Решение по делу № 2-2674/2022 от 06.06.2022

Дело № 2-2674/2022 12 декабря 2022 года

29RS0014-01-2022-003845-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.

с участием прокурора Здрецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Терентьева В. А. к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть <№> о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Терентьев В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб.

В обоснование иска указал, что 20 июня 2021 год он был арестован Ломоносовским районным судом г.Архангельска и этапирован в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Архангельской области, где был помещен в карантин в камеру <№>. По истечение 15-дневного срока у него не было выявлено коронавирусной инфекции, в связи с чем его перевели в камеру <№>. 25 августа 2021 года истец почувствовал себя плохо, появился озноб, головные боли, ощущалась высокая температура, пропало обоняние, о чем он сообщил врачам, но реакции не последовало. Согласно нормативным актам при появлении симптомов ОРВИ и новой коронавирусной инфекции у обвиняемых и осужденных необходимо организовать их немедленное изолирование в медицинскую часть и госпитализацию в инфекционную больницу. Однако обращения истца игнорировались до 02 сентября 2021 года, а состояние здоровья истца ухудшалось. 02 сентября 2021 года у истца взяли анализ на COVID-19, 03 сентября 2021 года было сообщено о положительном результате теста, после чего истца перевели в камеру <№>. В связи с опасениями за свою жизнь в период бездействия медицинских работников у истца нарушилась психика. 04 сентября 2021 года истца перевели в ФКУ ОБ УФСИН по Архангельской области, где помимо коронавирусной инфекции ему диагностировали пневмонию и сопутствующие заболевания. Полагая, что заражение истца COVID-19 произошло от сотрудников СИЗО-4 или других осужденных в результате нарушения условий содержания, при этом бездействием медицинской части СИЗО-4, игнорировавшей жалобы истца на состояние здоровья, нарушены права истца, причинен вред его здоровью и моральные страдания, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

По определению суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний, федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть <№> Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – МСЧ-29).

В судебном заседании до перерыва истец поддержал заявленные требования.

Представитель СИЗО-4 и Федеральной службы исполнения наказаний в судебном заседании до перерыва возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на принятие необходимых мер для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.

Представитель МСЧ-29 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, медицинскую карту Терентьева В.А., суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 17 Конституции Российской Федерации гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации).

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что к вышеуказанным случаям относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Закон об основах охраны здоровья).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья).

Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья).

В силу статьи 4 Закона об основах охраны здоровья охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В числе таких прав - право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья).

Порядок организации оказания медицинской помощи в СИЗО лицам, заключенным под стражу, или осужденным регламентирован приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее – Порядок).

Согласно п.23 Порядка лица, заключенные под стражу, или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом (далее - лица, доставленные в СИЗО), при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии. Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО. На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при ее отсутствии).

Все лица, доставленные в СИЗО, кроме следующих транзитом, в срок не более трех рабочих дней со дня их прибытия осматриваются врачом-терапевтом (врачом общей практики) или фельдшером. Для выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов (п. 26 Порядка).

Согласно п. 27 Порядка за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

При обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. Медицинская помощь в экстренной форме медицинскими работниками медицинской организации УИС оказывается безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи (п. 28 Порядка).

На основании пункта 126 приказа Минюста России от 14 октября 2005 года №189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть. Подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО проходят в трехдневный срок обязательный медицинский осмотр, который проводит врач-терапевт (врач общей практики), в необходимых случаях по медицинским показаниям они осматриваются другими специалистами. В этот же период им проводится рентгенологическое (флюорографическое) и лабораторное обследование. Результаты медицинского осмотра фиксируются в медицинской амбулаторной карте подозреваемого или обвиняемого.

Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи (п.127 Правил).

Согласно п.128 Правил, амбулаторная помощь оказывается подозреваемым и обвиняемым в камерах, иных помещениях, а также в специализированных кабинетах медицинских частей СИЗО. Выдача лекарственных препаратов, в том числе полученных в передачах на имя подозреваемых и обвиняемых, осуществляется по назначению лечащего врача в установленных дозах и количествах индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и записями в медицинской карте больного.

При медицинских частях СИЗО организуются стационарные отделения. Для оказания подозреваемым или обвиняемым срочной или специализированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в СИЗО, эти лица помещаются для стационарного лечения в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы (далее - ЛПУ УИС). При невозможности оказания необходимого вида медицинской помощи в ЛПУ УИС либо когда подозреваемый или обвиняемый нуждается в неотложной помощи, он направляется в лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной систем здравоохранения (п.129 Правил).

Согласно п.130 Правил при ухудшении состояния здоровья либо при получении подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование проводится медицинскими работниками СИЗО безотлагательно. Медицинское освидетельствование включает в себя медицинский осмотр, а при необходимости - дополнительные методы исследований и консультации врачей-специалистов. Полученные результаты фиксируются в медицинской амбулаторной карте и сообщаются подозреваемому или обвиняемому в доступной для него форме. По просьбе подозреваемого или обвиняемого либо его защитника им выдается копия заключения медицинского освидетельствования.

В целях предупреждения распространения заболеваемости среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации главным государственным санитарным врачом ФСИН России вынесено постановление от 16 марта 2020 года №15 "О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

В соответствии с данным постановлением с 16 марта 2020 года и до особого указания в учреждениях территориальных органов ФСИН России и следственных изоляторах ФСИН России приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий. Также в учреждения УИС категорически запрещен допуск посетителей и сотрудников УИС с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции. Кроме того, в целях недопущения случаев заноса и распространения заболеваний, вызванных новым коронавирусом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации организуется и реализуется комплекс других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В случае выявления у лиц, содержащихся под стражей, симптомов заболевания или подозрений на новую коронавирусную инфекцию, начальникам территориальных органов ФСИН России поручено организовать их госпитализацию в учреждения государственных и муниципальных систем здравоохранения.

Постановлением главного государственного санитарного врача МСЧ-29 от 30 июля 2021 года №78 в СИЗО-4 и в филиале «Медицинская часть № 2» МСЧ-29 введены карантинно-ограничительные мероприятия в связи с высоким риском возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции.

Как следует из материалов дела и медицинской карты истца, Терентьев В.А. поступил в СИЗО-4 20 июня 2021 года и находится под наблюдением филиала «Медицинская часть <№>» МСЧ-29 с диагнозами: ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний 4А, фаза ремиссии на фоне АРВТ с 2016 года. Хронический вирусный гепатит С, 1 генотип, минимальная активность.

При поступлении в СИЗО-4 истец был осмотрен и обследован медицинскими работниками филиала «Медицинская часть <№>» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России (далее - МЧ-2) в соответствий с пунктами 23, 26 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 №285.

В связи с заболеванием состоит под диспансерным наблюдением по ВИЧ. Медицинский контроль состояния здоровья Терентьева В.А. осуществлялся во время профилактических медицинских осмотров, обращений за медицинской помощью и диспансерного наблюдения, в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере охраны здоровья.

Так, 11 июля 2021    года истец был осмотрен фельдшером, поставлен диагноз: Острый фарингит, назначена антибактериальная терапия перорально, симптоматическая терапия, повторная явка на прием установлена на 14 июля 2021 года.

13 июля 2021 года истец был вновь осмотрен фельдшером, поставлен диагноз: Фолликулярная ангина, проведена замена антибактериальной терапии на парентеральное введение, симптоматическая терапия, назначена повторная явка на прием 14 июля 2021 года.

15 и 18 июля 2021 года истец был также осмотрен фельдшером, лечение продолжено, 29 июля 2021 года истец был осмотрен терапевтом, зафиксировано выздоровление.

23 августа 2021 года истец был осмотрен фельдшером, жалоб на состояние здоровья не предъявлял, проведена беседа по приверженности в АРВТ. В связи с диагнозом ВИЧ-инфекция назначен профилактический курс противотуберкулезной терапии (изониазид 0,3 <№>).

26 августа 2021 года истец обратился на личный прием начальника медицинской части, ознакомлен с данными обследования, планом диспансерного наблюдения, проведена беседа по приверженности к АРВТ.

31 августа 2021 года истец был осмотрен стоматологом с диагнозом: Хронический периодонтит, который был санирован.

01 сентября 2021 года истец обратился на прием в филиал «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России с жалобами на слабость, боль в грудной клетке, установлен диагноз: ОРВИ, назначена симптоматическая терапия, запланирован забор биоматериала из зева и носоглотки (ПЦР РНК-COVID).

02 сентября 2021 года истец был осмотрен терапевтом. Диагноз тот же. Рекомендована симптоматическая терапия, наблюдение, отобран мазок из носо-, ротоглотки для проведения лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на определение РНК коронавируса SARS-CoV-2. Результат исследования от 03 сентября 2021 года - положительный.

03 сентября 2021 года истец был повторно осмотрен терапевтом. Учитывая состояние пациента (фебрильная лихорадка, несмотря на прием жаропонижающих препаратов, снижение показателя сатурации, тахикардию), а также наличие иммунодефицитного состояния, обусловленного сопутствующим заболеванием (ВИЧ-инфекция), направлен для лечения в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-29, ФСИН России – 04 сентября 2021 года.

С 04 сентября 2021 года по 04 октября 2021 года истец находился в инфекционном отделении филиала «Больница», выписан в удовлетворительном состоянии.

Согласно справке МСЧ-29 в настоящее время общее состояние здоровья истца удовлетворительное, в оказании экстренной медицинской помощи, госпитализации не нуждается. Доводы истца об обратном, в частности о наличии негативных последствий для здоровья после перенесенного заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19), соответствующими доказательствами не подтверждены.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что после выявления у истца симптомов заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) МСЧ-29 были предприняты в кратчайшие сроки регламентированные нормативными актами необходимые меры. Доказательств обращения истца с жалобами на состояние здоровья в связи с наличием симптомов новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 25 августа 2021 года по 31 августа 2021 года и неоказания истцу медицинской помощи суду не представлено и из материалов дела не усматривается. Напротив, из материалов дела следует, что истец был на приеме у врачей 26 и 31 августа 2021 года, однако жалоб на наличие симптомов новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не высказывал.

Кроме того, из пояснений истца следует, что ежедневно ему и содержащимся с ним в одной камере лицам медицинским работником производилось измерение температуры тела, по результатам которого у истца не было установлено повышенной температуры. Доводы истца о неисправности прибора измерения температуры носят голословный характер и соответствующими доказательствами не подтверждены.

В ходе проведения эпидемиологического расследования случая COVID-19 у Терентьева В.А. контакты с заболевшими новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не установлены.

В целях организации оперативного рассмотрения вопросов, связанных с предупреждением проникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН России по Архангельской области, проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих локализацию и ликвидацию возможных очагов новой коронавирусной инфекции создан и функционирует оперативный штаб по координации мероприятий и принятию экстренных мер по предупреждению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН.

Ежедневно перед рабочей сменой работникам, сотрудникам СИЗО-4 проводится опрос о состоянии здоровья и термометрия. Лица с повышенной температурой тела отстраняются от нахождения на службе (рабочем месте).

Согласно справке МСЧ-29, в августе-сентябре 2021 года лица без средств индивидуальной защиты органов дыхания на режимную территорию не допускались.

Из представленного в материалы дела перечня вещей следует, что истцу выдавалась маска.

С целью недопущения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с марта 2020 года по настоящее время организовано проведение ежедневной уборки помещений, в том числе камер, где содержался заключенный под стражу Терентьев В.А., с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия на всех объектах следственного изолятора, в процессе чего уделялось особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей, мест общего пользования.

Камеры <№>, 65, 23, 61, 35 в которых содержался Терентьев В.А., в указанный период были оборудованы в соответствии требованиями п. 42 Правил тазами для гигиенических целей и стирки одежды, а также, согласно п. 41 ПВР СИЗО для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдавались предметы для уборки камеры, в том числе веники, моющие средства, ветошь.

Согласно п. 40.20 Приказа <№> дсп от 03 ноября 2005 года «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» технический осмотр вышеуказанных камер производился ежедневно. Техническое состояние данных камер было удовлетворительным, все оборудование исправным. При выявлении недостатков в ходе проведения технических осмотров камер, последние незамедлительно устранялись.

Проанализировав указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что его заражение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) произошло вследствие ненадлежащего проведения мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в СИЗО-4 в спорный период.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 разъяснено, что административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47).

Проанализировав вышеуказанные нормы права и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Терентьеву В.А. в спорный период содержания в СИЗО-4 медицинская помощь оказывалась надлежащим образом в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами. Административный истец осматривался медицинскими работниками, после выявления симптомов новой коронавирусной инфекции у него был взят соответствующий анализ, он был изолирован, и ему оказывалась необходимая медицинская помощь, в том числе в стационарных условиях. Отказа в оказании медицинской помощи административному истцу работниками МСЧ-29 и ненадлежащего проведения мероприятий по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции в СИЗО-4, приведшего к заражению истца данным заболеваниям, судом не установлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с разъяснениями в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Основания ответственности за причинение вреда регулируются нормами гражданского законодательства.

Положениями ст. 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Частью 1 статьи 1095 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Из изложенного следует, что в случае причинения гражданину морального вреда (нравственных и физических страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в числе которых право гражданина на охрану здоровья, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, нарушение установленных в соответствии с законом порядка и стандарта оказания медицинской помощи является нарушением прав в сфере охраны здоровья, что может рассматриваться как основание для компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия ответчиков по оказанию истцу медицинской помощи, и как следствие об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку ответчиками не допущено нарушений порядка оказания медицинской помощи истцу как лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, либо условий содержания истца в СИЗО-4, на которые он ссылается в качестве оснований для заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        решил:

в удовлетворении исковых требований Терентьева В. А. к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть <№> о взыскании компенсации морального вреда отказать

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Председательствующий А.А. Жданова

2-2674/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терентьев Вячеслав Александрович
Ответчики
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России по Архангельской области
Управление Федерального казначейства по Архангельской области и НАО
Другие
ФКУ Следственный изолятор 4 УФСИН России по Архангельской области
УФСИН России по Архангельской области
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
06.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.07.2022Предварительное судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее