Судья Гуреева К.С. дело № 33-823/2023
дело № 2-1389/2022 (12RS0003-02-2022-000342-18)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 23 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Гринюк М.А.,
судей Клюкиной О.В. и Протасовой Е.М.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лопатина Дмитрия Валерьевича на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года, которым Лопатину Дмитрию Валерьевичу отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» об оспаривании уведомления о необходимости возврата денежных средств, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопатин Д.В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл» (далее – ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы», ответчик), в котором просил признать незаконным требование ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» о возврате денежных средств в размере 88386 руб. 39 коп., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что являлся получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта 25 сентября 2020 года <№> по мероприятию «поиск работы». Уведомлением ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» <№> от 2 сентября 2021 года истцу было сообщено о том, что предоставление мер социальной помощи на основании социального контракта прекращается с 13 августа 2021 года в связи с нарушением им условий контракта. Денежные средства в размере 88386 руб. 39 коп., выплаченные за период с 19 октября 2020 года по 30 июня 2021 года, подлежат возврату. Требования ответчика о возврате выплаченных денежных средств, изложенные в указанном уведомлении от 2 сентября 2021 года, Лопатин Д.В. полагает незаконными, поскольку до момента прекращения действия социального контракта он находился в отпусках. Истец прекратил ежемесячное предоставление справок от работодателя ответчику, однако считает, что это не является основанием для возврата выплаченных денежных средств. Незаконными действиями ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» по истребованию денежных средств истцу был причинен моральный вред, который подлежит компенсации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лопатин Д.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии нарушений его прав со стороны ответчика. Полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, материал проверки, надзорное производство, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В целях реализации ФЗ «О государственной социальной помощи» Правительством Республики Марий Эл принято постановление от 31 декабря 2019 года № 442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл», которым утвержден Порядок оказания оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка социальный контракт - это соглашение между семьей (гражданином) и государственным казенным учреждением Республики Марий Эл, предоставляющим меры социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл (далее - учреждение), в соответствии с которым учреждение обязуется оказать семье (гражданину) государственную социальную помощь, а семья (гражданин) обязуется исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.
В силу подпункта «а» пункта 20 Порядка в программе социальной адаптации указываются мероприятия, обязательные для реализации семьей (гражданином), в том числе поиск работы. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 сентября 2020 года между ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» и Лопатиным Д.В. заключен социальный контракт №897 по мероприятию «поиск работы».
В соответствии с пунктом 2.1.1. социального контракта ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» обязалось оказывать получателю содействие в поиске работы с последующим трудоустройством путем осуществления взаимодействия с государственными учреждениями Республики Марий Эл, находящимися в ведении Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл; предоставить получателю денежную выплату со дня трудоустройства после предоставления им документов, подтверждающих факт трудоустройства; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом; прекратить предоставление ежемесячной денежной выплаты в случае расторжения трудового договора по вине получателя с месяца, следующего за месяцем расторжения трудового договора.
Пунктом 2.1.2. социального контракта на Лопатина Д.В. возложена обязанность осуществить поиск работы с последующим заключением трудового договора в период действия социального контракта; предоставить в ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» документы, подтверждающие факт трудоустройства; информировать учреждение ежемесячно об осуществлении трудовой деятельности в период действия социального контракта; уведомить ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» в течение 3 рабочих дней в случае прекращения трудового договора (увольнения) в период действия социального контракта; в случае прекращения трудовых отношений по вине получателя осуществить возврат полученной ежемесячной денежной выплаты в полном объеме в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости возврата денежных средств.
Согласно пункту 3 социального контракта государственная социальная помощь на основании социального контракта по поиску работы (трудоустройство) предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты на срок заключения социального контракта в размере 10498 руб. со дня трудоустройства.
В период с 19 октября 2020 года по 30 июня 2021 года Лопатину Д.В. на основании социального контракта были выплачены денежные средства в размере 88386 руб. 39 коп.
