Решение по делу № 2-405/2018 от 15.03.2018

Дело № 2-405/2018

Решение

Именем Российской Федерации

15 мая 2018 Рі.      Рі. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре судебного заседания Шиловой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов Герасимовой Людмилы Ивановны, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по установке и допуску к эксплуатации общедомового прибора учёта электрической энергии, возложении обязанности по демонтажу общедомового прибора учёта электрической энергии, признании незаконными действий по расчёту оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, исходя из показаний установленного общедомового прибора учёта, возложении обязанности по перерасчёту оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по установке в соответствии с установленными требованиями общедомового прибора учёта, возложении обязанности по установке и введении в эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями общедомового прибора учёта электрической энергии,

с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лосевой А.В.,

представителя ответчика, общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация», Григорьева Д.М.,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов Герасимовой Л.И. к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро» (далее также – ООО «Тверьоблэлектро», обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» (далее также – ООО «Региональная сетевая организация», ООО «РСО») и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» (далее также АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт»), в котором просит:

- признать незаконными действия ООО «Тверьоблэлектро», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> (счетчик № 009075055009808 ЦЭ6803В);

- обязать ООО «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой прибор учёта электрической энергии, смонтированный в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В);

- признать незаконным произведенный АО «АтомЭнергоСбыт»
ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. включительно расчёт оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, для Герасимовой Л.И., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, и остальных собственников и нанимателей жилых помещений указанного дома, исходя из показаний общедомового прибора учёта электрической энергии № 009075055009808 ЦЭ6803В;

- обязать АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчет оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (включительно) для Герасимовой Л.И., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, и остальных собственников и нанимателей жилых помещений указанного дома (квартиры с <№> по <№>), исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой № 15 пункта 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 г.;

- признать незаконным бездействие ООО «Региональная сетевая организация», выразившееся в непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- обязать ООО «Региональная сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442) установить и
ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в
отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что по обращению Герасимовой Л.И., являющейся <данные изъяты>, которая относится к социально незащищённым слоям населения, прокуратурой проведена проверка соблюдения закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства при начислении платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. Установлено, что заявитель проживает в доме <№> по <адрес>, способом управления которого избрано непосредственное управление управляющей организацией - ООО «Управляющая компания Наш Город», 01 января 2017 года с указанной организацией заключен договор управления многоквартирным домом. Статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Тверской области с 01 апреля 2014 года присвоен АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», которое с сентября 2016 года по декабрь 2016 года производило выставление в ежемесячных платежных документах счета на оплату за общедомовое потребление электроэнергии. Расчет платы производился на основании показаний общедомового прибора учёта электроэнергии № 009075055009808 ЦЭ6803В, установленного Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> на основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию от 04 февраля 2013 года. Уведомление собственников помещений, которые в том числе являются собственниками энергопринимающих устройств многоквартирного дома <№> по <адрес>, Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» не производилось. Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» перед установкой прибора учета электрической энергии не направлены собственникам энергопринимающих устройств уведомления способом, позволяющим подтвердить факт их получения. Проекты договоров, регулирующие условия установки приборов учета электрической энергии в адрес собственников помещений (энергопринимающих устройств) многоквартирного дома <№> по <адрес> Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» не направлялись. Допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес>, осуществлялся без надлежащего приглашения собственников энергопринимающих устройств. Решение общего собрания собственников помещений названного многоквартирного дома об установлении Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес> общедомового прибора учета электрической энергии и принятии его в состав общего имущества многоквартирного дома не принималось, порядок установки не соблюден, время фактического осуществления мероприятия по допуску прибора в эксплуатацию не соответствует времени фактического ввода указанного прибора учета в эксплуатацию, следовательно, расчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года является незаконным.

Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лосева А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Истец Герасимова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика, ООО «Региональная сетевая организация», Григорьев Д.М., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых ресурсов, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 07 июля 2002 г. В издержках по содержанию общего имущества дома обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 г., путём распределения объема электрической энергии, соответствующего разнице между объемом, учтенным коллективным (общедомовым) приборам учёта, и суммарным объемом электропотребления жилых и нежилых помещений в доме, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. В связи с невыполнением Управляющей компанией «Наш Город», возложенных на нее действующим законодательством обязательств по обеспечению учета электроэнергии, общедомовой прибор учёта был установлен в рамках своих полномочий сотрудниками ООО «Тверьоблэлектро», что подтверждается Актом допуска прибора учёта в эксплуатацию № 17 от 04 февраля 2013 года. Вопреки доводам истца, место для установки расчетного прибора определяется не желанием сетевой компании, а нормами действующего законодательства. Граница балансовой принадлежности сетей исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации устанавливается на вводе в жилой дом, во внутренних распределительных устройствах (ВРУ). Доступ к внутренним распределительным устройствам (ВРУ) собственников МКЖД без участия их представителем невозможен, соответственно, утверждение истца об отсутствии представителей собственников МКЖД либо представляющей их интересы управляющей компании, при установке и допуске прибора учёта в эксплуатацию, несостоятелен. Отсутствие подписи представителя собственников или управляющей компании в акте допуска прибора учёта не влияет на технические характеристики прибора учёта и не является основанием для признания его непригодным к расчетам. Истцом не представлено доказательств несоответствия спорного прибора учета метрологическим характеристикам, его выхода из строя, либо нарушения целостности прибора учёта, что могло повлечь некорректность показаний фиксируемых таким прибором. Кроме того, действующим законодательством для управляющей организации предусмотрена возможность установки альтернативного прибора учёта. Учитывая, что спорный прибор учёта функционирует в своем классе точности, не поврежден, прошел метрологическую поверку (иного не доказано), а также наличие предусмотренной законом возможности у собственников помещений МКЖД установить альтернативный прибор учёта потребляемой электроэнергии, ООО «РСО» не находит оснований для демонтажа установленного и введенного в эксплуатацию сетевой компанией прибора учёта. Более того, истцом нормативно не обосновано требование к сетевой компании ООО «РСО» об установке и допуске нового прибора учёта электроэнергии. Организация мероприятий по энергоснабжению в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении управляющих компаний, возлагается на такие компании. Показания общедомового прибора учёта позволяют управляющей компании определить объём электроэнергии, потраченной на содержание общего имущества и принимать меры по его снижению.

Ответчик, ООО «Тверьоблэлектро», своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещался по адресу, указанному в исковом заявлении, который соответствует адресу места нахождения, согласно сведения Единого государственного реестра юридических лиц. Конверт с судебной повесткой вернулся с отметкой «Истёк срок хранения».

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения.

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законом не предусмотрено иное.

В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Так в части 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Суд принял все необходимые меры для своевременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, который имел возможность своевременно получить судебное извещение и реализовать свои процессуальные права в суде.

Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих получению лицам, участвующим в деле, судебного извещения, не представлено.

Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств. Право суда считать лицо надлежаще извещенным в случае истечения срока хранения судебного извещения вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.

При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик ООО «Тверьоблэлектро» о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Согласно частям 1 и 3 стать 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно разъяснениям пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

В этой связи судом рассмотрено дело в отсутствии неявившегося, но надлежащим образом извещённого ответчика ООО «Тверьоблэлектро».

Ответчик АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении дела слушанием не представил.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по доверенности Большакова Л.М. представила пояснения, согласно которым с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года в многоквартирном доме был выбран непосредственный способ управления собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды происходило напрямую гражданам-потребителям. С 01 января 2017 года выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией – ООО «УК НАШ ГОРОД». Основанием начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <№> по <адрес> и соответственно выставления квитанций является Протокол общего собрания собственников помещений от 30 апреля 2015 г. с постановлением о внесении платы за коммунальную услугу напрямую в ресурсоснабжающую компанию. Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта. 04 февраля 2013 г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес> сетевой организацией ООО «Тверьоблэлектро» был установлен основной общедомовой прибор учёта № 009072055009808. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика осуществлять проверку соблюдения процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию, в связи с чем, акт допуска в эксплуатацию указанного коллективного (общедомового) прибора учёта был принят в работу, а его показания применялись при расчёте размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Счетчик электроэнергии ЦЭ6803В № 009072055009808 ООО «Тверьоблэлектро» жителям многоквартирного дома <№> по <адрес> в состав общего имущества не передавался, на балансе и обслуживании управляющей компании также не содержится. Кроме того, данный прибор учёта был установлен принудительно ООО «Тверьоблэлектро» в месте границы раздела балансовой принадлежности между Управляющей компанией и ООО «Тверьоблэлектро», согласно действующего законодательства, место установки ОДПУ не нарушено. Следовательно, установка общедомового прибора учета произведена в соответствии с требованиями закона, начисление потребителям коммунальной услуги платы за электроснабжение с учетом показаний общедомового прибора учёта является правомерным, а заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо, ООО «Управляющая компания Наш Город», извещённое о времени и месте судебного заседания, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, возражения относительно иска не представлено.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица, ООО «Управляющая компания Наш Город», Скворцов М.В., действующий по доверенности, поддержал исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Определением суда от 15 мая 2018 г. прекращено производство по делу в части требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора:

- о признании незаконным произведенного АО «АтомЭнергоСбыт»
ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (включительно) расчёта оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, для остальных собственников и нанимателей жилых помещений дома <№>, расположенного по адресу: <адрес> (квартиры с <№> по <№> и с <№> по <№>), исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии № 011076078002109 ЦЭ6803В;

- обязании АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (включительно) для остальных собственников и нанимателей жилых помещений дома <№>, расположенного по адресу: <адрес> (квартиры с <№> по <№> и с <№> по <№>), исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой №15 п. 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 г.

Производство по делу в части требования прекращено в силу абзаца второго статьи 220 и пункта 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

В статье 13 Закона № 261-ФЗ содержатся следующие положения.

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).

До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).

До 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя не позднее 1 января 2019 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа. В отношении объектов, которые указаны в частях 3 – 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее 1 июля 2018 года (часть 10).

В отношении объектов, предусмотренных частью 5 в части оснащения их приборами учёта используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемой электрической энергии) сетевая организация обязана совершать действия по оснащению действия приборами учета используемой электрической энергии, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований части 5 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (часть 12).

В силу положений статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1).

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2).

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).

Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками энергопринимающих устройств являются собственники помещений в многоквартирном доме, которые несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые содержат следующие положения (далее – Правила).

Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).

В пункте 2 Правил даны определения используемых понятий.

«индивидуальный прибор учёта» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учёта имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учёта дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которые содержат следующие положения (раздел Х. Правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках).

Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно (абзхац первый пункта 145).

В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьёй 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства) (пункт 150).

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 г. № 149 утверждён Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок), который содержит следующие положения.

Настоящий Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (пункт 1).

Настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчёты за энергетические ресурсы (далее - прибор учёта) (пункт 2).

Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (пункт 3).

Договор заключается в простой письменной форме (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 8 которого внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (бланк серии <№> от 24 июня 2003 г.) Герасимова Л.И. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно справке ООО «ЕРКЦ», Герасимова Л.И. зарегистрирована по данному адресу.

Судом установлено, что многоквартирном доме по адресу: <адрес>, расположено 60 квартир.

Данное обстоятельство подтверждается материала дела, в том числе реестром жилого фонда.

Судом установлено, что многоквартирном доме по адресу: <адрес>, расположено 60 квартир. Истцу Герасимовой Л.И. принадлежит квартира <№>.

Следовательно категория «остальные собственники и наниматели жилых помещений дома», указанная в исковом заявлении Вышневолоцким межрайонным прокурором относится к квартирам с <№> по <№> и с <№> по <№>.

Организацией, которая обслуживает общее имущество спорного дома, как следует из договора управления многоквартирным домом от 01 января 2017 года, является ООО УК «Наш город».

