25RS0005-01-2024-000921-66
Дело № 2-1845/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2024 года город Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Резник С.Б.
при секретаре Выонге Д.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейникова М.М., Олейникова А.М., Олейниковой Г.П. к администрации города Владивостока,
третье лицо жилищно-строительный кооператив ЖСК-88,
о признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Олейников М.М., Олейников А.М., Олейникова Г.П. обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Владивостока о признании права собственности на гаражный бокс, ссылаясь на то, что ФИО являлся членом ЖСК-88, ему был распределен гаражный бокс № по адресу <адрес>; после смерти ФИО истцы продолжают пользоваться гаражным боксом, вступили в наследство на оставшееся после наследодателя имущество; при оформлении наследства установлено отсутствие регистрации права собственности на указанный гаражный бокс. Указали, что решением Арбитражного суда Приморского края по делу № фактически была установлена законность возведения гаражных боксов нумерацией с 1 по 96, расположенных в ЖСК-88 по адресу: <адрес>; согласно акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО "ИнжкадастрВлад-ДВ", здание гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес> полностью соответствует требованиям строительных норм и правил, государственным стандартам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и законные интересы граждан. Произведенные работы соответствуют строительно-техническим, градостроительным нормам и правилам, соответствует требованиям нормальной эксплуатации здания и условиям безопасного нахождения людей.
Истцы просят суд включить в состав наследственного имущества, открывшегося после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО, гаражный бокс № общей площадью 17,9 кв.м, построенный в ЖСК-88, расположенный в районе <адрес>, а также признать за истцами в порядке наследования право собственности на указанный гаражный бокс в равных долях (по 1/3 доли каждому).
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Стороны, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки суд не известили.
При указанных обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного производства.
При этом в возражениях на иск представитель ответчика с иском не согласился, указал, что сведения о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта отсутствуют, рабочий и эскизный проекты с управлением градостроительства не согласовывались, сведения о подписании актов приемки и запись в ЕГРН также отсутствуют. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Данная норма права в качестве оснований для возникновения права собственности на вновь созданную вещь называет два юридически значимых обстоятельства: создание новой вещи для себя и отсутствие нарушений законодательства при его создании.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из содержания п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Пунктом 4 статьи 218 ГК РФ также предусмотрено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В судебном заседании установлено, что в августе 1994 года Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора мэрии г.Владивостока ЖСК-88 выдано разрешение № на выполнение общестроительных работ по строительству десятиэтажного жилого дома, а также значащегося на генеральном плане блока обслуживания подземных гаражей по <адрес>.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройства г. Владивостока ЖСК-88 выдано удостоверение о постановке на учет пользователя земельного участка № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за ЖСК-88 зарегистрировано фактическое использование земельного участка площадью 2419 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для строительства гаражей в количестве 105 боксов.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК-88 в лице председателя ФИО принял от подрядчика АО «Фирма АВРОРА» десятиэтажный дом и подземные гаражи.
Как следует из представленной в материалы дела справки ЖСК-88 от ДД.ММ.ГГГГ и квитанций к приходному кассовому ордеру, ФИО являлся членом ЖСК-88, паевой взнос на строительство гаража выплачен ФИО полностью.
Как следует из технического плана здания, спорный гараж 1998 года постройки, площадью 17,9 кв.м, имеет один этаж, располагается в пределах квартала с кадастровым номером №
Согласно акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ здание гаражного бокса №, расположенное в районе <адрес> полностью соответствует требованиям строительных норм и правил, государственным стандартам, включенным в доказательственную базу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также иным, регламентирующим правилам возведения зданий и сооружений.
Исследуемый объект находится по адресу: <адрес>, в зоне застройки Ж-4. Посадка объекта на местности, его размещение, объемно-планировочные и конструктивные характеристики полностью соответствуют требованиям Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
Здание гаражного бокса № не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права и законные интересы граждан в части строительно-технических норм. Произведенные работы соответствуют строительно-техническим, градостроительным нормам и правилам, соответствуют требованиям нормальной эксплуатации здания и условиям безопасности нахождения людей.
Учитывая техническое состояние и отсутствие нарушений строительных норм и правил, установлено, что работы по возведению здания соответствуют требованиям безопасности, не нарушают права и законные интересы третьих лиц и соответствуют нормальным условиям эксплуатации зданий согласно требованиям Технического регламента.
Таким образом, нежилое помещение (гаражный бокс) № и объект недвижимости - нежилое здание (гаражные боксы), составной частью которого является это помещение (гаражный бокс), существует в натуре, обладает всеми признаками индивидуально-определенной вещи, т.е. может выступать объектом гражданских правоотношений.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Единственным признаком самовольной постройки является отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию. Между тем, члены (пайщики) ЖСК-88 принимали меры к легализации построенных гаражных боксов.
Доказательства обратного материалы дела не содержат. Право собственности на спорный объект за кем-либо не зарегистрировано.
Судом установлено, что Олейников М.М. являлся членом ЖСК-88, владельцем и пользователем гаражного бокса № с момента постройки, взносы за данное имущество внесены в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным признать за Олейниковым М.М. право собственности на спорный гаражный бокс.
В силу требований ст. ст. 1113, 1112 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина, в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст. 1152, 1153, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Под совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение действий, предусмотренных ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляются отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В судебном заседании установлено, что ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ, истцы - супруга и сыновья - приняли наследство после смерти ФИО; в период жизни наследодателя и после его смерти фактически пользуются спорным гаражным боксом, несут бремя содержания данного имущества.
Между тем, в соответствии с требованиями ст. 131, 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя недвижимого имущества по договору возникает с момента государственной регистрации, поскольку на момент смерти ФИО государственная регистрация его права собственности на спорный гаражный бокс не была произведена, спорный гаражный бокс не вошел в состав наследственного имущества.
Поскольку регистрация права собственности ФИО на спорный гаражный бокс не была произведена по причине его смерти, то есть по причине, не зависящей от воли ФИО, названное имущество подлежит включению в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО, в связи с чем, исковые требования Олейникова М.М., Олейникова А.М., Олейниковой Г.П. в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку в силу требований ст. 218 ГК РФ одним из оснований возникновения права собственности является переход права по наследству к другим лицам в случае смерти гражданина, имеются основания для удовлетворения исковых требований Олейникова М.М., Олейникова А.М., Олейниковой Г.П. о признании права собственности на указанный гаражный бокс.
Таким образом, исковые требования Олейникова М.М., Олейникова А.М., Олейниковой Г.П. подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Олейникова М.М. (паспорт гражданина №), Олейникова А.М. (паспорт гражданина №), Олейниковой Г.П. (паспорт гражданина №) к администрации города Владивостока ( ОГРН №) удовлетворить в полном объеме.
Включить в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на нежилое помещение - гаражный бокс № общей площадью 17.9 кв.м в ЖСК-88, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Олейниковым М.М., Олейниковым А.М., Олейниковой Г.П. право собственности в равных долях, а именно по 1/3 доли в праве каждого, на нежилое помещение – гаражный бокс № общей площадью 17.9 кв.м в ЖСК-88, расположенный по адресу: <адрес>.
Заявление об отмене заочного решения суда может быть подано ответчиком в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано истцом в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.Б. Резник
Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2024 года