Дело № 2-405/2018
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 мая 2018 г. г. Вышний Волочёк
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре судебного заседания Шиловой Е.Е.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Вышневолоцкого межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, действующего РІ защиту законных интересов Герасимовой Людмилы Рвановны, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу СЃ ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» Рё акционерному обществу «АтомРнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомРнергоСбыт» Рѕ признании незаконными действий РїРѕ установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєСѓ Рє эксплуатации общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии, возложении обязанности РїРѕ демонтажу общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии, признании незаконными действий РїРѕ расчёту оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний установленного общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта, возложении обязанности РїРѕ перерасчёту оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, признании незаконным бездействия, выразившееся РІ непринятии мер РїРѕ установке РІ соответствии СЃ установленными требованиями общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта, возложении обязанности РїРѕ установке Рё введении РІ эксплуатацию РІ соответствии СЃ установленными требованиями общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лосевой А.В.,
представителя ответчика, общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация», Григорьева Д.М.,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ соответствии СЃРѕ статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов Герасимовой Р›.Р. Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро» (далее также – РћРћРћ «Тверьоблэлектро», обществу СЃ ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» (далее также – РћРћРћ «Региональная сетевая организация», РћРћРћ «РСО») Рё акционерному обществу «АтомРнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомРнергоСбыт» (далее также РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт»), РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚:
- признать незаконными действия РћРћРћ «Тверьоблэлектро», выразившиеся РІ нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04 мая 2012 Рі. в„– 442) РїРѕ установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєСѓ РІ эксплуатацию общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии, смонтированного РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> (счетчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’);
- обязать РћРћРћ «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учёта электрической энергии, смонтированный РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’);
- признать незаконным произведенный РђРћ «АтомРнергоСбыт»
РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. включительно расчёт оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для Герасимовой Р›.Р., зарегистрированной Рё проживающей РїРѕ адресу: <адрес>, Рё остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений указанного РґРѕРјР°, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’;
- обязать РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчет оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. (включительно) для Герасимовой Р›.Р., зарегистрированной Рё проживающей РїРѕ адресу: <адрес>, Рё остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений указанного РґРѕРјР° (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„– 15 пункта 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 354 РѕС‚ 06 мая 2011 Рі.;
- признать незаконным бездействие ООО «Региональная сетевая организация», выразившееся в непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать ООО «Региональная сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442) установить и
ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в
отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что РїРѕ обращению Герасимовой Р›.Р., являющейся <данные изъяты>, которая относится Рє социально незащищённым слоям населения, прокуратурой проведена проверка соблюдения закона РІ сфере жилищно-коммунального хозяйства РїСЂРё начислении платы Р·Р° потребленную электрическую энергию РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹. Установлено, что заявитель проживает РІ РґРѕРјРµ <в„–> РїРѕ <адрес>, СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј управления которого избрано непосредственное управление управляющей организацией - РћРћРћ «Управляющая компания Наш Город», 01 января 2017 РіРѕРґР° СЃ указанной организацией заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј. Статус гарантирующего поставщика электрической энергии РЅР° территории Тверской области СЃ 01 апреля 2014 РіРѕРґР° присвоен РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт», которое СЃ сентября 2016 РіРѕРґР° РїРѕ декабрь 2016 РіРѕРґР° производило выставление РІ ежемесячных платежных документах счета РЅР° оплату Р·Р° общедомовое потребление электроэнергии. Расчет платы производился РЅР° основании показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электроэнергии в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’, установленного Вышневолоцким отделением РћРћРћ «Тверьоблэлектро» РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> РЅР° основании акта РґРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РІ эксплуатацию РѕС‚ 04 февраля 2013 РіРѕРґР°. Уведомление собственников помещений, которые РІ том числе являются собственниками энергопринимающих устройств многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес>, Вышневолоцким отделением РћРћРћ «Тверьоблэлектро» РЅРµ производилось. Вышневолоцким отделением РћРћРћ «Тверьоблэлектро» перед установкой РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии РЅРµ направлены собственникам энергопринимающих устройств уведомления СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, позволяющим подтвердить факт РёС… получения. Проекты РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, регулирующие условия установки РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета электрической энергии РІ адрес собственников помещений (энергопринимающих устройств) многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> Вышневолоцким отделением РћРћРћ «Тверьоблэлектро» РЅРµ направлялись. Допуск РІ эксплуатацию общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии, смонтированного РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес>, осуществлялся без надлежащего приглашения собственников энергопринимающих устройств. Решение общего собрания собственников помещений названного многоквартирного РґРѕРјР° РѕР± установлении Вышневолоцким отделением РћРћРћ «Тверьоблэлектро» РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии Рё принятии его РІ состав общего имущества многоквартирного РґРѕРјР° РЅРµ принималось, РїРѕСЂСЏРґРѕРє установки РЅРµ соблюден, время фактического осуществления мероприятия РїРѕ РґРѕРїСѓСЃРєСѓ РїСЂРёР±РѕСЂР° РІ эксплуатацию РЅРµ соответствует времени фактического РІРІРѕРґР° указанного РїСЂРёР±РѕСЂР° учета РІ эксплуатацию, следовательно, расчет платы Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2016 РіРѕРґР° является незаконным.
Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лосева А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Рстец Герасимова Р›.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство Рѕ рассмотрении дела РІ её отсутствие, исковые требования поддерживает РІ полном объеме.
Представитель ответчика, ООО «Региональная сетевая организация», Григорьев Д.М., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Собственники помещений РІ многоквартирных домах, введенных РІ эксплуатацию РґРѕ 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2009 РіРѕРґР°, обязаны обеспечить оснащение таких РґРѕРјРѕРІ общедомовыми приборами учета используемых ресурсов, Р° также РІРІРѕРґ установленных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учёта РІ эксплуатацию РґРѕ 07 июля 2002 Рі. Р’ издержках РїРѕ содержанию общего имущества РґРѕРјР° обязаны участвовать как собственники квартир, так Рё собственники нежилых помещений РІРЅРµ зависимости РѕС‚ фактического использования общего имущества. Собственникам квартир РІ многоквартирном РґРѕРјРµ принадлежат РЅР° праве общей долевой собственности общие помещения РґРѕРјР°, несущие конструкции РґРѕРјР°, механическое, электрическое, санитарно-техническое Рё РёРЅРѕРµ оборудование Р·Р° пределами или внутри квартиры, обслуживающее более РѕРґРЅРѕР№ квартиры. Для решения РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ РїРѕ пользованию Рё надлежащему содержанию общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, Р° также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений РІ этом РґРѕРјРµ РјРѕРіСѓС‚ выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед РЅРёРјРё Р·Р° оказание всех услуг Рё (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества РІ данном РґРѕРјРµ. Содержание общего имущества включает РІ себя РїРѕРјРёРјРѕ прочего обеспечение установки Рё РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию общедомовых РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета. РџСЂРё этом собственники несут бремя расходов РЅР° содержание общего имущества путем внесения платы Р·Р° содержание Рё ремонт жилого помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ соразмерно СЃРІРѕРёРј долям РІ праве общей собственности РЅР° это имущество. Размер платы Р·Р° коммунальную услугу, предоставленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, оборудованном коллективным (общедомовым) РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учёта, Р·Р° исключением коммунальной услуги РїРѕ отоплению, определяется РІ соответствии СЃ формулой приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 354 РѕС‚ 06 мая 2011 Рі., путём распределения объема электрической энергии, соответствующего разнице между объемом, учтенным коллективным (общедомовым) приборам учёта, Рё суммарным объемом электропотребления жилых Рё нежилых помещений РІ РґРѕРјРµ, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ невыполнением Управляющей компанией «Наш Город», возложенных РЅР° нее действующим законодательством обязательств РїРѕ обеспечению учета электроэнергии, общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учёта был установлен РІ рамках СЃРІРѕРёС… полномочий сотрудниками РћРћРћ «Тверьоблэлектро», что подтверждается Актом РґРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта РІ эксплуатацию в„– 17 РѕС‚ 04 февраля 2013 РіРѕРґР°. Вопреки доводам истца, место для установки расчетного РїСЂРёР±РѕСЂР° определяется РЅРµ желанием сетевой компании, Р° нормами действующего законодательства. Граница балансовой принадлежности сетей исполнителя коммунальных услуг Рё ресурсоснабжающей организации устанавливается РЅР° РІРІРѕРґРµ РІ жилой РґРѕРј, РІРѕ внутренних распределительных устройствах (Р’Р РЈ). Доступ Рє внутренним распределительным устройствам (Р’Р РЈ) собственников РњРљР–Р” без участия РёС… представителем невозможен, соответственно, утверждение истца РѕР± отсутствии представителей собственников РњРљР–Р” либо представляющей РёС… интересы управляющей компании, РїСЂРё установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєРµ РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта РІ эксплуатацию, несостоятелен. Отсутствие РїРѕРґРїРёСЃРё представителя собственников или управляющей компании РІ акте РґРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта РЅРµ влияет РЅР° технические характеристики РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта Рё РЅРµ является основанием для признания его непригодным Рє расчетам. Рстцом РЅРµ представлено доказательств несоответствия СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ РїСЂРёР±РѕСЂР° учета метрологическим характеристикам, его выхода РёР· строя, либо нарушения целостности РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта, что могло повлечь некорректность показаний фиксируемых таким РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј. РљСЂРѕРјРµ того, действующим законодательством для управляющей организации предусмотрена возможность установки альтернативного РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта. Учитывая, что спорный РїСЂРёР±РѕСЂ учёта функционирует РІ своем классе точности, РЅРµ поврежден, прошел метрологическую поверку (РёРЅРѕРіРѕ РЅРµ доказано), Р° также наличие предусмотренной законом возможности Сѓ собственников помещений РњРљР–Р” установить альтернативный РїСЂРёР±РѕСЂ учёта потребляемой электроэнергии, РћРћРћ «РСО» РЅРµ находит оснований для демонтажа установленного Рё введенного РІ эксплуатацию сетевой компанией РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта. Более того, истцом нормативно РЅРµ обосновано требование Рє сетевой компании РћРћРћ «РСО» РѕР± установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєРµ РЅРѕРІРѕРіРѕ РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электроэнергии. Организация мероприятий РїРѕ энергоснабжению РІ многоквартирных жилых домах, находящихся РІ управлении управляющих компаний, возлагается РЅР° такие компании. Показания общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта позволяют управляющей компании определить объём электроэнергии, потраченной РЅР° содержание общего имущества Рё принимать меры РїРѕ его снижению.
Ответчик, РћРћРћ «Тверьоблэлектро», своего представителя РІ судебное заседание РЅРµ направило, Рѕ времени Рё месте судебного заседания извещался РїРѕ адресу, указанному РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, который соответствует адресу места нахождения, согласно сведения Единого государственного реестра юридических лиц. Конверт СЃ судебной повесткой вернулся СЃ отметкой В«Рстёк СЃСЂРѕРє хранения».
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения.
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законом не предусмотрено иное.
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Так в части 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Суд принял все необходимые меры для своевременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, который имел возможность своевременно получить судебное извещение и реализовать свои процессуальные права в суде.
Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих получению лицам, участвующим в деле, судебного извещения, не представлено.
Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств. Право суда считать лицо надлежаще извещенным в случае истечения срока хранения судебного извещения вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик ООО «Тверьоблэлектро» о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Согласно частям 1 и 3 стать 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В этой связи судом рассмотрено дело в отсутствии неявившегося, но надлежащим образом извещённого ответчика ООО «Тверьоблэлектро».
Ответчик РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» своего представителя РІ судебное заседание РЅРµ направило, Рѕ времени Рё месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайства РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ представил.
Ранее РІ судебном заседании представитель ответчика РђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ лице РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» РїРѕ доверенности Большакова Р›.Рњ. представила пояснения, согласно которым СЃ 01 сентября 2016 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2016 РіРѕРґР° РІ многоквартирном РґРѕРјРµ был выбран непосредственный СЃРїРѕСЃРѕР± управления собственников Рё нанимателей помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, начисление платы Р·Р° электроэнергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ происходило напрямую гражданам-потребителям. РЎ 01 января 2017 РіРѕРґР° выбран СЃРїРѕСЃРѕР± управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј – управление управляющей организацией – РћРћРћ «УК РќРђРЁ ГОРОД». Основанием начисления платы Р·Р° электроэнергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ собственникам Рё нанимателям помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ <в„–> РїРѕ <адрес> Рё соответственно выставления квитанций является Протокол общего собрания собственников помещений РѕС‚ 30 апреля 2015 Рі. СЃ постановлением Рѕ внесении платы Р·Р° коммунальную услугу напрямую РІ ресурсоснабжающую компанию. Объем коммунальной услуги, предоставленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, определяется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний коллективного (общедомового) РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта. 04 февраля 2013 Рі. РІ многоквартирном РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: <адрес> сетевой организацией РћРћРћ «Тверьоблэлектро» был установлен РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учёта в„– 009072055009808. Действующим законодательством РЅРµ предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика осуществлять проверку соблюдения процедуры РґРѕРїСѓСЃРєР° РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта РІ эксплуатацию, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, акт РґРѕРїСѓСЃРєР° РІ эксплуатацию указанного коллективного (общедомового) РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта был РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ работу, Р° его показания применялись РїСЂРё расчёте размера платы Р·Р° коммунальную услугу, предоставленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ РІ многоквартирном РґРѕРјРµ. Счетчик электроэнергии Р¦Р6803Р’ в„– 009072055009808 РћРћРћ «Тверьоблэлектро» жителям многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> РІ состав общего имущества РЅРµ передавался, РЅР° балансе Рё обслуживании управляющей компании также РЅРµ содержится. РљСЂРѕРјРµ того, данный РїСЂРёР±РѕСЂ учёта был установлен принудительно РћРћРћ «Тверьоблэлектро» РІ месте границы раздела балансовой принадлежности между Управляющей компанией Рё РћРћРћ «Тверьоблэлектро», согласно действующего законодательства, место установки ОДПУ РЅРµ нарушено. Следовательно, установка общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета произведена РІ соответствии СЃ требованиями закона, начисление потребителям коммунальной услуги платы Р·Р° электроснабжение СЃ учетом показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта является правомерным, Р° заявленные исковые требования РЅРµ подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, ООО «Управляющая компания Наш Город», извещённое о времени и месте судебного заседания, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, возражения относительно иска не представлено.
Ранее в судебном заседании представитель третьего лица, ООО «Управляющая компания Наш Город», Скворцов М.В., действующий по доверенности, поддержал исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Определением суда от 15 мая 2018 г. прекращено производство по делу в части требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора:
- Рѕ признании незаконным произведенного РђРћ «АтомРнергоСбыт»
РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. (включительно) расчёта оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений РґРѕРјР° <в„–>, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–> Рё СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии в„– 011076078002109 Р¦Р6803Р’;
- обязании РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты Р·Р° электрическую энергию, потребленную РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. (включительно) для остальных собственников Рё нанимателей жилых помещений РґРѕРјР° <в„–>, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (квартиры СЃ <в„–> РїРѕ <в„–> Рё СЃ <в„–> РїРѕ <в„–>), РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„–15 Рї. 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 354 РѕС‚ 06 мая 2011 Рі.
Производство по делу в части требования прекращено в силу абзаца второго статьи 220 и пункта 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
В статье 13 Закона № 261-ФЗ содержатся следующие положения.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1).
До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
До 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя не позднее 1 января 2019 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа. В отношении объектов, которые указаны в частях 3 – 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее 1 июля 2018 года (часть 10).
В отношении объектов, предусмотренных частью 5 в части оснащения их приборами учёта используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта используемой электрической энергии) сетевая организация обязана совершать действия по оснащению действия приборами учета используемой электрической энергии, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований части 5 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (часть 12).
В силу положений статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).
Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками энергопринимающих устройств являются собственники помещений в многоквартирном доме, которые несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые содержат следующие положения (далее – Правила).
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
В пункте 2 Правил даны определения используемых понятий.
«индивидуальный прибор учёта» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
«потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учёта имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учёта дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которые содержат следующие положения (раздел Х. Правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках).
Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно (абзхац первый пункта 145).
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьёй 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства) (пункт 150).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 г. № 149 утверждён Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок), который содержит следующие положения.
Настоящий Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (пункт 1).
Настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчёты за энергетические ресурсы (далее - прибор учёта) (пункт 2).
Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (пункт 3).
Договор заключается в простой письменной форме (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 8 которого внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно свидетельству Рѕ государственной регистрации права (бланк серии <в„–> РѕС‚ 24 РёСЋРЅСЏ 2003 Рі.) Герасимова Р›.Р. является собственником 1/3 доли РІ праве общей долевой собственности РЅР° жилое помещение, расположенное РїРѕ адресу: <адрес>.
Согласно справке РћРћРћ «ЕРКЦ», Герасимова Р›.Р. зарегистрирована РїРѕ данному адресу.
Судом установлено, что многоквартирном доме по адресу: <адрес>, расположено 60 квартир.
Данное обстоятельство подтверждается материала дела, в том числе реестром жилого фонда.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что многоквартирном РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: <адрес>, расположено 60 квартир. Рстцу Герасимовой Р›.Р. принадлежит квартира <в„–>.
Следовательно категория «остальные собственники и наниматели жилых помещений дома», указанная в исковом заявлении Вышневолоцким межрайонным прокурором относится к квартирам с <№> по <№> и с <№> по <№>.
Организацией, которая обслуживает общее имущество спорного дома, как следует из договора управления многоквартирным домом от 01 января 2017 года, является ООО УК «Наш город».
В дату установки общедомового прибора учёта электрической энергии (04 февраля 2013 г.) управление многоквартирным домом <№> по <адрес> осуществлялось ООО Управляющая организация «Перспектива».
Р’ соответствии СЃ актом Рѕ РґРѕРїСѓСЃРєРµ РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта РІ эксплуатацию в„– 17 РѕС‚ 04 февраля 2013 РіРѕРґР° РїСЂРёР±РѕСЂ учета электроэнергии в„– 009072055009808 Р¦Р6803Р’ РїРѕ РґРѕРјСѓ <в„–>, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, установлен 04 февраля 2013 РіРѕРґР° РћРћРћ «Тверьоблэлектро».
В данном акте отсутствуют сведения об участии в установке счетчика представителя собственников жилых помещений многоквартирного дома <№> по <адрес>, а также отсутствует его подпись.
Как следует из материалов дела, перед установкой прибора учёта Вышневолоцкое отделение «Тверьоблэлектро» направило уведомление № 16 от 14 января 2013 г. только в адрес ООО УО «Перспектива», в котором сообщалось о дате и времени допуска сетевой организации к месту установки общедомового прибора учёта.
Проекты договоров, регулирующие условия установки приборов учета электрической энергии в адрес собственников помещений многоквартирного дома <№> по улице <адрес> Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» также не направлялись.
Согласно приказу Минэнерго Р РѕСЃСЃРёРё в„– 116 РѕС‚ 19 марта 2014 РіРѕРґР° СЃ 01 апреля 2014 РіРѕРґР° РђРћ «АтомРнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, РІ период СЃ сентября 2016 Рі. РїРѕ декабрь 2016 Рі. включительно РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» РђРћ «АтомРнергоСбыт» РїРѕ РґРѕРјСѓ <в„–> РїРѕ <адрес> производило расчёт Рё взимание платы Р·Р° потребленную жильцами РґРѕРјР° электроэнергию, РІ том числе Р·Р° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹.
Расчёты указанной платы за потребленную энергию на общедомовые нужды производился на основании показаний общедомового прибора учёта, смонтированного ООО «Тверьоблэлектро» согласно акту от 04 февраля 2013 г. и протоколу от 30 апреля 2015 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <№> по <адрес>.
Общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учета электроэнергии в„– 0090075055009808 Р¦Р6803Р’ РїРѕ РґРѕРјСѓ <в„–> РїРѕ <адрес> установлен 25 февраля 2015 РіРѕРґР° РћРћРћ «Тверьоблэлектро».
Судом установлено, что собственниками помещений в указанном многоквартирном доме не проводились общие собрания по вопросу установки общедомового прибора учета электрической энергии, договор на установку и эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии по спорному многоквартирному жилому дому не заключался, предложение об установке общедомового прибора учета Вышневолоцкое отделение ООО «Тверьоблэлектро» собственникам не направляло.
Вышневолоцкое отделение ООО «Тверьоблэлектро» уведомило ООО УО «Перспектива», как управляющую организацию многоквартирного дома, о дате и времени допуска сетевой организации к месту установки общедомового прибора учёта.
Рзложенные обстоятельства свидетельствуют Рѕ том, что Сѓ собственников энергопринимающих устройств отсутствовала фактическая возможность присутствовать РїСЂРё совершении действий РїРѕ монтажу общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта.
Суд также принимает во внимание, что решения общего собрания многоквартирного дома <№> по улице <адрес> об установлении Вышневолоцким отделением ООО «Тверьоблэлектро» в ВРУ многоквартирного дома общедомового прибора учёта электрической энергии и принятии его в состав общего имущества данного многоквартирного дома не принималось.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривается, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (пункт 4 статьи 27).
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35).
В силу положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу «Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации»).
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
Основанием для предъявления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РІ СЃСѓРґ стало поступившие заявление РѕС‚ Герасимовой Людмилы Рвановны, которая РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РЅРµ имеет возможности самостоятельно защитить нарушенные жилищные права.
Герасимова Р›.Р. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии <в„–>.
Таким образом, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, Р° также предъявляя РІ СЃСѓРґ РёСЃРє РІ интересах Герасимовой Р›.Р. Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РѕР± устранении выявленных нарушений, действует РІ соответствии СЃ требованиями закона.
Приведённые обстоятельства свидетельствует о нарушении со стороны ООО «Тверьоблэнерго» требования законодательства, регламентирующего порядок уведомления собственников энергопринимающих устройств о совершении действий по установке общедомовых приборов учёта электрической энергии, а также о допуске их в эксплуатацию, поскольку направление в адрес управляющей компании уведомления о дате и времени допуска сетевой организации к месту установки общедомового прибора учёта, не является надлежащим уведомлением собственников энергопринимающих устройств об установке такого прибора учёта.
Установка общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии, Р° также его РґРѕРїСѓСЃРє РІ нарушении установленных требований затрудняет осуществление контроля СЃРѕ стороны Герасимовой Р›.Р. Р·Р° его функционированием, РІ том числе РЅР° предмет СЌРєРѕРЅРѕРјРёРјРёРё собственных средств РїРѕ оплате Р·Р° электрическую энергию.
В этой связи суд считает необходимым признать:
- незаконными действия РћРћРћ «Тверьоблэлектро», выразившиеся РІ нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04 мая 2012 РіРѕРґР° в„– 442) РїРѕ установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєСѓ РІ эксплуатацию общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии, смонтированного РІ Р’Р РЈ многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес>. (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’);
- обязать РћРћРћ «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учёта электрической энергии, смонтированный РІРѕ внутреннем распределительным устройстве (Р’Р РЈ) многоквартирного РґРѕРјР° <в„–> РїРѕ <адрес> (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’).
Следовательно, в многоквартирном, расположенном по адресу: <адрес>. отсутствует общедомовой прибор учёта электрической энергии, установленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442).
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что с 01 января 2017 г. ООО «Региональная сетевая организация» осуществляет услуги по передаче электрической энергии на территории г. Вышнего Волочка Тверской области.
В этой связи обязанность по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии в многоквартирном доме <№> расположенном по <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства возлагается на данную организацию.
В этой связи суд считает необходимым признать незаконным бездействие ООО «Региональная сетевая организация», выразившееся в
непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку ООО «Региональная сетевая организация» осуществляет услуги по передаче электрической энергии на территории г. Вышнего Волочка Тверской области, суд считает необходимым обязать данную организацию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
РР· письменных пояснений представителя ответчика РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» следует, что РїСЂРёР±РѕСЂ установлен РІ Р’Р РЈ указанного многоквартирного РґРѕРјР°, РЅРѕ РІ состав общего имущества многоквартирного жилого РґРѕРјР° РїСЂРёР±РѕСЂ учета РЅРµ включен.
РљСЂРѕРјРµ того, ресурсоснабжающая организация, оказывающая услугу - РћРђРћ «АтомРнергоСбыт» РІ силу положений Закона Р Р¤ «О защите прав потребителей» обязана своевременно предоставлять потребителю необходимую Рё достоверную информацию РѕР± услугах, обеспечивающую возможность РёС… правильного выбора, чего РІ данном случае сделано РЅРµ было.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют Рѕ том, что общедомовой РїСЂРёР±РѕСЂ учёта электрической энергии, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний которого ответчик РћРђРћ «АтомРнергоСбыт» РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. для истца расчёт платы Р·Р° электроэнергию РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, установлен РІ нарушение РЅРѕСЂРј действующего законодательства. Ответчик РђРћ «АтомРнергоСбыт» РЅРµ учёл, что введён РІ эксплуатацию РїСЂРёР±РѕСЂ учёта был РІ нарушение РЅРѕСЂРј действующего законодательства, поэтому расчёт ответчиком платы Р·Р° электрическую энергию, начисляемую истцу РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹ СЃ учетом показаний вышеуказанного общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учета электрической энергии нельзя признать правомерным.
В связи с тем, что с 01 января 2017 г. услуги по передаче электрической энергии на территории города Вышний Волочёк Тверской области осуществляет общество с ограниченной ответственность «Региональная сетевая организация», то обязанность по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии на спорном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства должна быть возложена именно на указанную организацию.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· установленных обстоятельств, СЃСѓРґ считает необходимым:
- признать незаконным произведенный РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. (включительно) расчёт оплаты Р·Р° электрическую энергию, потреблённую РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для Герасимовой Р›.Р., зарегистрированной Рё проживающей РїРѕ адресу: <адрес>, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’);
- обязать РђРћ «АтомРнергоСбыт» РћРџ «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты Р·Р° электрическую энергию, потреблённую РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 Рі. РїРѕ 31 декабря 2016 Рі. (включительно) для Герасимовой Р›.Р., зарегистрированной Рё проживающей РїРѕ адресу: <адрес>, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„– 15 пункта 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 354 РѕС‚ 06 мая 2011 РіРѕРґР°.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
РёСЃРє Вышневолоцкого межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тверской области, действующего защиту законных интересов Герасимовой Людмилы Рвановны, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рє обществу СЃ ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», обществу СЃ ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» Рё акционерному обществу «АтомРнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомРнергоСбыт» удовлетворить.
Признать незаконными действия общества СЃ ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро», выразившиеся РІ нарушениях механизма, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04 мая 2012 РіРѕРґР° в„– 442) РїРѕ установке Рё РґРѕРїСѓСЃРєСѓ РІ эксплуатацию общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии, смонтированного РІРѕ внутреннем распределительным устройстве (Р’Р РЈ) многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тверьоблэлектро» демонтировать общедомовой прибор учёта
электрической энергии, смонтированный РІРѕ внутреннем распределительным устройстве (Р’Р РЈ) многоквартирного РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’).
Признать незаконным произведенный акционерным обществом «АтомРнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомРнергоСбыт» Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2016 РіРѕРґР° (включительно) расчёт оплаты Р·Р° электрическую энергию, потреблённую РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, для Герасимовой Людмилы Рвановны, зарегистрированной Рё проживающей РїРѕ адресу: <адрес>, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· показаний общедомового РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта электрической энергии (счётчик в„– 009075055009808 Р¦Р6803Р’).
Обязать акционерное общество «АтомРнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомРнергоСбыт» произвести перерасчёт оплаты Р·Р° электрическую энергию, потреблённую РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, Р·Р° период СЃ 01 сентября 2016 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2016 РіРѕРґР° (включительно) для Герасимовой Людмилы Рвановны, зарегистрированной Рё проживающей РїРѕ адресу: <адрес>, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· объема электрической энергии, потребленной РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹, рассчитанного РІ соответствии СЃ формулой в„– 15 пункта 17 приложения в„– 2 Рє Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых РґРѕРјРѕРІ, утвержденным постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 354 РѕС‚ 06 мая 2011 РіРѕРґР°.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной
ответственностью «Региональная сетевая организация», выразившееся в
непринятии мер по установке в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) общедомового прибора учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная
сетевая организация» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442) установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учёта электрической энергии в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л. Кяппиев