В дату установки общедомового прибора учёта электрической энергии (04 февраля 2013 г.) управление многоквартирным домом <№> по <адрес> осуществлялось ООО Управляющая организация «Перспектива».

В соответствии с актом о допуске прибора учёта в эксплуатацию № 17 от 04 февраля 2013 года прибор учета электроэнергии № 009072055009808 ЦЭ6803В по дому <№>, расположенного по адресу: <адрес>, установлен 04 февраля 2013 года ООО «Тверьоблэлектро».

В данном акте отсутствуют сведения об участии в установке счетчика представителя собственников жилых помещений многоквартирного дома <№> по <адрес>, а также отсутствует его подпись.

Как следует из материалов дела, перед установкой прибора учёта Вышневолоцкое отделение «Тверьоблэлектро» направило уведомление № 16 от 14 января 2013 г. только в адрес ООО УО «Перспектива», в котором сообщалось о дате и времени допуска сетевой организации к месту установки общедомового прибора учёта.

Проекты договоров, регулирующие условия установки приборов учета электрической энергии в адрес собственников помещений многоквартирного дома <№> по улице <адрес> Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» также не направлялись.

Согласно приказу Минэнерго России № 116 от 19 марта 2014 года с 01 апреля 2014 года АО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

В связи с этим, в период с сентября 2016 г. по декабрь 2016 г. включительно ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» по дому <№> по <адрес> производило расчёт и взимание платы за потребленную жильцами дома электроэнергию, в том числе за общедомовые нужды.

Расчёты указанной платы за потребленную энергию на общедомовые нужды производился на основании показаний общедомового прибора учёта, смонтированного ООО «Тверьоблэлектро» согласно акту от 04 февраля 2013 г. и протоколу от 30 апреля 2015 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <№> по <адрес>.

Общедомовой прибор учета электроэнергии № 0090075055009808 ЦЭ6803В по дому <№> по <адрес> установлен 25 февраля 2015 года ООО «Тверьоблэлектро».

Судом установлено, что собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не проводились общие собрания по вопросу установки общедомового прибора учета электрической энергии, договор на установку и эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии по спорному многоквартирному жилому дому не заключался, предложение об установке общедомового прибора учета Вышневолоцкое отделение ООО «Тверьоблэлектро» собственникам не направляло.

Вышневолоцкое отделение ООО «Тверьоблэлектро» уведомило ООО УО «Перспектива», как управляющую организацию многоквартирного дома, о дате и времени допуска сетевой организации к месту установки общедомового прибора учёта.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у собственников энергопринимающих устройств отсутствовала фактическая возможность присутствовать при совершении действий по монтажу общедомового прибора учёта.

Суд также принимает во внимание, что решения общего собрания многоквартирного дома <№> по улице <адрес> об установлении Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» в ВРУ многоквартирного дома общедомового прибора учёта электрической энергии и принятии его в состав общего имущества данного многоквартирного дома не принималось.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривается, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 4 статьи 27).

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35).

В силу положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу «Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации»).

Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.

Основанием для предъявления прокурором искового заявления в суд стало поступившие заявление от Герасимовой Людмилы Ивановны, которая по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно защитить нарушенные жилищные права.

Герасимова Л.И. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии <№>.

Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд иск в интересах Герасимовой Л.И. и неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.

Приведённые обстоятельства свидетельствует о нарушении со стороны ООО «Тверьоблэнерго» требования законодательства, регламентирующего порядок уведомления собственников энергопринимающих устройств о совершении действий по установке общедомовых приборов учёта электрической энергии, а также о допуске их в эксплуатацию, поскольку направление в адрес управляющей компании уведомления о дате и времени допуска сетевой организации к месту установки общедомового прибора учёта, не является надлежащим уведомлением собственников энергопринимающих устройств об установке такого прибора учёта.

Установка общедомового прибора учёта электрической энергии, а также его допуск в нарушении установленных требований затрудняет осуществление контроля со стороны Герасимовой Л.И. за его функционированием, в том числе на предмет экономимии собственных средств по оплате за электрическую энергию.

В этой связи суд считает необходимым признать:

- незаконными действия ООО «Тверьоблэлектро», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии, смонтированного в ВРУ многоквартирного дома <№> по <адрес>. (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В);

- обязать ООО «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой прибор учёта электрической энергии, смонтированный во внутреннем распределительным устройстве (ВРУ) многоквартирного дома <№> по <адрес> (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В).

Следовательно, в многоквартирном, расположенном по адресу: <адрес>. отсутствует общедомовой прибор учёта электрической энергии, установленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442).

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что с 01 января 2017 г. ООО «Региональная сетевая организация» осуществляет услуги по передаче электрической энергии на территории г. Вышнего Волочка Тверской области.

В этой связи обязанность по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии в многоквартирном доме <№> расположенном по <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства возлагается на данную организацию.

В этой связи суд считает необходимым признать незаконным бездействие ООО «Региональная сетевая организация», выразившееся в
непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Поскольку ООО «Региональная сетевая организация» осуществляет услуги по передаче электрической энергии на территории г. Вышнего Волочка Тверской области, суд считает необходимым обязать данную организацию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Из письменных пояснений представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» следует, что прибор установлен в ВРУ указанного многоквартирного дома, но в состав общего имущества многоквартирного жилого дома прибор учета не включен.

Кроме того, ресурсоснабжающая организация, оказывающая услугу - ОАО «АтомЭнергоСбыт» в силу положений Закона РФ «О защите прав потребителей» обязана своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, чего в данном случае сделано не было.

Приведенные выше доказательства свидетельствуют о том, что общедомовой прибор учёта электрической энергии, исходя из показаний которого ответчик ОАО «АтомЭнергоСбыт» производил с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. для истца расчёт платы за электроэнергию на общедомовые нужды, установлен в нарушение норм действующего законодательства. Ответчик АО «АтомЭнергоСбыт» не учёл, что введён в эксплуатацию прибор учёта был в нарушение норм действующего законодательства, поэтому расчёт ответчиком платы за электрическую энергию, начисляемую истцу на общедомовые нужды с учетом показаний вышеуказанного общедомового прибора учета электрической энергии нельзя признать правомерным.

В связи с тем, что с 01 января 2017 г. услуги по передаче электрической энергии на территории города Вышний Волочёк Тверской области осуществляет общество с ограниченной ответственность «Региональная сетевая организация», то обязанность по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии на спорном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства должна быть возложена именно на указанную организацию.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым:

- признать незаконным произведенный АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (включительно) расчёт оплаты за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, для Герасимовой Л.И., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, исходя из показаний общедомового прибора учёта электрической энергии (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В);

- обязать АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (включительно) для Герасимовой Л.И., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой № 15 пункта 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области, действующего защиту законных интересов Герасимовой Людмилы Ивановны, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» и акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», выразившиеся в нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) по установке и допуску в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии, смонтированного во внутреннем распределительным устройстве (ВРУ) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В).

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой прибор учёта
электрической энергии, смонтированный во внутреннем распределительным устройстве (ВРУ) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В).

Признать незаконным произведенный акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) расчёт оплаты за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, для Герасимовой Людмилы Ивановны, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, исходя из показаний общедомового прибора учёта электрической энергии (счётчик № 009075055009808 ЦЭ6803В).

Обязать акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты за электрическую энергию, потреблённую на общедомовые нужды, за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (включительно) для Герасимовой Людмилы Ивановны, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, исходя из объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, рассчитанного в соответствии с формулой № 15 пункта 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной
ответственностью «Региональная сетевая организация», выразившееся в
непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная
сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.Л. Кяппиев

2-405/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Герасимова Л. И.
Ответчики
ООО "Региональная сетевая организация"
ООО "Тверьоблэлектро"
АО "АтомЭнергоСбыт" обособленное подразделение "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Другие
ООО "Управляющая компания Наш город"
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Кяппиев Д.Л.
Дело на сайте суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
15.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2018Передача материалов судье
19.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2018Судебное заседание
11.05.2018Судебное заседание
15.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее