Гражданское дело № 2-1630/2024
24RS0024-01-2024-001912-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации01 октября 2024 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копылова М.Н.,
при секретаре судебного заседания Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайоного прокурора Красевич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Короленко А. АлексА.а к Территориальному отделению КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Канску и Канскому району», КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании решения об отказе в предоставлении услуги заключения социального контракта от 15.05.2024 незаконным, возложении обязанности заключить социальный контракт, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Короленко А.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением к ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району, мотивировав свои требования тем, что ввиду того, что у него заработная плата в несколько раз меньше установленного минимального размера оплаты труда и также прожиточного минимума, 03.05.2024 года обратился к ответчику за предоставлением социальной услуги - заключением социального контракта на организацию ведения предпринимательской деятельности. Путем уведомления на сайте Госуслуг 15.05.2024 ему отказано в предоставлении указанной услуги. Полагает, что отказ незаконен, так как повторное заключение социального контракта при невозможности исполнения прежнего предусмотрено Порядком Красноярского края.
Указывая на данные обстоятельства просит признать решение ТО КГКУ УСЗН по г. Канску и Канскому району об отказе в предоставлении услуги по заключению социального контракта от 15.05.2024 года незаконным, возложить обязанность по заключению контракта, а также взыскать моральный вред в размере 100 000 рублей, причинённого тем, что он был вынужден голодать, находится в поисках работы, в связи с отказом ответчика заключить социальный контракт.
Определением суда занесенным в протокол судебного заседания 18.06.2024, в качестве соответчика привлечено КГКУ «Управление социальной защиты населения».
Определением суда занесенным в протокол судебного заседания 15.08.2024, в качестве третьего лица привлечено КГКУ « «Центр занятости населения г.Канска».
В судебном заседании истец Короленко А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, в судебном заседании уточнил, что оспаривает отказ в предоставлении услуги по заключению социального контракта от 15.05.2024 года. Государство оказывает помощь нуждающимся, на основании этой нормы Правительство Красноярского края издало постановление, которым утвержден Порядок предоставления такой помощи на оказание материальной помощи для ведения предпринимательской деятельности. Смысл этого порядка в том, что право возникает у гражданина, в частности у него, когда он является одиноко проживающим, доход меньше прожиточного минимума в 2 раза, он собирался заниматься судебным представительством, юридическими консультациями, он это указал в бизнес-плане, однако ему отказали, мотивируя тем, что Порядок исключает возможность повторной выдачи этой помощи государственном. Ранее он действительно получал такую помощь, когда был безработный от Центра занятости населения. При заключении социального контракта с Центром занятости ему выдали денежные средства в размере 180 000 рублей, на которые он приобрел ноутбук, принтер, бумагу. По решению Канского городского суда от 04.04.2024 с него взысканы денежные средства за которые он не смог отчитаться по целевому использованию, решение не исполнено, так как он не имеет дохода. Полагает, что он не получил услугу от центра занятости, поскольку не было обеспечено получение им дохода, то есть не были достигнуты цели договора заключённого с Центром занятости по реализации его бизнес-плана. Ответчик не верно трактует норму закона. Моральный вред причинен тем, что в виду отказа в предоставлении услуги он не мог приобрести лекарства, имея хроническое заболевание гипертония.
Представитель ответчика ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» Казакевич Д.А. (по доверенности), в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в возражениях на иск, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ Короленко А.А. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности». ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании п.п.10 п.28 Порядка по причине получения заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан. Порядком не предусмотрено возможность получения государственной социальной помощи по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности», в случае если заявитель уже получал единовременную финансовую помощь на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан от органов центра занятости.
Представитель третьего лица КГКУ «Центр занятости населения г. Канска» в судебное заседание не явился, уведомлен должным образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, заслушав требования истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктом «ж» ч. 1 ст.72 Конституции РФ предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе социальная защита, включая социальное обеспечение.
Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законом противоречить не могут.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пп.1 п.1 ст.8 ГК РФ).
Социальная поддержка граждан представляет собой систему мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, которые строятся на следующих основных принципах: заявительного характера о нуждаемости в ней граждан; дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств. Ключевой принцип ее состоит в адресности выплат, что предполагает корректную идентификацию нуждающихся, многоэтапную проверку соответствий с показателями нуждаемости.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (часть 1).
Статьей 2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи (часть 1.2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по соответствующей группе территорий Красноярского края.
Согласно п. 10 Порядка малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий.
Уполномоченное учреждение заключает с заявителем социальный контракт на следующий срок, но не менее чем на 3 месяца: не более чем на 9 месяцев - по мероприятию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта; не более чем на 12 месяцев - по мероприятиям, указанным в подпунктах 2 - 3 настоящего пункта; не более чем на 6 месяцев - по мероприятию, указанному в подпункте 4 настоящего пункта.
Пунктом 12 Порядка установлено, что при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 10 Порядка, заявителю предоставляется единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией, денежная выплата в размере не более 350 000 рублей.
Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании бизнес-плана, представленного заявителем.
В случае утраты статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение срока действия социального контракта или в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта новый социальный контракт может быть заключен не ранее чем через 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта с таким заявителем (семьей заявителя).
Пунктом 27 Порядка установлены основания для отказа в назначении государственной помощи, в том числе: 1) превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения; 2) наличие в заявлении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Порядка; 3) непредставление заявителем в уполномоченное учреждение документов (сведений), необходимых для назначения государственной помощи, в сроки, установленные пунктами 22 и 23 Порядка; 4) отсутствие бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году; 5) достижение численности получателей государственной помощи, установленной пунктом 59 Правил; 6) трудоустройство заявителя в период рассмотрения заявления о назначении по мероприятию, указанному в подпункте 1 пункта 10 Порядка; 7) наличие у заявителя (члена его семьи) действующего социального контракта; 8) отзыв заявителем заявления до принятия решения о назначении либо об отказе в назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 27 Правил; 9) отказ заявителя от подписания социального контракта или его неявка на подписание социального контракта; 10) наличие у заявителя непогашенной задолженности перед уполномоченным учреждением, в том числе взыскиваемой в судебном порядке, по денежным средствам, выплаченным в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта; 11) несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной помощи, в том числе на основании решения межведомственной комиссии;12) неполучение гражданином сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, который предоставляется в случае, предусмотренном абзацем шестым пункта 13 Порядка (при оказании государственной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 10 Порядка).
Пп. 10 пунктом 28 Порядка, Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п ( в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), установлены дополнительные основания для отказа в назначении государственной помощи в случае, получения заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем 11 подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации № 1032-01 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» (при оказании государственной помощи по мероприятиям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 10 Порядка).
Пунктом 29 порядка установлено, что решение о назначении либо об отказе в назначении государственной помощи принимается уполномоченным учреждением в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и представления при необходимости заявителем недостающих документов (сведений) в соответствии с пунктами 22 и 23 Порядка.
Как установлено в судебном заседании: Короленко А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности».
До обращения истца с указанным заявлением, ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия, на основании запроса от ДД.ММ.ГГГГ направленного в КГКУ «ЦЗН» о предоставлении информации по факту получения Короленко А.А. финансовой помощи по линии учреждений службы занятости на осуществление предпринимательской деятельности, ДД.ММ.ГГГГ, получен ответ, что Короленко А.А. единовременная финансовая помощь предоставлялась в 2020 году.
Указанные обстоятельства также подтверждаются решением Канского городского суда от 04.04.2022 по делу № 2-403/2022 по иску КНКУ «ЦЗН г.Канска» к Короленко А.А. о взыскании выплачены денежных средств, согласно которому судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «ЦЗН» и Короленко А.А. заключен договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи, предметом которого является предоставление гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 190 028 рублей в соответствии с Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, признанным в установленном порядке безработным, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившими дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечнем расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядком подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядком возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 года № 429-п и п.п. 1.1.9 перечня мероприятий приложения 2 к подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 502-п.
Решением Канского городского суда от 04.04.2022 удовлетворены частично исковые требования КГКУ «ЦЗН г.Канска» к Короленко А.А., взысканием с Короленко А.А. выплаченных денежных средств, полученных по договору № о предоставлении единовременной финансовой помощи от 03.03.2021г. в размере 65137 руб.
15.05.2024 года ТО КГКУ «УСЗН» было принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи по причине «получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан», то есть в соответствии с пп.10 п. 28 Порядка ввиду заключения ранее социального контракта с органами занятости, о чем истец был уведомлен в день принятия решения 15.05.2024 года через портал Госуслуг.
С учетом выше приведённых обстоятельств дела и норм права, следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан.
К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Красноярского края нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде социального пособия на основании социального контракта.
Указанная помощь предоставляется на основании решения органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи.
В случае наличия оснований, предусмотренных Порядком, для отказа заявителю в предоставлении социальной помощи уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о таком отказе в ее предоставлении с указанием причины отказа.
Разрешая исковые требования, суд принимает во внимание, что при рассмотрении и разрешении обращения истца от 03.05.2024 о заключении социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» нарушений действующего законодательства на дату принятия оспариваемого решения от 15.05.2024, не допущено, оспариваемое решение полностью соответствует положениям нормативных актов Российской Федерации и Красноярского края, поскольку наличие ранее заключенного социального контракта и получение от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан является основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной помощи на основании социального контракта, следовательно ответчиком 15.05.2024, правомерно было отказано истцу в предоставлении государственной социальной помощи по причине «получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан», и назначении данной меры социальной поддержки.
При этом согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
И поскольку с заявлением об оказании государственной помощи на основании социального контракта истец обратился 03.05.2024, оспариваемое решение принято ответчиком 15.05.2024, то к данным спорным правоотношениям не могут быть применены изменения внесённые в Порядок, вступившие в законную силу 17.05.2024, в которых предусматривается, что обстоятельства, указанные в пп. 1,3,5,7,8 п. 28 Порядка, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта, поскольку на дату принятия оспариваемого решения указанные положения закона не действовали, а указаний о их распространении на правоотношения возникшие до введения в действия данных норм, не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истца о признании решения ТО КГКУ УСЗН по г. Канску и Канскому району об отказе в предоставлении услуги по заключению социального контракта от 15.05.2024 года незаконным, и возложить обязанность по заключению контракта, необходимо отказать.
При этом суд также полагает неподлежащими удовлетворению исковые требования в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, обоснованного, тем что указанный вред причинен в результате неправомерных действий ответчика, отказавшего в предоставлении услуги по заключению социального контракта, как производного требования от основного в удовлетворении которого отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Короленко А. АлексА.а (ИНН 245006911708) к Территориальному отделению КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Канску и Канскому району», КГКУ «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463) о признании решения об отказе в предоставлении услуги заключения социального контракта от 15.05.2024 незаконным, возложении обязанности заключить социальный контракт, взыскании компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.Н. Копылова
Дата принятия решения в окончательной форме 15.10.2024