Решение по делу № 2а-5215/2020 от 30.07.2020

дело № 2а-5215/2020

66RS0001-01-2019-010323-67

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года                         город Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Гейгер Е.Ф.,

при секретаре Андреевой А.А.,

с участием представителей административного истца Нагуманова В.Г., Поповой К.А., представителя административного ответчика администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга Родионовой Т.Ю., представителя административного ответчика Администрации города Екатеринбурга, заинтересованного лица Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга Барабановой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осинцева Евгения Анатольевича к администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Осинцев Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о признании бездействия незаконным.

В обоснование указывает, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Обратился к административным ответчикам с заявлением от 17 августа 2016 года по зданию гаража, входящего в состав объектов культурного наследия особого значения «Комплекс жилых домов, дом жилой, гараж, ворота, элементы благоустройства, в котором указал, что гараж с 2010 года находится в разрушенном состоянии, что следует из текста охранного обязательства от 23 июля 2010 года. 25 августа 2016 года он получил ответ , из которого следует, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области предпринимало меры по установлению собственника гаража, расположенного во дворе дома по адресу Верх-Исетский бульвар, 18. Документов, свидетельствующих об осуществлении действий, направленных на выявление собственника гаража, представлено не было. Собственность на указанный объект не зарегистрирована, гараж в реестр муниципальной собственности не внесен, учет БТИ не осуществлялся, меры по его сохранению, консервации не производятся. Также он обращался с заявлением 01 февраля 2019 года, указав, что из-за строительных работ <иные данные> спорный гараж частично разрушен. Из ответа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области следует, что собственник гаража, не выявлен. Администрацией города Екатеринбурга, администрацией Верх-Исетского района города Екатеринбурга, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не предприняты действия, предусмотренные Административным Регламентом исполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» от 27 апреля 2015 года (далее по тексту Административный Регламент). Гараж продолжает разрушаться, что создает угрозу обрушения здания, которое является объектом культурного наследия, и может повлечь вред жизни и здоровью административного истца и имуществу собственников жилых помещений указанного дома. Просит признать незаконными бездействие Администрации города Екатеринбурга, администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга по совершению действий, предусмотренных Административным Регламентом, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области по совершению действий, предусмотренных пунктом 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1216-ПП.

В судебном заседании представители административного истца Нагуманов В.Г., Попова К.А. на заявленных требованиях настаивали, просили удовлетворить в полном объеме, поскольку административными ответчиками в течение длительного периода времени было допущено незаконное бездействие.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга Родионова Т.Ю. возражала против заявленных требований, указала, что Осинцев Е.А. в администрацию Верх-Исетского района города Екатеринбурга с заявлением о принятии на баланс и признании бесхозяйным здания гаража по адресу: <адрес> не обращался.

Представитель административного ответчика Администрации города Екатеринбурга, заинтересованного лица Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга Барабанова Н.И. в судебном заседании возражала против заявленных требований. Указала, что 28 ноября 2019 года Осинцев Е.А. обратился в администрацию города Екатеринбурга с заявлением совершить действия по выявлению бесхозяйного имущества, расположенного во дворе дома по адресу: <адрес>, <адрес>. По данному заявлению административным ответчиком приняты необходимые меры, в результате которых здание по адресу: <адрес>, принято на учет как бесхозяйное. До 28 ноября 2019 года Осинцев Е.А. с заявлением о признании данного объекта бесхозяйным не обращался.

Административный истец Осинцев Е.А., представитель административного ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, прокуратуры Верх-Исетского района города Екатеринбурга, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, заинтересованное лицо Сотников И.Н., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой, заказной корреспонденцией, факсимильной связью, а также путем размещения информации на официальном сайте суда.

Представитель заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо Сотников И.Н. в телефонограмме сообщил, что документы на спорный гараж у него отсутствуют, в судебное заседание он явиться не может, просил рассмотреть дело без его участия.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие указанные лиц.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такой необходимой совокупности по данному делу не имеется и судом не установлено исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Осинцев Е.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

17 августа 2016 года Осинцев Е.А. обратился в Управление государственной охраны объектов культурного наследия, администрацию Верх-Исетского района города Екатеринбурга с заявлением, в котором указал, что во дворе его дома в полуразрушенном состоянии находится здание гаража, являющегося объектом культурного наследия. В течении лета 2016 года неизвестные лица осуществляют реконструкцию данного гаража. Просил зафиксировать данный факт и установить законность данных мероприятий.

25 августа 2016 года на заявление административного истца дан ответ , из которого следует, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области предпринимало меры по установлению собственника гаража, расположенного во дворе дома по адресу <адрес>

31 августа 2016 года администрацией Верх-Исетского района города Екатеринбурга составлен ответ на данное обращение, из которого следует, что согласно постановлению Правительства Свердловской области от 17 марта 2016 года № 156-ПП региональный государственный надзор осуществляет Управление государственной охраны объектов культурного наследия, которым буден дан ответ на обращение Осинцева Е.А.

01 февраля 2019 года административный истец вновь обратился в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области с заявлением, указав, что из-за строительных работ <иные данные> спорный гараж частично разрушен. Из ответа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 22 февраля 2019 года следовало, что собственник гаража, не выявлен.

Как следует из пункта 3 Административного регламента муниципальную функцию исполняют:

1) Департамент по управлению муниципальным имуществом - в части оформления технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов (нежилых зданий, сооружений, помещений) на государственный кадастровый учет и учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, признания в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты (нежилые здания, сооружения, помещения, инженерные объекты, памятники монументального искусства, а также иные объекты внешнего благоустройства, не являющиеся инженерными объектами) и государственной регистрации права муниципальной собственности на такие объекты;

2) Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга (далее - Комитет по жилищной политике) - в части сбора, первичной обработки информации, оформления технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов (жилых домов, квартир, комнат, обладающих признаками бесхозяйного имущества) на государственный кадастровый учет и учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, признания в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты и государственной регистрации права муниципальной собственности;

3) Комитет благоустройства Администрации города Екатеринбурга (далее - Комитет благоустройства) - в части сбора, первичной обработки информации, оформления технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов внешнего благоустройства (плотин, мостов, дорог, путепроводов, подземных и надземных пешеходных переходов, объектов ливневой канализации, объектов уличного освещения) (далее - инженерные объекты) на государственный кадастровый учет и учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также направления запросов и получения сведений об объектах в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

4) территориальные органы Администрации города Екатеринбурга (далее - администрации районов):

в части сбора и первичной обработки информации об обладающих признаками бесхозяйного недвижимого имущества зданиях, сооружениях, нежилых помещениях, расположенных на подведомственной указанным органам территориях;

в части сбора, первичной обработки информации, оформления технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов на государственный кадастровый учет и учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также направления запросов и получения сведений о бесхозяйных объектах в порядке межведомственного информационного взаимодействия об обладающих признаками бесхозяйного недвижимого имущества памятниках монументального искусства, а также иных объектах внешнего благоустройства, не относящихся к инженерным объектам.

Как следует из пункта 13 Административного регламента, административная процедура «Оформление права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на бесхозяйные здания, сооружения и нежилые помещения" включает в себя следующие административные действия:

1) сбор и первичная обработка информации об объекте, собственник которого неизвестен;

2) получение сведений об отсутствии иных прав на объект, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на бесхозяйный объект;

3) изготовление документации о бесхозяйном объекте;

4) подача заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта;

5) обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект;

6) подача заявления о государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на бесхозяйный объект.

В силу пунктов 14, 18, 21, 22 Административного регламента, основаниями для начала выполнения административного действия «Сбор и первичная обработка информации об объекте, собственник которого неизвестен" являются поступившие в администрацию района: письменные обращения граждан или организаций, содержащие сведения об объектах, собственники которых неизвестны;

Срок подготовки и направления запроса о предоставлении сведений об объекте, собственник которого неизвестен, составляет пять рабочих дней со дня поступления в администрацию района сведений об обнаружении такого объекта.

Результатами выполнения административного действия «Сбор и первичная обработка информации об объекте, собственник которого неизвестен» являются получение сведений о бесхозяйном объекте и передача их в Департамент или выявление собственника объекта.

Общий срок выполнения административного действия «Сбор и первичная обработка информации об объекте, собственник которого неизвестен» составляет 30 рабочих дней.

Ответственным за выполнение административного действия «Сбор и первичная обработка информации об объекте, собственник которого неизвестен» является специалист отдела администрации района, осуществляющего деятельность по исполнению муниципальной функции, на которого возложена обязанность по исполнению муниципальной функции.

Основанием для начала административного действия «Получение сведений об отсутствии иных прав на объект, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на бесхозяйный объект» является поступление в Департамент сведений о бесхозяйном объекте от организаций, перечисленных в пункте 17 настоящего Административного регламента.

Таким образом, поскольку в 2016 году административный истец в администрацию Верх-Исетского судебного района с заявлением о принятии на баланс и признании бесхозяйным здания гаража по адресу: <адрес> не обращался, у администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга не возникло обязанности по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества в части сбора и первичной обработки информации об обладающих признаками бесхозяйного недвижимого имущества зданиях, сооружениях, нежилых помещениях, расположенных на подведомственной указанным органам территориях.

В судебное заседание представителем административного истца Нагумановым В.Г. представлено заявление Осинцева Е.А. в Администрацию города Екатеринбурга от 28 ноября 2019 года, в котором административный истец, указывая на незаконное бездействие Администрации города Екатеринбурга и Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, просит совершить действия по выявлению бесхозяйного имущества, расположенного во дворе дома по адресу: <адрес>, <адрес>.

18 декабря 2019 года Администрацией города Екатеринбурга Осинцеву Е.А. на обращение от 28 ноября 2019 года дан ответ, согласно которому Департаментом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга в целях выполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества соответствии с Административным регламентом проводится работа, по результатам которой 02 апреля 2020 года от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области получено уведомление о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества: здания КН/УН: , расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Таким образом, Администрацией города Екатеринбурга представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие незаконного бездействия по совершению действий, предусмотренных Административным регламентом, по выявлению и оформлению права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на бесхозяйное здание гаража, расположенного во дворе жилого дома по адресу: <адрес>

В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку как следует из материалов дела, на момент рассмотрения административного искового заявления допущенные нарушения прав административного истца устранены, путем постановки на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества: здания , расположенного по адресу: <адрес>.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, отсутствуют основания для возложения на административных ответчиков обязанности по совершению действий, предусмотренных пунктом 3 Административного регламента.

Кроме того, суд не находит оснований и для признания незаконным бездействия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, выразившегося в не совершении действий, предусмотренных пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1216-ПП, которым закреплены полномочия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Управление осуществляет на территории Свердловской области.

Объект культурного наследия регионального значения «Гараж», расположенный по адресу: Свердловская область, <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых домов», принят на государственную охрану на основании постановления Правительства Свердловской области от 28 декабря 2001 года № 859-ПП «О постановке на государственную охрану вновь выявленных памятников истории и культуры» и зарегистрирован в реестре на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 марта 2017 года № 81899-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Гараж», 1950-е ггоды, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс жилых домов», 1950-е годы (Свердловская область), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» за регистрационным номером .

В связи с этим Управлением в отношении объекта культурного наследия полномочия в сфере выявления и государственного учета объектов культурного наследия, предусмотренные пунктом 11 Положения об Управлении, выполнены в полном объеме.

В силу положений подпункта 2 статьи 10 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту-Федеральный закон № 73-ФЗ) Управление осуществляет полномочия, предусмотренные исключительно указанным Федеральным законом.

При этом, Федеральным законом № 73-ФЗ осуществление мероприятий по поиску и (или) выявлению собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, а также по понуждению или обращению в суд для признания объектов культурного наследия бесхозяйными не регламентируется.

Вместе с тем, как следует из возражений на административное исковое заявление в рамках полномочий, предусмотренных указанным Федеральным законом № 73-ФЗ, при поступлении в 2016 году в Управление сообщений о проведении работ на объекте культурного наследия в рамках надзорных мероприятий были проведены действия по определению собственника или иного законного владельца данного объекта культурного наследия, а именно получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости и направлены запросы в: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (письмо-запрос от 28 июня 2016 года и письмо-ответ от 30 июня 2016 ); Департамент по управлению муниципальным имуществом (письмо-запрос от 28 июня 2016 года и письмо-ответ от 01 июля 2016 года ); отдел полиции Управления МВД России по городу Екатеринбургу (письма от 04 июля 2016 , от 29 июля 2016 и от 23 августа 2016 ).

В силу положений подпункта 1 пункта 5, пункта 6 статьи 11 и пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, Управление может применять меры понуждения для сохранения объектов культурного наследия при их ненадлежащем состоянии исключительно к лицам, которым такие объекты культурного наследия принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Согласно полученной из Отдела полиции Управления МВД России по городу Екатеринбургу копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 20 марта 2016 года и объяснений Сотникова И.Н. от 27 сентября 2016 года, следует, что Сотников И.Н. полагает, что указанный гараж находится в его собственности, однако документы о праве собственности в установленном порядке не оформлены.

07 мая 2019 года Управлением совместно с представителем прокуратуры Верх-Исетского района города Екатеринбурга проведены надзорные мероприятия за состоянием объекта культурного наследия «Гараж» и материалы, имеющиеся в Управлении, направлены в прокуратуру для рассмотрения.

Таким образом, исходя из представленных документов суд полагает, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области по не совершению действий, предусмотренных пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1216-ПП, поскольку полномочия, предусмотренные в данном пункте, административным ответчиком реализованы. Как следствие, отсутствуют основания для обязания административного ответчика совершить действия, предусмотренные пунктом 11 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1216-ПП.

В связи с вышеизложенным, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Осинцева Е.А. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Осинцева Евгения Анатольевича к администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о признании бездействия незаконным отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Судья:                                                                                                     Гейгер Е.Ф.

2а-5215/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Осинцев Евгений Анатольевич
Ответчики
Управление государствнной охраны объектов культурного наследия СО
Администрация г. Екатеринбурга
Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга
Другие
Прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбурга
Бухмиллер Анастасия Александровна
Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры СО
Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений
Департамент по управлению муниципальным имуществом г. Екатеринбурга
Сотников Игорь Николаевич
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
Департмент государственного жилищного и строительного надзора СО
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Гейгер Екатерина Федоровна
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
30.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее