Решение по делу № 3а-173/2020 от 20.07.2020

10OS0000-01-2020-000234-12

№ 3а-173/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2020 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Макаршиной А.А., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителей административныхистцовМолодежникова В.В., административного ответчика Бурлаковой В.Л., Федоровой Н.М., заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С.рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административным исковымзаявлениямНичай К.Н., Гавриковой И.А.,Ануфриева О.Ю., Ануфриева О.О. о признании решения Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части недействующими,

УСТАНОВИЛ:

Ничай К.Н., Гаврикова И.А., Ануфриев О.Ю., Ануфриев О.О. обратились в Верховный Суд Республики Карелия с административнымиисками, в которых просят признать недействующимирешенияПетрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами (...) функциональную зону «многоэтажной жилой застройки» и территориальную зону «застройки многоэтажными жилыми домами» (Жм).

Требования мотивированы тем, что размещениеуказанных выше земельных участков, являющихся собственностью и находящихся в арендеадминистративных истцов,в зоне застройки многоэтажными жилыми домамине позволяет им произвести реконструкцию, строительство, размещенных на этих участкахиндивидуальныхжилых домов, ввести в эксплуатацию объекты незавершенного строительства, поскольку документами территориального планирования в данныхфункциональной и территориальной зонах не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.

Считая, что установление Петрозаводским городским Советом (далее - Совет, административный ответчик) вГенеральном плане города Петрозаводска (далее - Генплан) и Правилах землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки) функциональной зоны «многоэтажной жилой застройки» и территориальной зоны «застройки многоквартирными жилыми домами» (Жм) без соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрКРФ) и Земельного кодексаРоссийской Федерации (далее - ЗК РФ)нарушает права собственников и арендаторов, поскольку ограничивает возможность реконструкции или строительстваобъектов капитального строительства, административные истцы просили признать нормативные акты в части включения земельных участков (...) функциональную зону -зона застройки многоэтажными жилыми домами и территориальную зону -зону застройки многоэтажными жилыми домами (Жм) недействующими.

Определениями судьи от 23 июля, 29 июля, 12 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.

Определениями суда от 12 августа,18 августа 2020 г. и от 02 сентября 2020 г. в одно производство для совместного разрешения спора объединены административные дела по административным исковым заявлениям Ничай К.Н., Гавриковой И.А., Ануфриева О.Ю., Ануфриева О.О.

В судебном заседаниипредставитель административных истцовподдержаладминистративные исковые требования по изложенным в административных исках основаниям.

ПредставителиПетрозаводского городского Совета и администрации Петрозаводского городского округавозражали против удовлетворения административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав объяснения явившихся лиц,исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные искиподлежащими удовлетворению,суд приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой натерритории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа (статья 16, пункт1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции,действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).

Пунктом 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административные истцы, как жителиг.Петрозаводска,обязаны соблюдать требования, предусмотренные Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, ограничивающие их права, регламентированные статьями 263 и 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно,они являются субъектами отношений, регулируемых этими нормативными правовыми актами, и поэтому обладают правом на обращение в суд с данными административными исками.

Доводы административного ответчика об отсутствии нарушения прав административных истцов по вышеуказанным основаниям судом во внимание не принимаются.

В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет(статья 15 Устава).

Решением Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» утверждены изменения в Генеральный план города Петрозаводска и Правила землепользования и застройки города Петрозаводска вграницах территории Петрозаводского городского округа.

Оспариваемые Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, Генплан принят с нарушением статьи 25 ГрК РФ. Процедура принятия Правил и Генплана неоднократно проверялась в порядке статьи 21 КАС РФ вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Карелия, в связи с чем в силу статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Проверяя доводы административных истцов о несоответствии в оспариваемой части Генерального плана и Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Установлено, чтоНичай К.Н. является собственникомобъекта недвижимости индивидуального жилого домас условным номером (...), находящегося на земельном участке с кадастровым номером (...), с 16 декабря 2010 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14 января 2011 г. № (...)

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) внесены в государственный реестр земель кадастрового района (в последующем, Государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр недвижимости) 09 марта 2005 г.

Гавриковой И.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: (...), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11 февраля 2008 г. серия (...) и от 12 января 2010 г. (...)

В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) внесены 14 декабря 2005 г.

Ануфриев О.Ю. пользуется земельным участком с кадастровым номером (...) основании договора аренды№ (...), заключенного с администрацией г. Петрозаводска, 26 ноября 2004 г. Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства и расположен по адресу: (...)

На земельном участке размещается объект незавершенного капитального строительства.

Сведения о данном земельном участке в государственный реестр земель кадастрового района внесены 15 июля 2004 г.

Договор аренды на день рассмотрения судом требований административного истца не расторгнут. Представитель администрации Петрозаводского городского округа заявила об отсутствии намерения о расторжении договора с Ануфриевым О.Ю.

Арендует у администрации Петрозаводского городского округа земельный участок с кадастровым номером (...) и Ануфриев О.О.

Договор аренды№ (...) с административным истцом заключен 26 ноября 2004 г. Земельный участок административному истцу предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Сведения в государственный реестр земель кадастрового района о земельном участке внесены 15 июля 2004 г. На участке находится объект незавершенного капитального строительства, принадлежащего на праве собственности Ануфриеву О.О.

Генеральный план городаПетрозаводска утвержден 11 июля 2008 г., согласно которому указанные выше земельные участки входят в границы функциональной зоны «многоэтажной жилой застройки».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденными 11 марта 2010 г., земельные участкивключены в территориальнуюзону -«застройки многоэтажными жилыми домами» (Жм), не предусматривающую индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 23ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 12 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану (статьи 31, 34 ГрК РФ).

В соответствии с нормами статей 1, 34 и 35ГрК РФ территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Пунктом 2 части 1 статьи 34ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Аналогичные требования установлены частью 4 статьи 30ГрК РФ, согласно которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.

В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Установлено, что впервые земельные участкивнесены в государственный кадастр недвижимостив 2004 и 2005 гг., поставлены на кадастровый учет в существующих границах, то есть до принятия корректировки Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Земельные участки предоставлялись гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Решением Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г. в Генеральный план города Петрозаводска внесены изменения,в том числе утверждено функциональное зонирование территории г. Петрозаводска, которое отражено в схемах: планируемых границ функциональных зон (основной чертеж), использования территории. Современное состояние (опорный план), зон объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа с приложенными к ним картами градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий приняты решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. № 26/38-771.

Согласно фрагментам схемы «Опорного плана использования территории. Современное состояние» Генерального плана земельные участки административных истцов располагаются в функциональной зоне «индивидуальной жилой застройки».

Из схемы «Границ зон с особыми условиями территории» и «Планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения» Генерального плана следует, что земельные участки находятся в зоне многоэтажной застройки.

Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки относит земельные участки в зону застройки многоэтажными жилыми домами.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными материалами дела.

Пунктом 3.2.3.2 «Жилые зоны» Генерального плана предусматривается, что наибольшая часть жилой застройки должна осуществляться на свободных территориях, меньшая - на реконструируемых, занятых в настоящее время малоэтажным жилым фондом. Согласно краткой характеристике жилых зон в районе Кукковка (земельные участки находятся в этом районе) развитие предлагается в юго-западном планировочном направлении. На свободных территориях Кукковки планировалось формирование новых жилых кварталов со средней этажностью застройки и на большой территории кварталов индивидуальной жилой застройки.

Из содержания Генеральногоплана следует, что расчетными параметрами на период до 2025 г. предусмотрено строительство жилищного фонда - домов в 5 этажей и выше только 45%, 2-4 этажные дома составляют 35%, коттеджи - 15%, блокированная застройка - 5%.

При этом наибольшее коттеджное строительство предусмотрено Генеральным планом в районах Кукковка, Кукковка-III.

Изменения в Генеральный план касательно структуры жилищного строительства, объемов и характеристик не вносились.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).

Учитывая, что градостроительное законодательство направлено на устойчивое развитие территорий, которое заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, а также то, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планированияназначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статьи 1 и 9 ГрК РФ), суд приходит к выводу о том, что при разработке Генерального плана административным ответчиком должен был быть обеспечен интерес граждан, на земельных участках которых планируется размещения зоны многоэтажной жилой застройки.

Между тем, Генеральный план и Правила землепользования и застройки не содержат таких сведений.

В силу части 3 статьи 9ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Данный принцип административным ответчиком был нарушен. Доказательств обратного не представлено.

Не представлено административным ответчиком и обоснования тождествана соответствующих картах Генерального плана и Правил землепользования и застройкиотображенного размера зон многоэтажной жилой застройки текстовой части Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Следовательно, Петрозаводский городской Совет, утвердив проект Генерального плана в границах Петрозаводского городского округа в схемах: планируемых границ функциональных зон (основной чертеж), использования территории.Современное состояние (опорный план), зон объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории и Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа с приложенными к ним картами градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорийи включив в земельные участки, принадлежащие на праве собственности или ином праве, административным истцам и иным физическим и юридическим лицам в функциональную зону «многоэтажной застройки» и территориальную зону «зону застройки многоэтажными домами» (Жм), допустил нарушения статей 9, 23,30, 34, 36 ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ.

Суд не принимает во внимание доводы административного ответчика и заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа о соблюдении баланса публичных и частных интересов при принятии оспариваемых правовых актов в связи с отсутствием надлежащих доказательств.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, положения статьи 85 ЗК РФ, а также то обстоятельство, что проверке подвергнуты нормы, касающиеся земельных участков, расположенных в конкретных кадастровых кварталах, суд приходит к выводу о необходимости признания недействующими нормы в отношении земельных участков, расположенных в кадастровых кварталах 10:01:140148 и 10:01:140135.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.

НичайК.Н., Гаврикова И.А., АнуфриевО.Ю., АнуфриевО.О. при подаче административного иска каждый уплатили государственную пошлину в размере 300 руб., которая подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ничай К.Н., Гавриковой И.А., Ануфриева О.Ю., Ануфриева О.О. удовлетворить.

Признать недействующимирешения Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения земельных участков в кадастровых кварталах (...) в функциональную зону «многоэтажной жилой застройки» и территориальную зону «застройки многоэтажными жилыми домами» (Жм) со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Ничай К.Н. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Гавриковой И.А. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Ануфриева О.О. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Ануфриева О.Ю. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено22 сентября 2020 г.

3а-173/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ничай Клавдия Николаевна
Прокуратура Республики Карелия
Ануфриев Олег Олегович
Гаврикова Ирина Александровна
Ануфриев Олег Юрьевич
Ответчики
Петрозаводский городской Совет
Другие
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Бондаренко Анна Сергеевна
Администрация Петрозаводского городского округа
Молодежников Виктор Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
20.07.2020Передача материалов судье
23.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
15.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее