Решение по делу № 33а-10690/2019 от 04.10.2019

судья 1 инстанции: Корбут А.О. дело №33а-10690/2019

дело 1 инстанции: №2а -1250/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 ноября 2019 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,

Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мустафаева Амета Февзиевича к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, главе Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Ястребовой А.Н. о признании незаконным и отмене решения об отказе в передаче в собственность земельного участка, обязании совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Мустафаева Амета Февзиевича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Мустафаев А.Ф. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в котором просил признать незаконным и отменить решение Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, оформленное письменным сообщением от 14 марта 2019 года №03-05/380, об отказе в передаче в собственность Мустафаеву А.Ф. в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» земельного участка с кадастровым номером , площадью 692 кв.м., расположенного но адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства; возложить обязанность на Администрацию Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление Мустафаева А.Ф. от 03 декабря 2018 года №02-39/563 и передать в собственность вышеуказанный земельный участок.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что решением 29 сессии 4 созыва Почтовского поселкового совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым от 28 сентября 2005 года №14-459/290 Мустафаеву А.Ф. дано разрешение на выполнение технической документации по оформлению правоустанавливающего документа на земельный участок ориентировочной площадью 0,07 га, расположенного в <адрес>. В 2008 году по заказу Мустафаева А.Ф. разработана техническая документация по землеустройству на составление документации к выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Однако, как указывает административный истец, по независящим от него причинам, проект технической документации по землеустройству на составление документации для выдачи Государственного акта не был утверждён Почтовским поселковым советом Бахчисарайского района АРК. Административный истец обратился в Администрацию Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением о передаче в собственность данного земельного участка. Однако, согласно сообщению от 14 марта 2019 года №02-05/380 муниципального органа, передать в собственность Мустафаеву А.Ф. земельный участок с кадастровым номером не представляется возможным по причине того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 13 №38-ЗРК, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Административный истец считает данное решение муниципального органа об отказе передаче испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечён глава Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым Ястребова А.Н.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2019 года в удовлетворении заявленных Мустафаевым А.Ф. требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мустафаевым А.Ф. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение, принять новое об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку вынесено с неправильным применением норм материального права. В частности, указано, что поскольку решение 29 сессии 4 созыва Почтовского поселкового совета Бах­чисарайского района АР Крым от 28 сентября 2005 года №14-459/290 не отменялось и не признано недействительным, значит, является действующим, и Мустафаев А.Ф. имеет право на завершение процедуры оформления права на земельный участок. Указанные обстоятельства судом первой инстанции должным образом не исследованы, им не дана надлежащая правовая оценка в целом.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности - Колинько О.Л. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки не известны.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, к административному исковому заявлению административным истцом приложена копия решения 29 сессии 4 созыва Почтовского поселкового совета Бахчисарайского района АР Крым от 28 сентября 2005 года №14-459/290 «О разрешении на производство технической документации по землеустройству», которым Мустафаеву А.Ф. разрешено производство технической документации по землеустройству на составление документов к выдаче Государственного акта на право собственности на земельный участок ориентировочной площадью 0,07 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений по адресу: <адрес> (л.л. 11).

Согласно пункту 2 указанного решения, технический отчёт следовало согласовать в установленном законом порядке.

Постановлением Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 09 августа 2018 года №386 «Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования», на земельный участок, площадью 692 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, установлен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства - код 2.1; отнесен к категории - земли населенных пунктов (л.д. 61).

03 декабря 2018 года Мустафаев А.Ф. обратился в Администрацию Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением о передаче в собственность вышеуказанного земельного участка (л.д. 60).

Письмом Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 14 марта 2019 года №02-05/380 по результатам рассмотрения заявления №02-39/563 от 03 декабря 2018 года о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, административному истцу сообщено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятые с 14 октября 2008 ода по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству, в связи с чем, передать Мустафаеву А.Ф. в собственность вышеуказанный земельный участок не представляется возможным (л.д. 59).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от №6-ФКЗ, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313.

Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов, в том числе: для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).

Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 15 Порядка).

Постановлением Администрации Почтовского сельского поселения №6 от 05.02.2015 года утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года» (далее Административный регламент).

Согласно пункту 2.3. Административного регламента, конечным результатом предоставления муниципальной услуги является решение о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, заключение договора аренды земельного участка, либо мотивированный отказ в предоставлении земельного участка, заключении договора аренды земельного участка.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, в том числе, документ, подтверждающий обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из представленных документов.

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, согласно пункту 2.8.2 Административного регламента является также представление (направление) заявления, не содержащего сведений, предусмотренных подпунктом 2.6.1 настоящего регламента; непредставление документов, предусмотренных подпунктом 2.6.1 настоящего регламента; отзыв заявителем своего заявления.

Поскольку завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству, а предоставленная Мустафаевым А.Ф. копия решения Почтовского поселкового совета Бахчисарайского района АР Крым датирована 28 сентября 2005 года, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемого отказа административного ответчика.

Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции административный ответчик на запрос суда сообщил, что в решении 29 сессии 4 созыва Почтовского поселкового совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым от 28 сентября 2005 года №14-459/290 сведения об административном истце отсутствуют, предоставлена копия решения от этой же даты, однако, под иным номером: №14-459/287 (л.д.46).

Из предоставленной копии решения №14-459/287 усматривается, что данным решением «О разрешении на производство технического отчёта» Мустафаеву А.Ф. разрешено производство технической документации по землеустройству на составление документов к выдаче Государственного акта на право собственности на земельный участок площадью 0,07 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений по адресу: <адрес> (л.д. 47).

Таким образом, разрешение на производство технической документации по землеустройству на составление документов к выдаче Государственного акта на право собственности на земельный участок предоставлялось административному истцу по другому адресу в <адрес>.

Доводы апеллянта о том, что решение органа местного самоуправления от 28 сентября 2005 года является действующим и основанием для завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, основаны на неверном толковании закона. Эти доводы мотивированно, с правильным применением норм материального права, отклонены судом первой инстанции. Ссылки административного истца на бездействие с 2008 года органа местного самоуправления по не утверждению разработанного проекта отвода земельного участка также проверялись судом и своего подтверждения надлежащими и достоверными доказательствами не нашли.

Содержание апелляционной жалобы, по своей сути, направлено на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 24 июля 2019 года по административному делу №2а-1250/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мустафаева Амета Февзиевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

Н.Р. Мостовенко

33а-10690/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мустафаев Амет Февзиевич
Ответчики
Администрация Почтовского сельского поселения
Глава администрации Почтовского сельского поселения - Ястребова А.Н.
Другие
Колинько Ольга Леонидовна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
06.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее