Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2017 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Ильиной О.В.,
с участием: административного истца Р.Н.В., от административных ответчиков – представителя В.Е.В., действующего на основании доверенностей от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> <Номер обезличен>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <Номер обезличен> по административному иску Р.Н.В. к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району и Министерству внутренних дел по Республике Карелия об оспаривании действий, заключения проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации и акта изъятия паспорта,
УСТАНОВИЛ:
Р.Н.В. обратилась с административным иском к ОМВД России по Сортавальскому району по тем основаниям, что <Дата обезличена> ею был получен отказ от <Дата обезличена> в предоставлении государственной услуги по замене паспорта в связи с отсутствием у нее гражданства Российской Федерации, ранее оформленный на нее паспорт был изъят по акту от <Дата обезличена>. С указанными действиями Р.Н.В. не согласна, т.к. ими нарушены ее права, свободы и законные интересы. Указывает, что с <Дата обезличена> является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, паспортом гражданина РФ от <Дата обезличена> серии <Номер обезличен>, заграничными паспортами серии <Номер обезличен> и серии <Номер обезличен>. Согласно Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ №1325 от 14.11.2002, наличие гражданства РФ удостоверяется паспортом гражданина РФ, что и было представлено ею при подаче заявления о замене паспорта. В силу ФЗ «О гражданстве РФ» в гражданство РФ принимаются дееспособные лица, состоящие на 05.09.1991 в гражданстве СССР, прибывшие в РФ для проживания до <Дата обезличена>, не приобретшие гражданства РФ в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве. Р.Н.В. указывает, что на <Дата обезличена> состояла в гражданстве СССР и проживала в <Адрес обезличен>, по национальности она русская. В <Дата обезличена> она прибыла в РФ для проживания, и <Дата обезличена> ей был выдан паспорт гражданина РФ, а <Дата обезличена> – отделом внутренних дел г.Сортавала -новый паспорт гражданина РФ. С <Дата обезличена> она постоянно проживает в г.Сортавала, в т.ч., с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с супругом и сыном, родившимся <Дата обезличена>, проживала на территории воинской части <Номер обезличен>, где проходила военную службу по контракту. В <Дата обезличена> их семье была предоставлена квартира по адресу: <Адрес обезличен>, где она проживает со своими детьми по настоящее время. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> она обучалась в Сортавальском торгово-экономическом техникуме, в <Дата обезличена> у нее родились дочери В и Я. Все дети истицы также являются гражданами РФ. С <Дата обезличена> по настоящее время она является индивидуальным предпринимателем. В <Дата обезличена> обучалась в Петрозаводском государственном университете, в <Дата обезличена> вышла замуж за С.А.В. За весь период проживания с <Дата обезличена> на территории РФ она принимала участие в политических выборах как гражданин РФ. Р.Н.В. полагает, что является гражданином РФ и просит признать действия по отказу в замене паспорта РФ незаконными, признать незаконным изъятие паспорта гражданина РФ, обязать административного ответчика устранить нарушенное право и произвести замену паспорта гражданина РФ согласно поданного ею заявления.
Впоследствии Р.Н.В. дополнила исковые требования – оспаривает Заключение Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Карелия проверки принадлежности ее к гражданству РФ от <Дата обезличена>, поскольку МВД по РК не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о приобретении ею гражданства РФ (в частности, по основаниям, предусмотренным ст.ст.4, 11 и п. «а» ст.30 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002, ст.12 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991, п.7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 №828 « Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», п.3 Приказа ФМС России №178 от 11.03.2014, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по замене и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, утв. Приказом ФМС России №391 от 30.11.2012. Также Р.Н.В. оспаривает Акт изъятия паспорта от <Дата обезличена> на основании Заключения Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Карелия проверки принадлежности ее в гражданство РФ от <Дата обезличена>, поскольку не представлено бесспорных доказательств нарушения установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке паспорта. В данном акте отсутствуют основания изъятия паспорта, <Дата обезличена> она не была ознакомлена с заключением от <Дата обезличена>, в ознакомлении было отказано в присутствии супруга истицы- С.А.В. – ведущим специалистом-экспертом И.Е.А., данный акт не имеет печати руководителя ОМВД России по Сортавальскому району.
Также по ходатайству административного истца протокольным определением суда от <Дата обезличена> в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по <Адрес обезличен>.
МВД по РК в письменном отзыве по административному иску указало, что в связи с обращением Р.Н.В. с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с изменением установочных данных (смена фамилии на «С»), Управлением по вопросам миграции МВД по РК на основании п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ №1325 от 14.11.2002, была проведена проверка принадлежности к гражданству РФ Р.Н.В. и обоснованности выдачи ей паспорта гражданина РФ. В ходе проверки было установлено, что ранее заявитель с рождения до <Дата обезличена> проживала вместе с родителями в <Адрес обезличен>, в <Дата обезличена> там же вышла замуж за военнослужащего Российской Армии – Р.Д.И., и в <Дата обезличена> вместе с ним прибыла в г.Сортавала Республики Карелия, где получила паспорт гражданина бывшего СССР в связи с переменой фамилии с «Н» на «Р.Н.В.» (паспорт серии <Номер обезличен> выдан <Дата обезличена> ОВД по г.Сортавала РК), с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> была зарегистрирована по войсковой части <Номер обезличен> г.Сортавала. Отец Р.Н.В. – Н.В.П. родился в <Адрес обезличен>, являлся военнослужащим, со слов заявителя закончил службу в <Адрес обезличен> до <Дата обезличена>, мать – Н.Г.Н. - родилась в <Адрес обезличен>, гражданство РФ приобрела в Посольстве России в <Адрес обезличен> в <Дата обезличена> на основании п. «а» ст.18 Закона РФ «О гражданстве РФ» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Р.Н.В. <Дата обезличена> получила паспорт гражданина РФ в связи с обменом паспорта, вопрос о наличии либо отсутствии гражданства не ставился, с <Дата обезличена> по настоящее время Р.Н.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>. По учетам МВД по РК, МВД России, базам данных сведения об обращении Р.Н.В. (Н) Н.В. по вопросу изменения гражданства, о наличии иного гражданства или вида на жительство в ином государстве отсутствуют. Таким образом, сведения о постоянном проживании Р.Н.В. на территории РФ по состоянию на <Дата обезличена> документального подтверждения не нашли. По результатом проведенной проверки по основаниям, предусмотренным ст.ст.4, 11 и п. «а» ст.30 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002, ст.12 Закона РФ «О гражданстве РФ» от <Дата обезличена>, п.7 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», п.3 Приказа ФМС России <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по замене и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, утв. Приказом ФМС России <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Управлением сделан вывод (заключение от <Дата обезличена>), что Р.Н.В. по состоянию на <Дата обезличена> гражданкой РФ не является. Паспорт гражданина РФ серии <Номер обезличен> объявлен выданным в нарушение установленного порядка и недействительным, паспорт изъят, Р.Н.В. выдан соответствующий акт. В связи с отсутствием у заявителя гражданства РФ, в соответствии с п.37 Административного регламента Р.Н.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по замене паспорта, о чем указано в письме от <Дата обезличена>, где Р.Н.В. также разъяснён порядок урегулирования правового статуса в соответствии со ст.41.3 ФЗ №62-ФЗ «О гражданстве РФ» от <Дата обезличена>. Тем самым, отказ в предоставлении государственной услуги по замене паспорта, изъятие паспорта, выданного Р.Н.В. в нарушение установленного порядка, основаны на нормах действующих нормативно-правовых актов, в связи с чем в удовлетворении требований просят отказать.
В судебном заседании Р.Н.В. исковые требования поддержала по указанным выше доводам.
Представитель ответчиков-В.Е.В., действующий на основании доверенностей, по иску возражал по основаниям, изложенным в отзыве по иску. Дополнил, что негативных правовых последствий оспариваемые истицей действия, документы, не повлекут, Р.Н.В. разъяснена процедура вступления в гражданство РФ.
Из пояснений С.Е.В., опрошенной в качестве специалиста, следует, что прибыв на территорию РФ, Р.Н.В. должна была зарегистрироваться на общих основаниях, она являлась военнослужащей, обратилась к паспортистке войсковой части с заявлением о перемене фамилии, получила в <Дата обезличена> паспорт гражданина СССР без отметки о наличии гражданства, вопроса о приеме в гражданство не стояло. В <Дата обезличена> Р.Н.В. был выдан паспорт в нарушение установленного порядка, не проводилась проверка принадлежности ее к гражданству РФ.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ).
Согласно абзацу второму ст.3 данного Закона гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Частью 7 ст.4 Федерального закона № 62-ФЗ установлено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Документами, подтверждающими гражданство РСФСР, являлись удостоверение личности гражданина РСФСР или паспорт гражданина РСФСР, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшая до 01.07.2002 (далее – Закон № 1948-1).
Определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, в силу пункта «а» статьи 30 Федерального закона № 62-ФЗ отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальным органам.
В соответствии с п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года №1325 (далее – Положение), при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона № 62-ФЗ. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п.52 Положения).
В целях выявления оснований, которые могут повлечь отказ в оформлении и (или) выдаче паспорта в течение 2 рабочих дней с даты принятия заявления, в том числе поступившего в форме электронного документа с использованием Единого портала, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявлений, направляет запросы в органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, ФССП России, а при необходимости и в иные органы государственной власти, указанные в пункте 18 Административного регламента, а также проводит проверки по учетам ФМС России и ее территориальных органов (пункт 77 Административного регламента, утв. приказом ФМС России от 15.10.2012 № 320).
В силу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
В соответствии с пунктом 2 Приказа ФМС России от 11.03.2014 №178 "Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации" (далее – Приказ) выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию признается, в том числе, паспорт, выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Приказа, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт. При изъятии паспорта составляется акт об изъятии паспорта (приложение к настоящему положению) в 2 (двух) экземплярах (п.5 Приказа). В акте об изъятии паспорта указываются дата, место, должность и фамилия лица, составившего акт об изъятии паспорта, фамилия, имя и отчество владельца паспорта, серия и номер изымаемого паспорта и причина его изъятия. Акт об изъятии паспорта подписывается лицом, его составившим, и утверждается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности. Владельцу паспорта выдается один экземпляр акта об изъятии паспорта. Владелец паспорта расписывается в получении акта об изъятии паспорта на втором экземпляре акта об изъятии паспорта (п. 6 Приказа).
Поскольку правовыми последствиями проверки может являться решение об отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, исходя из положений ч.3 ст.6 Конституции Российской Федерации, запрещающей лишение гражданина Российской Федерации гражданства, а также ч.2 ст.15 Всеобщей декларации прав человека, не допускающей произвольного лишения своего гражданства, данная проверка должна проводится полно и всесторонне, а принятое по ее итогам решение – основано на доказательствах, однозначно подтверждающим сделанным государственным органом вывод.
В соответствии с ч.2 ст.61 КАС РФ, ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Установлено, что <Дата обезличена> Р.Н.В. (С) Н.В. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилась с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с изменением установочных данных (смена фамилии на «С» в связи со вступлением в брак с С.А.В. <Дата обезличена>). В связи с данным обращением в соответствии с п.51 Положения была проведена проверка принадлежности заявителя к гражданству Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации.
Письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ОМВД РФ по Сортавальскому району отказано заявителю в предоставлении государственной услуги по замене паспорта в связи с отсутствием у заявителя гражданства Российской Федерации.
Заключением проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации Р.Н.В. Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия от <Дата обезличена> установлено, что сведения об обращении Р.Н.В. (ранее – Н Н.В., родившейся <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, прибывшей в г.Сортавала <Дата обезличена> из <Адрес обезличен>, по вопросам изменения гражданства, о наличии иного гражданства или вида на жительство в ином государстве отсутствуют, по состоянию на <Дата обезличена> заявитель гражданкой Российской Федерации не является, паспорт серии <Номер обезличен>, выданный <Дата обезличена> ОВД г.Сортавала Республики Карелия объявлен выданным в нарушение установленного порядка и недействительным.
<Дата обезличена> на основании п.5 Приказа составлен Акт изъятия паспорта серии <Номер обезличен>, выданный <Дата обезличена> ОВД г.Сортавала Республики Карелия, оформленного на Р.Н.В., один экземпляр которого получен Р.Н.В. <Дата обезличена>.
Судом установлено, что административный истец родилась <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>. На <Дата обезличена> являлась несовершеннолетней, проживала с родителями (Н.В.П. и Н.Г.Н.) в <Адрес обезличен>.
<Дата обезличена> в <Адрес обезличен> вступила в брак с Р.Д.И. (военнослужащим), сменив фамилию с «Н» на «Р.Н.В.», с которым <Дата обезличена> прибыла в г.Сортавала.
<Дата обезличена> Сортавальским городским военным комиссариатом Республики Карелия Р.Н.В. выдан военный билет, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Р.Н.В. проходила военную службу по контракту в войсковой части <Номер обезличен> <Адрес обезличен> Республики Карелия, была зарегистрирована по войсковой части.
На основании заявления от <Дата обезличена> Р.Н.В. была <Дата обезличена> документирована ОВД г.Сортавала Республики Карелия паспортом гражданина бывшего СССР серии <Номер обезличен> <Номер обезличен>. По заявлению от <Дата обезличена> в связи с обменом паспорта гражданина бывшего СССР Р.Н.В. ОВД г.Сортавала Республики Карелия <Дата обезличена> выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии <Номер обезличен>, на указанный момент Р.Н.В. не являлась военнослужащей,была зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>, гже проживает и зарегистрирована по настоящий момент.
Р.Н.В. является многодетной матерью, имеет троих детей – Р.И.Д., <Дата обезличена> года рождения, Р.В.Д., <Дата обезличена> года рождения и Р.Я.Д., <Дата обезличена> года рождения.
Р.Н.В. в <Дата обезличена> окончила Сортавальский торгово-экономический техникум, в <Дата обезличена> – Петрозаводский государственный университет, с <Дата обезличена> является индивидуальным предпринимателем. Брак между Р.Д.И. и Р.Н.В. прекращен <Дата обезличена> на основании решения мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> г.Сортавала от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Р.Н.В. вступила в брак с С.А.В., после заключения брака ей присвоена фамилия «Соколова».
Р.Н.В. выдавались заграничные паспорта <Дата обезличена> и <Дата обезличена>.
В соответствии со ст. 12 Закона №1948-1 гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. В силу ст. 18 указанного Закона в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации (ст. 10 Закона).
Пунктами "г", "е" части 1 статьи 36 Закона №1948-1 (в первоначальной редакции) предусмотрено, что к полномочиям консульских учреждений Российской Федерации относится, в том числе, определение принадлежности лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; осуществление по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях.
Изложенные в оспариваемом заключении от <Дата обезличена> выводы об отсутствии сведений о приобретении административным истцом гражданства РФ сделаны без учета оценки законности выдачи ей паспорта гражданина СССР в <Дата обезличена>, при этом доводы представителя административного ответчика об отсутствии в базах данных сведений об обращениях Р.Н.В. по вопросам гражданства не могут однозначно свидетельствовать о не приобретении ею гражданства Российской Федерации в установленном Законом <Номер обезличен> порядке. Оценка законности выдачи <Дата обезличена> Р.Н.В. паспорта гражданина Российской Федерации также не дана. Пояснения специалиста в судебном заседании, что на <Дата обезличена> Р.Н.В. была зарегистрирована по войсковой части <Номер обезличен>, опровергаются материалами дела –на тот момент она не являлась военнослужащей и была зарегистрирована по адресу <Адрес обезличен>. Доказательств виновных деяний Р.Н.В. (представления не всех необходимых документов, сообщение недостоверных сведений, представление подложных документов и т.п.) в получении ею в <Дата обезличена> паспорта и обмене его в <Дата обезличена> административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание прибытие административного истца в <Дата обезличена> на территорию Российской Федерации в качестве члена семьи военнослужащего российской армии, прохождение ею военной службы по контракту в войсковой части <Номер обезличен> <Адрес обезличен> (пограничная служба) с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, постоянное проживание на территории Российской Федерации с <Дата обезличена>, получение в образовательных учреждениях Российской Федерации среднего профессионального и высшего образования, обмен паспорта СССР на паспорт РФ, получение заграничных паспортов, несение налогового бремени, получение гарантий от государства (как многодетной матери), исходя из понятия гражданства, данного в ст.3 Федерального Закона №62-ФЗ, суд приходит к выводу о реализации Р.Н.В. с <Дата обезличена> по настоящее время своих прав как гражданина Российской Федерации.
Оценивая доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает, что административными ответчиками не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о приобретении Р.Н.В. гражданства Российской Федерации, и, как следствие, незаконности выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации.
С учетом изложенного, п.1 и 2 оспариваемого Заключения от <Дата обезличена> подлежат признанию незаконными. В связи с данными обстоятельствами, а также по причине отсутствия в Акте об изъятии паспорта от <Дата обезличена> конкретного основания для его изъятия, указанный Акт также подлежит признанию незаконным. Оспариваемые Заключение и Акт нарушают права и интересы административного истца - конституционное право на гражданство и иные, из него вытекающие.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых, соответственно, допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом изложенного, суд возлагает на ОМВД РФ по Сортавальскому району обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения ее обращения о замене паспорта в связи с изменение фамилии. Об устранении нарушенных прав административного истца надлежит сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
Согласно ст.111 КАС РФ с административных ответчиков в равных долях в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине при обращении в суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Р.Н.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным пункты 1 и 2 Заключения проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия от <Дата обезличена> в отношении Р.Н.В..
Признать незаконным Акт изъятия паспорта гражданина Российской Федерации от <Дата обезличена>, утвержденный Врио начальника Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району.
Обязать Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району повторно рассмотреть обращение Р.Н.В. о замене паспорта.
В остальной части требований отказать.
Об устранении нарушенных прав Р.Н.В. сообщить Сортавальскому городскому суду Республики Карелия и Р.Н.В. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
Взыскать с Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району и Министерства внутренних дел по Республике Карелия в пользу Р.Н.В. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере по <Номер обезличен> руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>