УИД 35RS0009-01-2020-000044-37

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2020 года                                                                                                                                   г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Шаманине А.В.,

с участием истца Поникаровского Н. Л.,

ответчика Чапко О. А.,

представителей ответчика – ООО «УК Сосны» по доверенности Васильевой С. В., Шеремет Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поникаровского Н.Л. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Сосны» о признании незаконными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 28 декабря 2016 года и 28 декабря 2017 года, о предоставлении информации о размере фактических расходов на оказание услуг по механизированной уборке дворовых территорий, аварийному обслуживанию, управлению и копий документов, обязании произвести перерасчет платы за механизированную уборку дворовой территории за 2017, 2018 годы и платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за 2019 год, возмещении морального вреда, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Сосны», Чапко О.А., Озеровой С.В. о признании незаконными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 11 января 2019 года,

у с т а н о в и л:

на основании договора управления от 1 января 2018 года управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Управляющая компании Сосны» (далее – ООО «УК Сосны», управляющая организация).

Собственник <адрес> указанного многоквартирного дома Поникаровский Н.Л. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «УК Сосны», мотивируя требования тем, что 19 декабря 2018 года он обратился к директору ООО «УК Сосны» с заявлением, в котором просил предоставить расчет и обоснование размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома на 2019 год. 10 января 2019 года он получил ответ, а 11 января 2019 года – часть калькуляции, которая содержала часть расчета, однако не содержала обоснования размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также ссылки на нормативно-правовые документы, на основании которых произведен указанный расчет, подтверждение такого расчета. Полагает, что тем самым управляющей организацией был нарушен порядок рассмотрения его обращения. В 2019 году применялся тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 9,03 рубля. По состоянию на январь 2018 года согласно перечню работ и услуг тариф составлял 12,20 рублей; сбор и вывоз твердых бытовых отходов – 4,10 рублей. Затем данный тариф был пересчитан до 3,17 рублей. Основания для перерасчета данного тарифа истцу неизвестны. Истцу неизвестно, какие услуги были оказаны по тарифу 3,90 рубля (металлическая дверь была установлена в 2018 году). Считает, что применяемый в настоящее время тариф применяется необоснованно. В перечне работ и услуг на 2019 год при установлении тарифов были учтены интересы управляющей организации. Экономическое обоснование тарифов управляющей организацией предоставлено не было, в том числе, при рассмотрении Вологодским районный судом Вологодской области гражданского дела № 2-1183/2020. Непредставление управляющей организацией информации, раскрытие которой является обязательным, противоречит требованиям законодательства и свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг с ее стороны. Акты на проведение механизированной уборки территории не подписывались, схема убираемой территории отсутствует. В отчете о работах и услугах по содержанию общего имущества по пункту 24.1 – механизированная уборка дворовых территорий за период с января по декабрь 2017 года начислено 9245 рублей 76 копеек по протоколу общего собрания, выполнено – 5136 рублей 78 копеек, подтверждение выполненных работ отсутствует. Аналогично за 2018 год начислено 9261 рубль 18 копеек по протоколу общего собрания, выполнено – 4245 рублей 17 копеек. Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о значительном завышении указанного тарифа на 2019 год. Полагает, что ООО «УК Сосны» применяло увеличение размера платы по видам работ и услуг – механизированная уборка дворовых территории, аварийное обслуживание, услуги по управлению в 2017, 2018 и 2019 годах необоснованно. Экономическое обоснование тарифов при этом отсутствует.

Просит суд признать незаконными решения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 28 декабря 2016 года, от 28 декабря 2017 года и от 11 января 2019 года в части определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за 2017, 2018, 2019 годы; предоставить информацию о размере фактических расходов на оказание услуг по механизированной уборке дворовых территорий, аварийному обслуживанию, управлению и копии документов, использованных при расчете, за 2017 и 2018 года; обязать ООО «УК Сосны» произвести перерасчет платы за механизированную уборку дворовой территории за 2017, 2018 годы по обоснованным фактическим затратам и перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за 2019 год в связи с уменьшением тарифа за сбор и вывоз твердых бытовых отходов с 4,1 рубля до 3,17 рублей; компенсировать моральный вред в общем размере 6000 рублей.

Определением суда от 17 января 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков по требованию о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11 января 2019 года в части определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома привлечены инициаторы общего собрания Чапко О.А. и Озерова С.В.

В судебном заседании истец Поникаровский Н.Л. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что управляющей организацией нарушены требования постановления Правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013 года в части предоставления информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ. Пояснил, что присутствовал на всех общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, решения которых он оспаривает, при этом на каждом собрании голосовал за утверждение тарифов, хотя был с ними не согласен. О принятых решениях ему стало известно в день проведения собраний. Полагал, что обязанность управляющей организации предоставить ему подробный расчет фактических затрат предусмотрена положениями п.10.1 ст.161 ЖК РФ. За предоставлением такого расчета за 2017 и 2018 годы в управляющую организацию в письменном виде не обращался, обращался в устной форме, отказов в предоставлении расчета ему не поступало.

Представитель ответчика – ООО «УК Сосны» по доверенности Васильева С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что после отмены судом решения общего собрания от 11 января 2019 года в части тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества, в 2019 году применялся тариф по утвержденному тарифу на 2018 год, за вычетом услуги по вывозу твердых бытовых отходов, которую ООО «УК Сосны» в настоящее время не оказывает. Сведения о расходах управляющей организации, в том числе, по тарифу за механизированную уборку дворовых территорий, а также сведения об имеющейся задолженности предоставляются ежегодно на отчетных общих собраниях собственников многоквартирного дома. Истец по поводу предоставления обоснованного расчета фактических затрат по указанному тарифу за 2017 и 2018 годы в управляющую организацию не обращался. В случае его обращения с соответствующим письменным заявлением данный расчет будет предоставлен. Просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на пропуск истцом шестимесячного срока обращения в суд.

Ответчик Чапко О.А. в судебном заявлении с заявленными исковыми требованиями согласился и пояснил, что присутствовал на всех трех оспариваемых общих собраниях, кворум на каждом из них имелся, отчеты о фактических затратах по конкретным тарифам на содержание общего имущества управляющей организацией на данных собраниях не предоставлялись.

Ответчик Озерова С.В. в судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала, что с исковыми требованиями согласна.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В соответствии с ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 181.3, статьи 181.5 ГК РФ решение собрания, нарушающее требования ГК РФ или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно.

В соответствии с п.1 ст.181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе, в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

На основании п.5 ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Таким образом, для оспаривания решения общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме законом предусмотрен специальный срок исковой давности, составляющий шесть месяцев со дня, когда лицу стало известно о принятом решении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела и не отрицается истцом, Поникаровский Н.Л. принимал личное участие в общих собраниях собственников многоквартирного <адрес>, состоявшихся 28 декабря 2016 года, 28 декабря 2017 года и 11 января 2019 года, решения которых он оспаривает в рамках рассмотрения настоящего иска, при этом в каждом случае он выступал инициатором проведения общих собраний, был избран председателем указанных собраний, принимал участие в голосовании по вопросам повестки дня.

Как пояснил сам истец в судебном заседании, о принятых на данном собрании решениях ему стало известно сразу после подведения итогов голосования.

Таким образом, о решениях, принятых на указанных общих собраниях, в том числе, в части определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, истцу стало известно непосредственно при проведении общих собраний и подведении итогов голосования по поставленным вопросам.

Из материалов дела следует, что истец с вышеуказанным иском обратился в суд 10 января 2020 года.

При указанных обстоятельствах доводы представителя управляющей организации о пропуске истцом шестимесячного срока обращения в суд по требованиям о признании незаконными решений общих собраний от 28 декабря 2016 года, от 28 декабря 2017 года и от 11 января 2019 года являются обоснованными.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела представитель ООО «УК Сосны» заявила о применении последствий пропуска срока исковой давности, истечение срока исковой давности в силу п.2 ст.199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме от 28 декабря 2016 года, от 28 декабря 2017 года и от 11 января 2019 года в части определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за 2017, 2018, 2019 годы.

При этом суд также учитывает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Спасское сельское поселение, <адрес>, оформленное протоколом б/н от 11.01.2019 в части определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на 2019 год, признано недействительным на основании вступившего в законную силу решения Вологодского районного суда Вологодской области от 24 сентября 2019 года, вынесенного по иску ООО «УК Сосны».

Кроме того, в соответствии с п.3 ст.181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Таким образом, учитывая, что истец на каждом из трех собраний голосовал за принятие оспариваемых решений, в том числе, по вопросам определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, по смыслу п.3 ст.181.4 ГК РФ он лишен права на оспаривание рассматриваемых решений.

С учетом наличия подписей Поникаровского Н.Л. в соответствующих листах голосования по вопросам, разрешаемым на рассматриваемых общих собраниях собственников, оснований полагать, что его волеизъявление при голосовании было нарушено, не имеется.

Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Поникаровского Н.Л. в части признания незаконными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 28 декабря 2016 года, от 28 декабря 2017 года и от 11 января 2019 года в части определения размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на 2017, 2018, 2019 годы.

Требования истца в остальной части основаны на положениях Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон о порядке рассмотрения обращений).

В соответствии с п.10.1 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

В силу положений ч. 2 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статьей 10 данного закона установлено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным (п.6).

