Дело: № 2-176/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тарногский Городок 11 октября 2018 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Игошкиной О.В.,
с участием представителя истца территориального Управления Роспотребнадзора Сергачевой Е.О.,
представителя ответчика СПК «Тарногский» Едемской Е.В.,
при секретаре Гусевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Тарногский» о признании бездействия незаконным и устранении нарушений требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратилось в суд с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Тарногский» (далее СПК «Тарногский») о признании бездействие незаконным и устранении нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование иска указали, что ответчик СПК «Тарногский» осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота, производство сырого молока. Для осуществления данной деятельности у производственного кооператива имеются производственные помещения: административное здание, гаражи, РММ, зерносушилка, откормочники. В ходе проведения плановой проверки в сентябре 2013 года было установлено, что эксплуатация данных объектов осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства в производственной деятельности, а именно:
- не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов от, гаражей, РММ, откормочников (нарушение с. 11, 20 № 52-ФЗ, п. 5.1 СанПин 2.1.61032-01);
- постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Тарногский» (операторы откорма скота, техничка, ИРТ) не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса (нарушение ст.11,25 Закона № 52-ФЗ; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96);
- не проводятся лабораторные исследования на загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны физических факторов (шум, вибрация, микроклимат, освещенность и т.д.) (нарушение ст. 11, 32, 34 № 52-ФЗ, п.п. 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7 СП 1.11058-01, п. 2.8 СП 2.2.1327-03).
За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности. По результатам проведенных внеплановых проверок в адрес ответчика неоднократно выносились предписания об устранении выявленных нарушений. Предписания не исполнены. За неисполнения предписаний ответчик привлекался к административной ответственности в 2013, 2014, 2016, 2017 г.г.
Просят суд признать бездействие СПК «Тарногский», выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным, обязать СПК «Тарногский» в срок до 1 июля 2019 года:
- обеспечить проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов от гаражей, РММ, откормочника в соответствии со ст. 11, 20 № 52-ФЗ, п. 5.1 СанПин 2.1.61032-01;
- обеспечить на постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Тарногский» (операторы откорма скота, техничка, ИРТ) наличие санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии со ст.11,25 Закона № 52-ФЗ; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96;
- провести лабораторные исследования на загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны физических факторов (шум, вибрация, микроклимат, освещенность и т.д.) в соответствии со ст. ст. 11, 32, 34 № 52-ФЗ, п.п. 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7 СП 1.11058-01, п. 2.8 СП 2.2.1327-03.
Представитель истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора Сергачева Е.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, по поводу предоставления большего срока для устранения недостатков, как того просит представитель ответчика, оставляет решение данного вопроса на усмотрение суда.
Представитель ответчика СПК «Тарногский» Едемская Е.В. пояснила, что у нее нет полномочий на признание иска, бездействие указанные в иске имеют место по уважительным причинам, в связи с тяжелым финансовым положением предприятия. Периодически договора на проведение исследований заключаются, но устранить все нарушения пока не представляется возможным из-за материального положения. Вместе с тем, уровень воздействия выбросов предприятия является допустимым. Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ разработан в 2013 г., лабораторные исследования проведены. Проект действует последний год, надо разрабатывать новый, на него также необходимы значительные средства. В связи с этим просят предоставить срок для устранения нарушений до конца 2019 г.
Заслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст.1 закреплено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.11 ФЗ № 52).
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также требования к воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях установлены ст. 20 указанного Федерального Закона. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно п. 4.2.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
В силу ст. 25 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии с п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам.
Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам (п.4.2.3).
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (п. 5.1).
Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам (п. 2.8 "СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту).
Целью СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо - физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса. В соответствии с п. 1.12 данных норм, постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В судебном заседании установлено, что факт нарушения изложенных правил и норм санитарного законодательства имеет место.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ СПК «Тарногский» является юридическим лицом, основной вид деятельности – разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, дополнительные – выращивание однолетних, кормовых культур, лесозаготовки и д.р.
Из акта плановой проверки № …… от 24.09.2013 г. следует и не оспаривается ответчиком, что СПК состоит из производственных участков, в числе которых: административное здание, гаражи, РММ, откормочники. Кроме того, на предприятии работает 19 женщин (ИТР-8, работники животноводства -10, техничка -1), контактирующих с вредными производственными факторами.
По результатам плановой выездной проверки были выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в перечне которых отражены нарушения, указанные в иске.
Постановлением главного государственного санитарного врача в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах от 25 сентября 2013 года СПК привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
24 сентября 2013 года вынесено предписание № 207/02-24 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в указанный в предписании срок – 1 октября 2014 года г.
На момент внеплановой проверки 23 октября 2014 г. установлено, не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов от РММ, гаражей, откормочника, постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Тарногский» не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса, не проводятся лабораторные исследования на загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны физических факторов (шум, вибрация, микроклимат, освещенность и т.д.).
18 ноября 2014 года СПК «Тарногский» привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предписания № 207/02-24 от 24.09.2013 г.
Вынесено предписание от 23 октября 2014 г. № 267/02-24 об устранении выявленных нарушений в срок до 1 марта 2016 г.
29 марта 2016 г. вновь проведена внеплановая выездная проверка в отношении СПК «Тарногский».
В акте проверки от 29 марта 2016 г. зафиксирован факт невыполнения СПК «Тарногский» пунктов № 1,2,3,9,10,11(частично), 12 предписания № 267/02-24 от 23 октября 2014 г.
По результатам проверки в отношении ответчика вынесено предписание № 78/02-24 от 29 марта 2016 г. об устранении выявленных нарушений в срок до 1 июня 2017 г.
19 апреля 2016 г. СПК «Тарногский» привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предписания от 23 октября 2014 г. № 267/02-24.
За неисполнение предписание № 78/02-24 от 29 марта 2016 г. СПК «Тарногский» 11 июля 2017 г. вновь был привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.
По результатам внеплановой проверки на предмет исполнения предписания от 29 марта 2016 года было вынесено предписание от 14 июня 2017 г., в котором установлен срок для устранения нарушений: проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов от РММ, гаражей, откормочника, постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Тарногский» не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса, не проводятся лабораторные исследования на загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны физических факторов (шум, вибрация, микроклимат, освещенность и т.д.) до 1 июля 2018 г.
За неисполнение предписание № 78/02-24 от 29 марта 2016 г. СПК «Тарногский» 11 июля 2017 г. вновь был привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.
16 июля 2018 года в отношении ответчика СПК «Тарногский» была проведена внеплановая документарная проверка, из акта проверки № 122/02-24 от 16 июля 2018 г. следует, что нарушения по предписанию от 14 июня 2017 г. ответчиком не устранены.
Постановлением от 14 августа 2018 г. СПК «Тарногский» привлечен к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за неисполнение предписания от 14 июня 2017 г.
Также имеется информация СПК «Тарногский» от 13 июля 2018 г. о том, что работы по устранению нарушений будут выполнены до конца 2018 г.
Доказательств устранения ответчиком нарушений, указанных в иске, материалы дела не содержат.
Невыполнение ответчиком требований предписаний нарушает права граждан, т.к. санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из условий реализации, предусмотренных ст.41, ст.42 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь и права на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, признав незаконным бездействие ответчика в неисполнении требований санитарного законодательства и обязав устранить данные нарушения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, признав незаконным бездействие ответчика в неисполнении требований санитарного законодательства и обязав устранить их, вместе с тем учитывая, финансовое положение ответчика, и принимая во внимание мнения истца, и то обстоятельство, что для устранения недостатков необходимо длительное время и значительные финансовые затраты, полагает возможным определить время их устранения до 31 декабря 2019 г.
Руководствуясь ст.ст.194–199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░ …., ░░░ ….., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ………), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░. 2019 ░.:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 11, 20 № 52-░░, ░. 5.1 ░░░░░░ 2.1.61032-01;
- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» (░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.11,25 ░░░░░░ № 52-░░; ░. 1.12 ░░░░░░ 2.2.0.555-96;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. 11, 32, 34 № 52-░░, ░.░. 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7 ░░ 1.11058-01, ░. 2.8 ░░ 2.2.1327-03.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.