№ 10OS0000-01-2019-000282-46
№ 3а-32/2020 (№ 3а-276/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2020 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя административного истцаМякишева А.В., представителя административного ответчика Бурлаковой В.Л., представителя заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Мартынова И.А.рассмотрел в открытом судебном заседании административное делопо административному исковомузаявлению общества с ограниченной ответственностью «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП» о признании решения Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771«Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части недействующими,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП» (далее - ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП», Общество) с учетом изменений и дополнений в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оспорило в судебном порядкерешение Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части отнесения земельного участка к санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (...) отображенного на графических материалах - карте градостроительного зонирования и карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Кроме этого, заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в оспариваемые нормативные правовые акты, не позднее, чем в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устраняющее отнесение земельного участка с кадастровым номером (...) к санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.
Требования мотивированы тем, что в рамках договора безвозмездного пользования № (...) от 25 января 2018 г., заключенного между Обществом и Министерством обороны Российской Федерации, разработан и утвержден проект освоения лесов на земельном участке с кадастровым номером (...), прошедший государственную экспертизу, по результатам которой вынесено положительное заключение.
Поскольку земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, Общество не имеет возможности осуществлять свою деятельность в соответствии с договором.
Считая, что установление Петрозаводским городским Советом (далее - Совет, административный ответчик) вПравилах землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа (далее - Правила) и в Генеральном планегорода Петрозаводска санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника без соблюдения требований Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрКРФ),Земельногокодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74(далее -СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)нарушает его права на осуществление деятельности, административный истец просил признать вышеназванные нормативные акты в части включения вграницысанитарно-защитной зоны сибиреязвенногоскотомогильника земельного участкас кадастровым номером (...) недействующим.
В судебном заседаниипредставитель административного истца поддержаладминистративные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, просила производство по делу прекратить, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не затрагивают права и законные интересы административного истца.
Представители заинтересованных лиц администрации Петрозаводского городского округа и Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия просили отказать в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.
Выслушав объяснения явившихся лиц,исследовав материалы настоящего дела и дела № (...), заслушав заключение прокурора,полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению,суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08 февраля 2019 г. удовлетворен иск Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и Управления Росприроднадзора по Республике Карелия, которым наложен запретосуществлять ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП»деятельность, связанную с перемещением и вывозкой грунта (песка), а также выемкой грунта (песка) в границах земельного участка с кадастровым номером (...)
Обществу установлен запрет на осуществление деятельности, связанной с выемкой грунта (песка), перемещением и вывозкой грунта (песка) на том основании, что данный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, установленной Генеральным планом города Петрозаводска и Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями ссудодателем Министерством обороны Российской Федерации принято решение о расторжении заключенного с Обществом договора.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты применены в отношении ООО «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП» и нарушают его права и законные интересы, в связи с чем не соглашается с позицией административного ответчика и оснований для прекращения производства по делу не усматривает.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3ГрК РФустановлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии со статьей 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектовкапитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет(статья 15 Устава).
Решением Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» утверждены изменения в Генеральный план города Петрозаводска и Правила землепользования и застройки города Петрозаводска вграницах территории Петрозаводского городского округа.
Оспариваемые Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, Генплан принят с нарушением статьи 25 ГрК РФ. Процедура принятия Правил и Генплана неоднократно проверялась в порядке статьи 21 КАС РФ вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Карелия, в связи с чем в силу статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 10(...) является Министерство обороны Российской Федерации.Земельный участок расположен в 1000-метровой санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (...), отображенного на графических материалах - карте градостроительного зонирования и карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа и Генерального плана города Петрозаводска.
Разрешая требования о соответствии содержания оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд пришел к выводам.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (пункт 5 статьи 30ГрК РФ).
Согласно статье 56ЗК РФ права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В сфере градостроительства применяется СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной(пункт 3.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В силупункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 25 Правил предусмотрено, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о размещении на земельном участке с кадастровым номером (...) сибиреязвенного скотомогильника. Сведения о границах санитарно-защитной зоны скотомогильника в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Последнее захоронение в скотомогильник произведено в 1955 году.
Постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в границах нахождения скотомогильника Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось.
Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров административным ответчиком в материалы дела не представлен.
Положения пункта 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при разрешении данного спора по существу не применимы, поскольку не исключают установления санитарно-защитных зон в предусмотренном законом порядке. По мнению суда, указанная выше норма направлена на урегулирование ситуации, когда сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Доводы о возможности отображения санитарно-защитной зоны в градостроительной документации в соответствии с их нормативными размерами не соответствуют положениям СанПиНа 2.2.1./2.1.1.1200-03 и не согласуются с пунктом 7 части 8 статьи 23, пунктом 4 статьи 1, частями 2, 5 статьи 30ГрК РФ, которые предусматривают в обязательном порядке отображение на соответствующих картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся санитарно-защитные зоны.
Следовательно, Петрозаводский городской Совет, утвердив проект Генерального плана схемы границ зон с особыми условиями использования территории, являющимися приложением к Генеральному плану, и карту зон с особыми условиями использования, являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки, в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, вышел за пределы компетенции в части установления санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в отношении земельного участка с кадастровым номером (...)
В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая отсутствие у административного ответчика полномочий по установлению санитарно-защитной зоны, суд не находит оснований для возложения на него обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
В силучасти 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
Административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 4500 руб.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП»удовлетворить частично.
Признать не действующимисо дня вступления в законную силу решения сударешение Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г.«О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включенияземельногоучастка с кадастровым номером (...) в санитарно-защитную зону сибиреязвенного скотомогильника.
Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.
Взыскать сПетрозаводского городского Совета в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДЕВЕЛОПМЕНТ ГРУПП»судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 4500 руб., в удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено10 марта 2020 г.