В силу части 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На основании п.4 ч.1 ст.10 указанного федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом установлен разделом VIII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Так, согласно п.34 указанных Правил управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют соответствующую информацию по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.35 указанных Правил запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Как следует из материалов дела, 19 декабря 2018 года истец обращался в ООО «УК Сосны» с заявлением о предоставлении расчета (сметы) и обоснования размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома на 2019 года, ответ на данное заявление был получен им 10 января 2019 года.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обращении истца в управляющую организацию с обращением (запросом) о предоставлении информации о размере фактических расходов на оказание услуг по механизированной уборке дворовых территорий, аварийному обслуживанию, управлению и копий документов, использованных при расчете услуг, за 2017 и 2018 года, истцом в нарушение требования статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Представитель ООО «УК Сосны» пояснила, что истец по поводу предоставления ему указанной информации в управляющую организацию не обращался, что вопреки доводам истца свидетельствует об отсутствии нарушений в данной части со стороны управляющей организации.

Предел обязательств управляющей организации установлен правовыми положениями статей 161, 165 ЖК РФ; Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491; Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2013 года № 416; Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными на основании Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354; а также Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из вышеприведенных правовых положений, действующим законодательством на управляющую организацию возложено обязательство по предоставлению потребителю информации о перечнях, объемах, качестве, датах выполнения, стоимости оказанных работ и услуг, носящей общий справочный и информационный характер.

Между тем, запрашиваемые истцом документы, использованные при расчете расходов на оказание услуг по механизированной уборке дворовых территорий, аварийному обслуживанию и управлению, включая (акты, протоколы, заключения, журналы, договоры и т.п.), в которых зафиксирована информация о выполнении названных работ, не отнесены законодателем к информации и документам, подлежащим раскрытию и передаче по запросу потребителя. Указанные сведений отнесены к внутренней отчетной, бухгалтерской, коммерческой деятельности ответчика, связанной с исполнением договорных обязательств между ответчиком и контрагентами, стороной по которым потребитель не является и, следовательно, правомочиями по получению информации, содержащихся в документообороте по исполнению таких сделок, не обладает.

Таким образом, требования истца о предоставлении ему копий указанных документов в порядке, предусмотренном перечисленными нормативными актами, не являются основанными на законе.

Кроме того, запрашиваемая истцом информация, касающаяся фактических расходов на оказание услуг по механизированной уборке дворовых территорий, аварийному обслуживанию, управлению, а также копии соответствующих документов за 2017 и 2018 годы представлены представителем ООО «УК Сосны» в материалы дела, с содержанием данной информации и документами истец ознакомлен, что свидетельствует об отсутствии нарушений его прав на получение информации со стороны ООО «УК Сосны» также и на момент рассмотрения дела, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в данной части суд не усматривает.

При рассмотрении исковых требований в части возложения на ООО «УК «Сосны» обязанности произвести перерасчет платы за механизированную уборку дворовой территории за 2017, 2018 годы по обоснованным фактическим затратам и перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за 2019 год в связи с уменьшением тарифа за сбор и вывоз твердых бытовых отходов с 4,1 рубля до 3,17 рублей, суд учитывает следующее.

В силу п.10 ст.156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства РФ 13 августа 2006 года утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения.

Пункт 6 названных Правил предусматривает, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.

Согласно п.7 данных Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Устанавливая такой порядок, Правительство РФ определило (п.15 Правил), что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В п.10 указанных Правил предусмотрено, что в случаях, указанных в п.6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно п.16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, из анализа указанных выше положений закона следует, что перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги может быть осуществлен вследствие их ненадлежащего качества и может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.

В рассматриваемом случае каких-либо претензий относительно качества выполненных услуг по механизированной уборке дворовой территории от Поникаровского Н.Л. и иных собственников помещений в многоквартирном доме в 2017 и 2018 годах не поступало, соответствующие акты об этом не составлялись.

Данное обстоятельство истцом не отрицается, претензии относительно качества оказания самих услуг у него отсутствуют. На плохое качество выполнения указанных услуг истец в обоснование своих требований о перерасчете не ссылается.

Кроме того, решения об утверждении тарифа на выполнение работ по механизированной уборке дворовой территории (уборке снега) за 2017 и 2018 годы принимались собственниками помещений в многоквартирном доме на общих собраниях, при этом пунктами 3.6.14 - 3.6.27 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрено проведение работ по очистке придомовой территории от снега, сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда, очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова).

Таким образом, взимание денежных средств за механизированную уборку придомовой территории от снега из расчета фактических затрат противоречит требованиям пункта 7 статьи 156 ЖК РФ.

Услуги, оказываемые управляющей организацией по уборке снега, направлены на обеспечение надлежащего состояния общего имущества и создание благоприятной среды для собственников в зимний период времени.

Услуга по уборке придомовой территории от снега, вне зависимости от способа такой уборки (механизированной, ручной), является жилищной услугой, а не дополнительной, поскольку оказание такой услуги прямо предусмотрено жилищным законодательством и направлено на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и благоприятные условия проживания собственников помещений.

В данном случае, собственники помещений установили конкретную стоимость услуги за механизированную уборку и вывоз снега, в связи с чем размер платы за оказание данной услуги должен определяться в соответствии с утвержденными тарифами с учетом норм жилищного законодательства.

При этом в дальнейшем собственники не лишены права изменить тарифы, предложенные управляющей компанией, при утверждении тарифов вправе проверить правильность представляемых расчетов, а также представить свои расчеты, в том числе в части установления тарифа за механизированную уборку дворовой территории с учетом площади этой территории, установленной правоустанавливающими документами, и иных факторов.

Учитывая, что доказательств нарушения качества оказанной услуги по механизированной уборке дворовой территории суду не представлено, а тарифы на указание данной услуги утверждены общим собранием собственников в порядке, установленном жилищным законодательством, оснований для перерасчета платы за механизированную уборку дворовой территории за 2017, 2018 годы суд не усматривает.

Кроме того, в соответствии с п.12 ст.162 ЖК РФ если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

В обоснование требований о возложении на ООО «УК Сосны» обязанности произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за 2019 год истец ссылается на исключение с 2019 года услуги по сбору и вывозу ТБО из обязанностей управляющей организации, с 2019 года указанная услуга управляющей организацией не предоставляется.

С 1 января 2019 года в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 8.1. ст. 23 ФЗ 458 от 29.12.2014 (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилья начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор.

Согласно разъяснениям Министерства строительства и ЖКХ, размер платы по строке «Содержание и текущий ремонт жилья» должен быть уменьшен ровно на ту составляющую платежа, которая тратилась УК на самостоятельный вывоз мусора.

Таким образом, с 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО подлежала исключению из платы за содержание жилого помещения.

Вместе с тем, несмотря на то, что с 01 января 2019 года сбор и вывоз мусора возложен на регионального оператора, содержание контейнерных площадок по-прежнему осталось в обязанностях управляющей организации.

Из материалов дела следует, что решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на 2017 и 2018 годы был утвержден тариф за сбор и вывоз ТБО в размере 4,08 рублей и 4,10 рублей соответственно.

Представитель ответчика Васильева С. В. в судебном заседании пояснила, что в связи с внесенными изменениями в законодательство, с 01 января 2019 года стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО в сумме 3,17 рублей была исключена из платы за содержание и текущий ремонт общего имущества. Вместе с тем, в связи с необходимостью обеспечения вывоза бытовых отходов в состав платы включена услуга по организации мест накопления бытовых отходов, включающая услуги по содержанию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, стоимостью 0,93 рубля с кв.м.

В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В части 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2 ст.161 ЖК РФ).

В соответствии с п. 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2013 года № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора определены СанПиН 42-128-4690-88.

С учетом приведенных положений суд приходит к выводу о наличии у ООО «УК Сосны», осуществляющего обслуживание многоквартирным домом, возложенной на него законом обязанности по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, выполнение которой требует соответствующих затрат.

При этом, положения Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641» определяют ответственность регионального оператора за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. В соответствии с данным постановлением под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

Организация же и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая их обслуживание и очистку, законодателем на регионального оператора не возложена. Выполнение указанных работ как до, так и после изменения нормативно-правового регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложена на организации, осуществляющие обслуживание многоквартирных домов.

В соответствии с представленным ООО «УК Сосны» расчетом стоимости услуг по содержанию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на 2019 года тариф на оказание данных услуг с 1 января 2019 года составляет 0,93 рубля с кв.м.

При этом, как следует из отзыва ООО «УК Сосны», тариф на содержание и ремонт общего имущества в 2019 году применялся по утвержденному тарифу на 2018 год за вычетом стоимости услуги по сбору и вывозу мусора, поскольку решение общего собрания собственников по утверждению тарифа на 2019 год было признано судом недействительным.

При указанных обстоятельствах оснований для возложения на ООО «УК Сосны» обязанности произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за 2019 год суд не усматривает.

При разрешении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда суд исходит из следующего.

Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.

Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению многоквартирным домом не нашел своего подтверждения в судебном заседании, оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания компенсации морального вреда суд не усматривает.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Поникаровского Н.Л. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28.12.2016 ░ ░░ 28.12.2017, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11.01.2019, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2017, 2018 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2017, 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:                                                                                                                                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.03.2020.

2-305/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поникаровский Николай Леонидович
Ответчики
ООО "УК Сосны"
Чапко Олег Александрович
Озерова Светлана Владимировна
Суд
Вологодский районный суд Вологодской области
Судья
Гвоздева Н.В.
Дело на сайте суда
vologodsky.vld.sudrf.ru
13.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее