Судья: Лобанова Г.Б. № 33-1234/2024
№ дела в 1-й инст. №2-1338/2023
УИД 91RS0009-01-2023-001571-21
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 21 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Балема Т.Г.,
судей Копаева А.А.,
Пономаренко А.В.,
при секретаре Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту городского хозяйства Администрации города Евпатории Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица: ФИО12, несовершеннолетний ФИО13, о понуждении предоставить вне очереди благоустроенную квартиру, взыскании морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО14 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 октября 2023 года,
установила:
Захарчук О.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Департаменту городского хозяйства Администрации города Евпатории Республики Крым, Евпаторийскому городскому совету, Администрации города Евпатории Республики Крым о понуждении предоставить вне очереди предоставить благоустроенную квартиру.
В обоснование заявленных требований, с учётом их уточнений, указала, что является инвалидом детства, бессрочно, по тяжёлому заболеванию, включённому в перечень тяжёлых заболеваний, дающих право на внеочередное получение жилья. Истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в общежитии на 5 этаже, с частичными удобствами с 1982 г. по настоящее время. Иного жилья истец не имеет. На указанное жильё в 2016 г. истцу выдан договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с утерей ДД.ММ.ГГГГ выдан его дубликат №. С 2002 г. истец состоит в Евпаторийском жилотделе в общей очереди под № и в льготной очереди внеочередного получения жилья с 2018 г. под № на получение благоустроенной квартиры.
В 2002 г. Захарчук О. Е. включена в список льготной очереди, в связи с тем, что дочь истца - Колодий (Черняева) ФИО16, 1985 г.р., являлась инвалидом первой группы как ребёнок - инвалид, а так же включена в список под № «По освободившемуся жилому фонду». Учитывая, что истец признана нуждающейся в жилье, страдает тяжёлым заболеванием хронического характера, в силу которого проживание с ней в одном помещении невозможно, в данное время это посторонние люди на общем этаже, относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильём по договору социального найма во внеочередном порядке, однако, до настоящего времени благоустроенным жильём не обеспечена, истец просит обязать ответчика предоставить истцу на состав семьи истца, включая и семью сына ФИО2, внука ФИО3, 2017 г. р. по договору социального найма благоустроенное жильё равнозначное ранее занимаемому, состоящее из 2-х комнат, в черте города, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям г. Евпатория, общей площадью не ниже занимаемой с дополнительной площадью согласно ЖК РФ, а также взыскать солидарно компенсацию морального вреда с ответчиков в лице Евпаторийской Администрации, Управления труда и социальной защиты населения, Евпаторийского Департамента городского хозяйства в размере 1 000 000 рублей.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований Захарчук О.Е. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Захарчук О.Е. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 февраля 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО2, ФИО3.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, от Черняева А.М., Администрации г. Евпатории поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, при имеющейся явке.
Заслушав доклад судьи Балема Т.Г., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного кодекса перечне, а также гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан нуждающихся в жилых помещениях на территории Республики Крым регламентируется Законом Республики Крым от 06.07.2015 N 130-ЗРК/2015 (ред. от 26.06.2023) "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым", согласно положениям которого ведение учёта граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
В муниципальном образовании городской округ Евпатория признание граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентируется соответствующим административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
Признание граждан малоимущими осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги ««Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации города Евпатории от 21.05.2018г. №1122-п.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О и др.). Это в полной мере относится и к установлению оспариваемыми заявителем нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, от 23 марта 2010 года N 331-О-О и др.).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем, отсутствие урегулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан на получение жилья вне очереди, поэтому, по мнению судебной коллегии, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
С 1 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Также в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно договору социального найма от 06.10.2017 №1387 ФИО18 является нанимателем <адрес>, по <адрес>, общей площадью 49,2 м2.
Решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 04.06.2002г. №. ФИО1, поставлена на квартирный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по госжилью, составом семьи три человека. Включена в общий список под № (т.2 л.д. 34).
Из материалов дела также следует, что ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом детства, бессрочно, состоит на диспансерном учете у врача-невролога с диагнозом G40. Является инвалидом 3 группы бессрочно (т.1 л.д.9,149).
Имеющееся у истца, предусмотрено в вышеназванном Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н.
Постановлением администрации города Евпатории от 08.09.2020 года №1573-п внесены изменения в учетное дело ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетное дело №, очередь №, состав семьи квартирного учета 2 человека, в том числе сын - ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ г.р.: снять - сына Черняева А.М., с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании части 3 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом на постоянное место жительство в другое муниципальное образование (т.1 л.д.180).
Согласно предоставленной Администрацией города Евпатории информации в списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 01.01.2023 Захарчук О.Е., состоит под №.
Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п учтено право Захарчук О.Е., на внеочередное получение жилого помещения как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
По состоянию на 01.01.2023 её очередь в данном списке под №.
Согласно ответу Администрации <адрес> Республики ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, аварийными (не пригодными для постоянного проживания) в законном порядке не признавались (т.3 л.д.10).
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
К полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями.
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Заявляя исковые требования, Захарчук О.Е., указывает, что страдает тяжёлым заболеванием хронического характера, в силу которого проживание с ней в одном помещении невозможно, она и члены ее семьи состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, не имеют в собственности жилого помещения пригодного для проживания, в связи с чем у Администрации г. Евпатории Республики Крым возникла обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, по настоящее время статус «малоимущей семьи (одиноко проживающего гражданина)» Захарчук О.Е., не подтверждала, в учетном деле содержатся письменные разъяснения процедуры признания «малоимущей семьей (одиноко проживающим гражданином)».
Более того, как установлено судебной коллегией, администрацией города Евпатории Республики Крым согласно договору социального найма №1387 от 15 июня 2022 года Захарчук О.Е. в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире, общей площадью 49,2 кв.м.; жилой - 36,0 кв.м.
Согласно документам, представленным ответчиками, Захарчук О.Е. проживает в указанных комнатах одна.
Согласно предоставленным по запросу апелляционного суда сведениям автоматизированной системы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Захарчук О.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>; ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ - зарегистрированы по адресу: <адрес> (т.2 л.д.219).
При таких обстоятельствах, исковые требования Захарчук О.Е о предоставлении вне очереди жилого помещения подлежат отклонению.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Захарчук О.Е, судебная коллегия учитывает, что пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
Рассматривая исковые требования о возмещении морального вреда, судебная коллегия также не находит оснований для их удовлетворения, поскольку факта нарушения личных неимущественных прав действиями ответчиков не нашёл своего подтверждения в ходе судебного рассмотрения. Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ Захарчук О.Е. не представлено относимых и допустимых доказательств совершения ответчиками неправомерных действий (бездействия), повлекших нарушение личных неимущественных прав истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Констатировав своим определением от 01 февраля 2024 года наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, а данное обстоятельство в силу части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое судебное решение с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 октября 2023 года – отменить, приняв по делу новое решение, которым исковое заявление ФИО22 к Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту городского хозяйства Администрации города Евпатории Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о понуждении предоставить вне очереди благоустроенную квартиру, взыскании морального вреда – оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Т.Г. Балема
Судьи А.А. Копаев
А.В. Пономаренко