К делу № 2а-804/2020
УИД23RS0011-01-2020-000417-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года г. Геленджик Краснодарского края
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Садова Б. Н.,
при секретаре Михайловой Д. В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Старцева Н.С. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Старцев Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 1156 кв.м., по адресу: <адрес>, с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым №, площадью 1156 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства и эксплуатации пансионата», по адресу: <адрес>, на основании соглашения о безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на обращение административного истца в орган местного самоуправления, с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», получен отказ. Не согласившись с позицией администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, административный истец обратился с настоящим заявлением в суд.
В судебное заседание административный истец Старцев Н.С. не явился, воспользовалась правом на ведение дела в суде через представителя по доверенности Осипова С.Е., что не противоречит положениям ст.ст. 55-57 КАС РФ который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Кулинчев Д.Г. действующий на основании доверенности, заявил, что в удовлетворении исковых требований полагается на мнение по усмотрению суда.
Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения о безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу предоставлен в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым №, площадью 1156 кв.м., по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым №, относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для строительства и эксплуатации пансионата».
Также, судом установлено, что земельный участок с кадастровым №, расположен в зоне малоэтажной жилой застройки «Ж-2», что подтверждается Выпиской № 64 от 23.01.2020 года из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года №178). Ст. 25 «Градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки (Ж-2)» установлен перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, в которой указано в графе - основные виды разрешенного использования земельных участков, испрашиваемый административным истцом вид «для индивидуального жилищного строительства».
Кроме того, материалами дела подтверждается, что административный истец обращался в администрацию МО г-к Геленджик с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 1156 кв.м., по адресу: <адрес>, с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на испрашиваемый вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Административным истцом предоставлен суду отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выраженный в письменном ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления административного истца, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающих предметом договора аренды.
Удовлетворяя требование административного истца в изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.ст. 40,41,43 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-ФЗ, ст.ст.262,264 ГК РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам, ст.ст.5,41 Земельного кодекса РФ относят землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ и ст.11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие виды разрешенного использования земельных участков.
В п.1 ст.7 ЗК РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2).
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.1 ст.30).
Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Так, решением Думы муниципального образования города-курорта Геленджик от 27.07.2010г. №466, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Геленджик, в редакции решения Думы муниципального образования города-курорт Геленджик от 24.10.2019г. № 178, внесены изменения в генеральный план городского округа в части отнесения арендуемого земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202007:168, площадью 1156 кв.м., по адресу: <адрес>, к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2), предусматривающей перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, в графе - основные виды разрешенного использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства», что подтверждается в материалах дела Выпиской № 64 от 23.01.2020 года из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым № застроен объектом капитального строительства площадью 295,9 кв.м., и расположен в зоне малоэтажной жилой застройки «Ж-2», для которой характерно строительство и реконструкция преимущественно индивидуальных жилых домов и сопутствующих им видов использования, в связи, с чем изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка, не будет являться нарушением прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности и будет соответствовать установленном виду разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Геленджик.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 12 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В пункте 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под Правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В пункте 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под Градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Следовательно, согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации испрашиваемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка соответствует установленному градостроительному регламенту территориальной зоны.
Таким образом, суд полагает, возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 1156 кв.м., по адресу: <адрес>, что не противоречит регламенту территориальной зоны расположения указанного участка.
Исследованные и оцененные доказательства, подтверждают обоснованность заявленных требований в рамках указанного административного искового заявления, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований имеют место быть. Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств позволяет принять решение об удовлетворении заявленного требования.
При этом, принимая решение об удовлетворении настоящего административного иска, суд учитывает, что таким решением суда ничьи законные права и интересы не нарушаются, в том числе и органа муниципальной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Старцева Н.С. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города-курорта Геленджик в месячный срок от дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, площадью 1156 кв.м., по адресу: <адрес>, с установленного вида «для строительства и эксплуатации пансионата» на испрашиваемый вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Геленджикский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2020 года.
Судья Б.Н.Садов