Судья Михайлова Т.А. Дело № 33-3074/2016
Докладчик Давыдова И.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
Председательствующего ЛИМАНОВОЙ Н.П.,
Судей ДАВЫДОВОЙ И.В., ЧЕРНЫХ С.В.,
При секретаре ГУЛЕВСКОЙ К.И.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городеНовосибирске 31 марта 2016 года гражданское дело по апелляционным жалобам ЗАО «Страховая группа «УралСиб», Крымова Сергея Геннадьевича на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 17 декабря 2015 года, которым с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в пользу Крымова Сергея Геннадьевича взыскано страховое возмещение в сумме <данные изъяты> рублей, проценты в сумме <данные изъяты> рублей, компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в сумме <данные изъяты> рублей, в возмещение судебных расходов <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.
Взыскана с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в доход бюджета государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей 02 коп.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Давыдовой И.В., объяснения Крымова С.Г., его представителя Редкокаша М.Н., представителя ЗАО «Страховая группа «УралСиб» Дудкина В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Крымов С.Г. обратился в суд с иском к ЗАО «Страховая группа «УралСиб» о взыскании страхового возмещения.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что 02.08.13. заключил с ответчиком договор личного страхования, срок действия договора был установлен с 04.08.13. по 03.08.14., страховая сумма - <данные изъяты> рублей.
Как указывал истец, 26.11.13. ему была установлена вторая группа инвалидности.
Обращение в страховую организацию с заявлением о выплате страхового возмещения оставлено ответчиком без внимания, выплата страхового возмещения в установленный Условиями страхования срок /14 рабочих дней/, не произведена, отказ в выплате истец не получал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований Крымов С.Г. просил взыскать с ЗАО «СГ «УралСиб» в его пользу страховое возмещение в размере <данные изъяты> рублей, проценты по ст. 395 ГК РФ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, возместить расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы на нотариальное удостоверение полномочий представителя в размере <данные изъяты> рублей, а также взыскать штраф.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем ЗАО «Страховая группа «УралСиб» и Крымовым С.Г.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО «Страховая группа «УралСиб» просит решение суда отменить в связи с неправильной оценкой судом представленных доказательств.
Автор жалобы обращает внимание на то, что при обращении с заявлением о страховой выплате страхователю была разъяснена необходимость предоставления акта о несчастном случае на производстве, а также платежных реквизитов для перечисления выплаты, однако данные требования Крымовым С.Г. не были выполнены.
По мнению апеллянта, в действиях страхователя имеется злоупотребление правом, поскольку им неверно указано месте несчастного случая и не указано, что по данному факту возбуждено уголовное дело.
Также апеллянт указывает на нарушение страхователем п. 14 Правил страхования, поскольку с заявлением о страховой выплате Крымов С.Г. обратился только через 4 месяца.
В апелляционной жалобе Крымова С.Г. изложена просьба об изменении решения суда в части размера компенсации морального вреда, штрафа и расходов, на оплату юридических услуг, полагая, что взысканию подлежали именно заявленные истцом суммы.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона /страховщик/ обязуется за обусловленную договором плату /страховую премию/, уплачиваемую другой стороной /страхователем/, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму /страховую сумму/ в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина /застрахованного лица/, достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события /страхового случая/. Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В силу п. 2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
1/ о застрахованном лице;
2/ о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование /страхового случая/;
3/ о размере страховой суммы;
4/ о сроке действия договора.
На основании п.3 ст.3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии /страховых взносов/, о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
Ст. 9 указанного закона предусматривает, что страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам /п.п.1.2/.
Нарушение сроков выплаты страхового возмещения в пределах страховой суммы представляет собой нарушение исполнения страховщиком денежного обязательства перед страхователем, за которое ст. 395 ГК РФ предусмотрена ответственность в виде уплаты процентов, начисляемых на сумму подлежащего выплате страхового возмещения.
Удовлетворяя частично иск Крымова С.Г., суд первой инстанции исходил из того, что ответчик уклонился от своей обязанности по выплате страхового возмещения, нарушив установленные Условиями страхования сроки выплаты страхового возмещения.
Судебная коллегия выводы суда находит правильными, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, требованиям закона, представленным сторонами доказательствам, которые верно оценены судом.
Так, из материалов дела усматривается, что 02.08.13. между сторонами был заключен договор добровольного индивидуального страхования от несчастных случаев, срок действия договора установлен с 04.08.13. по 03.08.14., страховая премия уплачена Крымовым С.Г. 03.08.13. Страховое возмещение по страховому случаю «признание застрахованного лица инвалидом в результате несчастного случая» составляет 800 000 рублей. При наступлении страхового случая «признание застрахованного лица инвалидом в результате несчастного случая с установлением инвалидности второй группы» сумма страховой выплаты исчисляется в размере 75 % от страховой суммы, т.е., 600 000 рублей.
В ходе рассмотрения спора достоверно установлено, что 10.09.13. Крымов С.Г. на строительной площадке получил травму в виде отрыва правой конечности на границе верхней трети и средней трети правого плеча с обширным размозжением мягких тканей кожи, сосудисто-нервных пучков. Открытый 3В оскольчатый перелом верхней трети правой плечевой кости со смещением фрагментов.
По поводу полученной травмы с 10.09.13. по 27.09.13. истец находился на стационарном лечении, 26.11.13. ему установлена вторая группа инвалидности. При переосвидетельствовании 26.01.15. установлена вторая группа инвалидности по причине общее заболевание бессрочно.
Также из материалов дела видно, что в январе 2014 года Крымов С.Г. обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, однако, в срок, установленный п.15.2 Условий страхования /14 рабочих дней/, выплата страхового возмещения ответчиком не произведена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика страхового возмещения и процентов, начисляемых на сумму подлежащего выплате страхового возмещения по правилам положений ст.395 ГК РФ.
Нельзя согласиться с позицией представителя страховой организации о том, что страхователем не были выполнены требования о предоставлении необходимых документов, предусмотренных п.9.2 Правил страхования.
Данный довод жалобы опровергается представленным в материалах дела заявлением Крымова С.Г. о страховой выплате по страхованию от несчастных случаев. К данному заявлению страхователем были приложены необходимые документы, указанные в п. 15.1 договора страхования.
Кроме того, в заявлении от 28.03.14. Крымов С.Г. указал, что акт о несчастном случае на производстве не составлялся, иные документы, которыми располагал истец, он ранее представил в страховую организацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении страховщиком прав страхователя на получение страховой выплаты.
Также следует отметить отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о направлении истцу отказа в выплате страхового возмещения с указанием причин такого отказа.
Таким образом, ссылка в жалобе о том, что истцом не были представлены предусмотренные Правилами страхования документы, является необоснованной.
Не влечет отмену правильного судебного постановления довод о несвоевременном уведомлении страховщика о наступлении страхового случая, поскольку данное обстоятельство не освобождает страховщика от выплаты потерпевшему страхового возмещения.
Действительно, п.14 и п.14.1 договора страхования предусмотрено, что страхователь при наступлении страхового случая обязан уведомить страховщика в течении 30 дней со дня наступления страхового случая. Однако положения данных условий договора не свидетельствует о том, что страховщик вправе отказать страхователю в страховой выплате.
Не влияют на правильность принятого судом решения доводы представителя страховой организации о том, что истцом не были представлены банковские реквизиты для перечисления страховой выплаты, поскольку заключенным сторонами договором страхования такая обязанность страхователя не предусмотрена.
Ссылка в жалобе на злоупотребление истцом своими правами не нашла своего подтверждения. Напротив, в ходе рассмотрения спора установлено нарушение прав страхователя со стороны страховой организации, которая в установленный срок выплату страхового возмещения не произвела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда по доводам представителя страховой организации.
Также не являются основанием для отмены правильного судебного постановления доводы, которые приведены в апелляционной жалобе Крымова С.Г.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 20000 рублей, суд первой инстанции исходил из нарушения прав страхователя на своевременное получение страхового возмещения.
Данные выводы суда являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела.
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью истца, основанием для изменения оспариваемого решения суда не является, т.к. вред здоровью Крымова С.Г. причинен не по вине ответчика. Взыскание компенсации морального вреда в данном случае основано на положениях ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем /исполнителем, продавцом/ или организацией, выполняющей функции изготовителя /продавца/ на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Он не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Определенная судом сумма компенсации морального вреда соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств по договору страхования, объему нарушенных прав истца.
Доводы апеллянта о необоснованном снижении судом суммы штрафа основанием для изменения решения суда также не являются.
Определяя подлежащий взысканию в пользу истца штраф в размере <данные изъяты> рублей, суд исходил из установленных по делу обстоятельств, а также счел возможным удовлетворить ходатайство представителя ответчика о применении ст. 333 ГК РФ.
Судебная коллегия с выводами суда в данной части соглашается.
Взысканную в пользу истца в возмещение судебных расходов сумму в размере <данные изъяты> рублей судебная коллегия находит соответствующей объему оказанной представителем правовой помощи, требованиям ст.100 ГПК РФ, сложности дела, длительности его рассмотрения.
Иных правовых доводов, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ в качестве основания к отмене судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ЗАО «Страховая группа «УралСиб» и Крымова Сергея Геннадьевича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи