира была передана в администрацию в рамках разграничения полномочий между субъектами для целей осуществления ответчиком полномочий в рамках вопроса местного значения. Судами не указано, какие требования жилищного законодательства и Правил отнесения жилья к специализированному жилищному фонду были нарушены администрацией поселения, также судами не принята во внимание практика вышестоящих инстанций.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции иные участники судебного разбирательства не явились.

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права

Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы городского поселения Белый Яр Сургутского района от 22 октября 2019 года №635, жилое помещение по адресу: Сургутский район, городское <данные изъяты> включено в состав специализированного жилищного фонда и предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения от 22 октября 2019 года Хохряковой С.Р.

Суд первой инстанции, установив, что спорное жилое помещение, приобретенное в порядке софинансирования за счет средств субъекта и средств администрации Сургутского района было предназначено к распределению определенной категории граждан, указанной в п.5.4.2 муниципальной программы (раздел 5 подрограммы 4.1), вместе с тем фактически предоставлено по договору найма служебного жилья ответчику Хохряковой С.Р., не состоящей в списках очередности на получение жилья по договору социального найма, без проверки факта наличия или отсутствия недвижимого имущества в собственности нанимателя и членов её семьи на территории городского поселения Белый Яр, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, признав незаконными действия органа местного самоуправления по принятию постановления от 22 октября 2019 года и признав недействительным договор найма служебного жилого помещения от 22 октября 2019 года, применив последствия недействительности сделки.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что спорное жилое помещение приобреталось в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19 декабря 2013 №5587, строительство многоквартирного дома осуществлялось за счет софинансирования-средств бюджета субъекта ХМАО-Югры и бюджетных средств муниципального образования Сургутского района, при этом, передаваемое муниципальному образованию – администрации городского поселения Белый Яр спорное жилое помещение в таком случае имело целевой характер и не могло быть предоставлено по договорам служебного найма, однако в нарушении установленного на территории ХМАО-Югры порядка, указанное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилья для временного проживания в нем ответчика в связи с трудовыми отношениями с истцом.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для отмены, изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не находит.

В целях обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 была утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», в рамках предоставленных полномочий с целью создания условий, способствующих повышению доступности жилья, улучшению жилищных условий и качества жилищного обеспечения населения Сургутского района, постановлением администрации Сургутского района 19.12.2013 №5587 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района».

Задачами указанной муниципальной программы являются стимулирование строительства жилья за счет создания гарантированного спроса на него, переселение граждан из жилых домов, признанных аварийными, обеспечение жильем граждан, стоящих на учете для его получения на условиях социального найма, обеспечение граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений, формирование маневренного жилищного фонда, а также предоставление государственной поддержки на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан.

Финансирование программы производится за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и средств бюджета Сургутского района, при этом, муниципальное образование вправе увеличить объем финансирования за счет средств муниципального бюджета Сургутский район, в том числе на приобретение жилья в целях реализации полномочий в области жилищных отношений, установленных законодательством Российской Федерации, выплату выкупной стоимости за изымаемое авариное жилье, реализацию мероприятий по переселению граждан с территорий с низкой плотностью населения и труднодоступных местностей, приобретения жилья для жилищного фонда социального использования.

В соответствии с абзацем 2, 8 пункта 5.4.2 муниципальной программы жилье, приобретенное за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и средств бюджета Сургутского района используется для переселения граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах а) – в), д) – ж) пункта 5.3.

Указанные пункты содержат категории граждан, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений:граждане-собственники жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными и не имеющие судебных актов о возмещении выкупной стоимости; граждане, проживающие в аварийных домах на условиях договора социального найма; граждане, состоящие на учете нуждающихся; граждане, проживающие в жилых домах, расположенных в зонах подтопления и в зоне береговой линии, подверженной абразии на территории Сургутского района; граждане, нуждающиеся в предоставлении жилого помещения маневренного фонда (по основаниям ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации) и социального использования.

Такой категории граждан, как граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и г. Сургута (подпункт г) пункта 5.3), в случае, если финансирование мероприятий осуществлялось за счет совместного бюджета округа и бюджета субъекта, пункт 5.4.2 программы не содержит.

Условиями муниципальной программы предусмотрено, что при финансировании мероприятий программы только за счет средств бюджета Сургутского района, жилые помещения могут быть предоставлены гражданам-участникам программы, указанным в подпунктах а) – ж) пункта 5.3., в том числе и гражданам, имеющим право на предоставление служебного жилья(п.п. «г»).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению в настоящем конкретном деле, являлось определение того, за счет какого бюджета осуществлялось финансирование мероприятий в отношении спорной квартиры, расположенной по адресу: ХМАО - Югра, Сургутский район, <данные изъяты>.

Как достоверно установлено судами, 13 марта 2018 года между Департаментом строительства ХМАО - Югры и администрацией Сургутского района заключено Соглашение №18-ЕС/2018 о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, в рамках подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года" в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия согласно приложению 1 к настоящему Соглашению, утвержденным Муниципальной Программой №5587 от 19.12.2013 (пункт 1.1).

17 декабря 2018 года между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, действующим от имени муниципального образования Сургутский район, и ООО «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный управляющий Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория» заключен муниципальный контракт №0.2018.628926 на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд. Согласно приложению 1 к муниципальному контракту была приобретена двухкомнатная квартира 90, общей площадью 71, 4 кв.м, по адресу: ХМАО - Югра, Сургутский район, городское поселение Белый Яр, улица Фадеева, дом 29 (под №12 приложения).

По условиям вышеназванного муниципального контракта источником финансирования являлся бюджет Сургутского района. При этом 89% от цены контракта - средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а 11% - средства бюджета Сургутского района (пункт 3.3 муниципального контракта), что согласуется с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и объемом финансового обеспечения на реализацию мероприятия (приложение к Соглашению).

При таких установленных обстоятельствах, нижестоящие суды пришли к правильным выводам о том, что спорное жилое помещение могло быть предоставлено только определенной категории граждан, указанной в пункте 5.4.2 муниципальной программы (раздел 5 подпр.4.1), а предоставление жилого помещения в качестве служебного жилья для временного проживания сотрудника администрации являлось незаконным.

Администрация городского поселения Белый Яр, получив в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем граждан в Сургутском районе спорное жилое помещение, в таком случае не обладала полномочиями по отнесению его к специализированному жилищному фонду, предоставлению по договору найма служебного жилого помещения Хохряковой С.Р., жилое помещение имело целевой характер, и не могло быть предоставлено в качестве специализированного жилого фонда.

По указанным выше основаниям отклоняются доводы кассационной жалобы о правомочности принятого администрацией постановления от 22.10.2019 №635 о заключении с Хохряковой С.Р. договора найма служебного жилого помещения, о распределении части квартир, переданных администрации городского поселения жилых помещений не только по договорам специализированного найма, но и по договорам социального найма среди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы кассационной жалобы о том, что в силу предоставленных администрации городского поселения полномочий она вправе по своему усмотрению определять к каком жилищному фонду относится то или иное помещение (специализированный, социальный), переданное от администрации Сургутского района, и о том, что администрация городского поселения не относится ни к участникам заключенного соглашения от 13.03.2018, ни к участникам муниципальной программы, соответственно, на нее не распространяются их условия, являются необоснованными, выводы судов не опровергают.

Такое усмотрение, о чем указывает заявитель жалобы, не может быть произвольным, ограничивается установленным законом, иными нормативными актами порядком, в данном случае- при распределении переданного жилищного фонда, принятой на территории ХМАО-Югры муниципальной программой.

В том случае, если бы жилье приобреталось за счет собственных бюджетных средств городского поселения Белый Яр, либо за счет средств бюджета района, как то предусмотрено муниципальной программой, то у администрации городского поселения в силу предоставленных законом полномочий имелось право по распределению приобретенного жилищного фонда, но только по установленному в данном поселении порядку предоставления жилых помещений, в том числе по договору специализированного найма.

Между тем, спорное жилое помещение к такому жилищному фонду не относится, приобретено за счет средств бюджета субъекта и администрации района и при распределении носило целевой характер, и о том, что спорное жилое помещение было приобретено и подлежит распределению в рамках муниципальной программы администрация городского поселения. Белый Яр была уведомлена письмом от 14.03.2019 Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, являющегося координатором и исполнителем муниципальной программы.

Более того, по делу установлено, что на территории городского поселения Белый Яр не утвержден порядок распределения жилищного фонда на условиях специализированного найма, не ведется и список нуждающихся в таком обеспечении.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу кассационной жалобе администрации городского поселения Белый Яр – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-20963/2021 [88-1378/2022 - (88-20823/2021)]

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРАТУРА СУРГУТСКОГО РАЙОНА
Ответчики
Администрация городского поселения Белый Яр
Хохрякова Светлана Рамильевна
Другие
Администрация Сургутского района
ХОХРЯКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики Администрации Сургутского района
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чаус Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
27.01.2022Судебное заседание
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее