Дело № 3а-1668/2021
22OS0000-01-2021-001392-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябцева И. И.ича к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Рябцеву И.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер ***, площадью 18 158 192 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка на 01 января 2019 года определена в размере 41 219 095,84 руб.
14 июля 2021 года Рябцев И.И. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости на 01 января 2019 года в равной рыночной стоимости размере согласно отчету об оценке.
Определением судьи Алтайского краевого суда от 06 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края (как получатель налоговых платежей).
Административный истец, представитель административного истца, представители административных ответчиков управления имущественных отношений Алтайского края, управления Росреестра по Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрации Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края, администрации Алейского района Алтайского края, заинтересованные лица Онуфричук Р.А., Ключева М.В., Юдаева Т.И., Шарикова АГ., Левина Г.И., Суковатицина В.С., Вязигина Л.В., Болобанова Е.И., Роганов Д.А., Фетисов А.Е., Ларин А.А., Кратов В.В., Юдаева А.А., Часовских А.Е., Сарапин С.П., Сычева А.Я., Чертовских Е.В., Алтунин А.Н., Сухоруков В.И., Суковатицина Н.А., Яковлева Л.А., Суковатицин Ю.А., Рябцев Н.И., Рябцева В.К., Рябцев А.А., Роганова Т.М., Мордвина В.В., Роганова О.В., Набока Г.А., Роганов А.С., Медведева Н.И., Мельников В.А., Лукьяненко А.И., Маматов А.А., Ларина В.И., Ларина Г.В., Коршиков М.А., Климова С.В., Климов А.Н., Игнатьев В.М., Барков А.А., Валюкова Н.М., Сухоруков Е.В., Суковатицин В.А., Сухоруков В.И., Соколова А.И., Сухоруков С.И. не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях полагали требования не подлежащими удовлетворению в связи с недостоверностью отчета об оценке.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставили разрешение требований на усмотрение суда, подтверждая размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью на праве общей долевой собственности земельного участка, для расчета налоговой базы по которому применяется кадастровая стоимость земельного участка, вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости.
В подтверждение размера рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка оценщика <данные изъяты> Г от 05 февраля 2021 года № 2425-02-2021-Н/22, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости на 01 января 2019 года составляет 17 069 000 руб.
В связи с возникшими сомнениями в отношении результата рыночной оценки стоимости земельного участка по административному делу проведена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта П № 21/10-17 от 15 октября 2021 года рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года составляет 17 250 282 руб.
Исследовав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным, полученным в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», проведено лицом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства работ в области определения рыночной стоимости объектов недвижимости, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, содержание заключения является ясным и непротиворечивым, поэтому на основании этого заключения, а не на основании представленного при обращении в суд отчета об оценке, суд полагает возможным установить рыночную стоимость земельного участка.
При этом суд также принимает во внимание, что административным ответчикам и заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с экспертным заключением, однако доказательства иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административные ответчики суду не представили, равно как не представили доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, определенной экспертом.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с экспертным заключением в размере 17 250 282 руб.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - 14 июля 2021 года.
В то же время с учетом положений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются управление имущественных отношений Алтайского края и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, а КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика без правовых оснований, в связи с чем требования административного истца к указанному лицу не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер ***, площадью 18158192 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года в равном его рыночной стоимости размере 17 250 282 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 июля 2021 года.
Административные исковые требования к КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Л. Соболева