Дело № 2-2208/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 г. г. Миасс Челябинской области
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гонибесова Д.А.
при секретаре Антиповой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Миасса Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 73» о понуждении к исполнению обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Миасса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 73» о возложении обязанности разработать и утвердить паспорта образуемых в результате деятельности отходов 1-4 классов опасности в срок до ДАТА
В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено, что ответчик в ходе осуществления образовательной деятельности использует техническое оборудование, подлежащее паспортизации. Однако в нарушение закона паспорта отходов на оборудование, относящееся к 1-4 классам опасности, в учреждении не разработаны, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия пребывания в образовательных учреждениях для неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Нечаев П.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73», третьего лица Управления образования администрации Миасского городского округа Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Из положений статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьями 3, 16, 23, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в процессе своей деятельности не должны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. К одному из видов негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1).
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (ч.2).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч.3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 определен порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017, малогабаритные ртутные лампы, входящие в состав офисной компьютерной техники (ЛСД-мониторы, ноутбуки, сканеры, ксероксы) являются отходами оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю (1 класс опасности для окружающей природной среды с очень высокой степенью вредного воздействия на окружающую среду - код 47131111491). Утратившие потребительские свойства системные блоки компьютеров, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, картриджи печатающих устройств, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с соединительными проводами относятся к 4 классу опасности (код 48100000000 - «оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства»).
Судом установлено, что МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73» осуществляет образовательную деятельность на территории Миасского городского округа Челябинской области по адресу: АДРЕС.
В процессе осуществления указанной образовательной деятельности ответчиком используется техническое оборудование, подлежащее паспортизации (ЛСД - мониторы, ноутбуки, сканеры, ксерозы, системные блоки компьютеров, принтеры, многофункциональные устройства, картриджи печатающих устройств, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с соединительными проводами и другие) (л.д. 10-11).
В нарушение указанных требований закона паспорта отходов на оборудование, относящееся к 1-4 классам опасности, в учреждении не разработаны (л.д. 8-9).
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Поскольку ответчик использует оборудование и прочую продукцию, подлежащие особому контролю, однако паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности до настоящего времени учреждением не разработаны и не утверждены.
Осуществление деятельности с нарушением законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности нарушает права граждан на проживание и пребывание в экологически безопасных условиях.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика разработать и утвердить паспорта образуемых в результате отходов 1-4 классов опасности в срок до 1 июня 2021 г.
Указанный срок исполнения требований закона является разумным и достаточным.
Возражений относительно невозможности исполнить указанную обязанность в данный срок ответчиком не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Миасса в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Возложить обязанность на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73» разработать и утвердить паспорта образуемых в результате отходов 1-4 классов опасности в срок до ДАТА
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья
Мотивированное решение суда составлено 2 октября 2020 г.