Согласно пункту 25 Порядка действие социального контракта прекращается досрочно в случаях:
а) неисполнения (несвоевременного исполнения) семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимися уважительными. Перечень причин, являющихся уважительными, указан в пункте 25.1 настоящего Порядка;
б) выявления фактов, свидетельствующих об отсутствии у семьи (гражданина) права на оказание государственной социальной помощи;
в) смерть гражданина (всех совершеннолетних членов семьи) или признание их умершими (безвестно отсутствующими), недееспособными (ограниченно дееспособными) по решению суда, вступившему в законную силу;
г) добровольного отказа семьи (гражданина) от государственной социальной помощи, выразившегося в подаче соответствующего заявления;
д) прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета в качестве налогоплательщика на профессиональный доход) в период действия социального контракта.
При прекращении действия социального контракта возврату подлежат:
в случае прекращения действия социального контракта по основанию, указанному в подпункте «а» настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации;
в случае прекращения действия социального контракта по основаниям, указанным в подпунктах «б», «г» и «д» настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, в полном объеме.
В течение 10 календарных дней со дня выявления фактов, указанных в подпунктах «а», «б», «г» и «д» пункта 25 настоящего Порядка, учреждением принимается решение о прекращении действия социального контракта с указанием суммы денежных средств, подлежащих возврату, которое направляется (вручается) семье (гражданину). Денежные средства подлежат возврату в течение 30 календарных дней со дня получения семьей (гражданином) уведомления о необходимости возврата денежных средств. В случае отказа семьи (гражданина) от возврата денежных средств они подлежат взысканию в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 26 Порядка).
6 августа 2021 года Лопатным Д.В. в адрес ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» было направлено заявление о прекращении социального контракта в связи с заключением его под стражу.
Решением от 13 августа 2021 года <№> действие контракта было прекращено на основании подпункта «а» пункта 25 постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 <№> «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл» и подпункта «а» пункта 2.9.3 Административного регламента Министерства социального развития Республики Марий Эл предоставления государственной услуги «Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл», утвержденного приказом Министерства социального развития Республики Марий Эл <№> от <дата>, по причине невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по вине гражданина (том 1, л.д. 67).
Уведомлением от 2 сентября 2021 <№> ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» сообщило Лопатину Д.В. о том, что предоставление мер социальной помощи на основании социального контракта прекращается с 13 августа 2021 года в связи с добровольным отказом гражданина от государственной социальной помощи. Денежные средства в размере 88386 руб. 39 коп., выплаченные за период с 19 октября 2020 года по 30 июня 2021 года, подлежат возврату (том 1, л.д. 7).
Разрешая спор и отказывая Лопатину Д.В. в удовлетворении исковых требований о признании уведомления ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» от 2 сентября 2021 года <№> незаконным, суд правомерно исходил из отсутствия нарушений прав истца со стороны ответчика.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается, полагает его законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Исходя из буквальной формулировки просительной части искового заявления, Лопатин Д.В. просил отказать ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» во взыскании с него денежных средств в размере 88386 руб. 39 коп.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованному лицу предоставлено право в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При этом, исходя из названной правовой нормы, правом на обращение в суд обладают лишь лица, права и законные интересы которых нарушены или оспариваются, а удовлетворение исковых требований повлечет за собой их восстановление. В связи с этим условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются наличие у него субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и установление факта нарушения права (интереса) истца ответчиком.
Представителем ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» в суд первой инстанции была представлена копия уведомления от 2 сентября 2021 года <№> (том 1, л.д. 68), различная по содержанию с копией соответствующего уведомления, представленного истцом при обращении в суд с настоящим иском. Так, из названного документа, направленного ответчиком, следует, что предоставление мер социальной помощи на основании заключенного с Лопатиным Д.В. социального контракта прекращается с 13 августа 2021 года на основании подпункта «а» пункта 25 постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 № 442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл» и подпункта «а» пункта 3.9.1. Административного регламента Министерства социального развития Республики Марий Эл предоставления государственной услуги «Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл», утвержденного приказом Министерства социального развития Республики Марий Эл от 25 февраля 2020 года № 51, в связи с невыполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по вине гражданина. При этом в названном уведомлении отсутствует указание на необходимость возврата денежных средств, полученных истцом в период действия социального контракта.
Также в материалах дела содержатся две различные по содержанию справки ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» от 4 октября 2021 года <№>, в которых отражена информация о причинах расторжения социального контракта, заключенного с Лопатиным Д.В. Так, из справки, приложенной истцом к исковому заявлению (том 1, л.д. 65), следует, что действие социального контракта прекращено 13 августа 2021 года по причине добровольного отказа гражданина от государственной социальной помощи. В справке, представленной ответчиком (том 1, л.д. 69), содержится информация иного содержания – указывается, что действие социального контракта прекращено 13 августа 2021 года по причине невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по вине гражданина.
Для проверки доводов жалобы о незаконности действий ответчика, выразившихся в истребовании выплаченных на основании социального контракта денежных средств, судом апелляционной инстанции из Прокуратуры г. Йошкар-Олы было истребовано надзорное производство <№> по обращению Лопатина Д.В.
Как следует из заключения по результатам его рассмотрения от 18 октября 2022 года, первоначально ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы» было принято решение от 13 августа 2021 года <№> о прекращении действия контракта, заключенного с Лопатиным Д.В., в связи с добровольным отказом гражданина от государственной социальной помощи, выразившемся в подаче соответствующего заявления. Установлено, что впоследствии руководителем
Центра Варсеговой М.В. пересмотрено обращение Лопатина Д.В. и по нему вынесено новое решение о прекращении социального контракта на основании подпункта «а» пункта 25 Постановления, то есть по причине невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по вине гражданина, которое направлено Лопатину Д.В. 8 ноября 2021 года взамен отправленного ранее. Данное решение также датировано 13 августа 2021 года за <№>.
Ранее прокуратурой города рассматривалось обращение Лопатина Д.В. от 9 сентября 2021 года, поступившее 17 сентября 2021 года через Прокуратуру Республики Марий Эл, по вопросу прекращения действия социального контракта, заключенного между ним и Центром. Проведенной проверкой установлено, что предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта Лопатину Д.В. прекращено с 13 августа 2021 года в связи с добровольным отказом гражданина от государственной социальной помощи, выразившемся в подаче соответствующего заявления, о чем 18 октября 2021 года подготовлен ответ и направлен заявителю.
14 марта 2022 года в Прокуратуру города Йошкар-Олы поступило поручение из Прокуратуры Республики Марий Эл о проведении проверки законности представленной 24 сентября 2021 года информации ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки в г.Йошкар-Оле». В ходе проведённой проверки 23 марта 2022 года опрошена заместитель руководителя Центра Курмашева Г.Х., которая пояснила, что на момент направления ответа на запрос в прокуратуру города решения <№> от 13 августа 2021 года в новой редакции в деле Лопатина Д.В. не имелось, что свидетельствует о том, что решение изготовлено позже 24 сентября 2021 года.
Также произведен опрос заместителя начальника отдела обработки по мерам социальной поддержки Центра Булыгиной Г.Р., которая пояснила, что решение <№> от 13 августа 2021 года было подготовлено ею 8 ноября 2021 года и передано начальнику отдела назначения Фирсутовой Е.Ю., которая ей сообщила, что от руководства ей поступило поручение о том, что решение <№> от 13 августа 2021 нужно переделать. Также Булыгина Г.Р. пояснила, что дату и номер в документе (решение <№> от 13 августа 2021) она не ставила.
Таким образом, решение <№> от 13 августа 2021 в актуальной редакции было изготовлено и подписано не раньше 8 ноября 2021 года.
В связи с выявленными нарушениями в действиях Центра, а также в целях их недопущения впредь прокуратурой города и.о. руководителя Центра 22 марта 2022 года внесено представление, которое рассмотрено 20 апреля 2022 года.
Также прокуратурой города в УМВД России по г. Йошкар-Оле 23 марта 2022 года направлен материал проверки для принятия решения в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на предмет совершения должностными лицами Центра преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации или для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что 28 марта 2022 года в УМВД России по г. Йошкар-Оле за <№> зарегистрирован материал проверки по факту возможных противоправных действий со стороны ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки в г.Йошкар-Оле».
По результатам процессуальной проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 21 апреля
2022 года старшим оперуполномоченным ОЭБ и ПК УМВД России по г.Йошкар-Оле Непогодиным Д.Л. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с отсутствием события преступления.
17 октября 2022 года обжалуемое заявителем процессуальное решение от 21 апреля 2022 отменено заместителем прокурора города, материал направлен в УМВД России по г.Йошкар-Оле для проведения дополнительной проверки и устранения недостатков, препятствующих принятию законного и обоснованного процессуального решения.
По результатам изучения материала проверки <№> (КУСП <№> от 28 марта 2022 года) 17 октября 2022 года заместителем прокурора г. Йошкар-Олы вынесено постановление об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела, также 18 октября 2022 года внесено требование об устранении нарушений закона при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в УМВД России по г. Йошкар-Оле.
По результатам процессуальной проверки, с учетом установленных и исследованных обстоятельств произошедшего органом дознания будет дана юридическая оценка собранным материалам и принято соответствующее процессуальное решение.
22 апреля 2022 года в УМВД России по г. Йошкар-Оле зарегистрирован материал проверки за <№> по факту изготовления поддельного решения должностными лицами ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки в г. Йошкар-Оле» от 13 августа 2021 <№>, на основании которого Лопатиным Д.В. расторгнут социальный контракт по мероприятию «поиск работы».
Частью 1 статьи 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт. Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо либо лицо, действующее от его имени.
Субъективная сторона административного правонарушения по части 1 статьи 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется умышленной формой вины.
В ходе изучения материала проверки КУСП <№> от 22 апреля 2022 года установлено, что при подготовке решения о прекращении социального контракта с Лопатиным Д.В. произошла техническая ошибка, следовательно, умысла в действиях сотрудников Центра не усматривается.
29 апреля 2022 года вынесено определение <№> об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, которое признано законным.
При указанных обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.
Помимо этого, письмом Министерства социального развития Республики Марий Эл от 3 ноября 2021 года Лопатину Д.В. также было разъяснено, что заключенный с ним социальный контракт был расторгнут на основании подпункта «а» пункта 25 постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 № 442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл», в связи с чем возврату подлежат денежные средства, выделенные на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации. Поскольку с июля 2021 года ежемесячная выплата истцу не предоставлялась, возврат денежных средств не требуется. Аналогичное разъяснение содержалось в письме Министерства социального развития Республики Марий Эл от 24 декабря 2021 года.
Из изложенного следует, что у Лопатина Д.В. отсутствует обязанность по возврату спорной денежной суммы ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы», о чем ему неоднократно были даны соответствующие разъяснения. Данный вывод также подтверждается материалами проверки прокуратуры. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для вывода о нарушении прав истца ответчиком, в связи с чем пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска Лопатина Д.В. об оспаривании уведомления <№> от 2 сентября 2021 года.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
К нематериальным благам в силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ, в частности, относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 151 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33), судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.).
Как следует из содержания искового заявления, требование о компенсации морального вреда Лопатин Д.В. связывал с причинением ему нравственных страданий вследствие направления ответчиком незаконного уведомления о необходимости возврата денежных средств, выплаченных на основании социального контракта, то есть с действиями, нарушающими имущественные права гражданина.
Вместе с тем, в силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 151 ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации такой моральный вред компенсации не подлежит. При этом оснований для вывода о том, что действия должностных лиц ГКУ Республики Марий Эл «Центр соцподдержки г. Йошкар-Олы», направленные, по мнению Лопатина Д.В., против его имущественных прав, одновременно нарушали бы его личные неимущественные права или посягали бы на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя истцу тем самым физические или нравственные страдания, судебная коллегия не усматривает.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лопатина Дмитрия Валерьевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий М.А. Гринюк
Судьи О.В. Клюкина
Е.М. Протасова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2023 года.