Решение по делу № 2а-444/2021 от 05.04.2021

Дело № 2а-444/2021

УИД: 21RS0001-01-2021-000391-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2021 года г. Алатырь

    Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

    председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

    при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, с участием в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено, мотивировав свои требования следующим:

    Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере исполнения законодательства об охране животного мира.

    В ходе проведения указанной проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайтов в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлено, что на интернет-страницах:

    - https://moscow.unibo.ru/m19715687/klik-morzha.htm

    - https://sankt-peterburg.unibo.ru/m19361875/kliki-morzha-raspisnie.htm

    - <данные изъяты>;eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанные интернет-страницы запрещенными не значатся.     В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.nic.ru и www.reg.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют, в связи с чем, провести досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено не представляется возможным.     Данные обстоятельства подтверждаются актом по результатам мониторинга, скриншотами интернет-страницы.     Ссылаясь на положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, административный истец указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения доступа к данной информации в сети Интернет в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.     Считает, что реализация и приобретение за плату через указанные сайты животных, занесенных в Красную книгу РФ, противоречит требованиям законодательства и является незаконным.     На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просил:     признать информацию, размещенную на Интернет – страницах:     https://moscow.unibo.ru/m19715687/klik-morzha.htm     https://sankt-peterburg.unibo.ru/m19361875/kliki-morzha-raspisnie.htm    https://evpatoria.unibo.ru/m17735410/kliki-morzha-raspisnie-chukotka-1960-god.htm    информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;     в течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова д. 7 «б».     Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликова Е.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.     Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, в судебное заседание не явился. Суду представлена позиция на заявление от 30 апреля 2021 г., из которого следует, что Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии с 17 апреля 2021 г. реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу и осуществляет свою деятельность в качестве территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу. По состоянию на 30 апреля 2021 г. доступ к указанным в административном исковом заявлении Интернет-ресурсам не ограничен решением суда. Просили рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу и направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 7 «б».     Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:     В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.     Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.     В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.     Вышеуказанная норма закона устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации, то есть использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.     Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.     Следовательно, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.     Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования указанного Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».     Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.     На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.     В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.     Как установлено п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.     В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Подпунктом 2 п. 5 ст. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.

    Следовательно, в данном случае формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляются Управлением Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу.

    В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

    Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

    Согласно ст. 24 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

    Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

    Морж занесен в Красную книгу Российской Федерации и находится под охраной государства (приказ Минприроды России от 24 марта 2020 г. № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»).

    Частью 1 статьи 258.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.

    Статьей 8.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

    29 марта 2021 г. Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет», в ходе которой установлен факт свободного доступа неопределенного круга лиц на интернет-сайты:

https://moscow.unibo.ru/m19715687/klik-morzha.htm

https://sankt-peterburg.unibo.ru/m19361875/kliki-morzha-raspisnie.htm

https://evpatoria.unibo.ru/m17735410/kliki-morzha-raspisnie-chukotka-1960-god.htm, на которых осуществляется продажа клыков моржа.

В судебном заседании нашло подтверждение, что на момент рассмотрения дела доступ к сайтам:

https://moscow.unibo.ru/m19715687/klik-morzha.htm,

https://sankt-peterburg.unibo.ru/m19361875/kliki-morzha-raspisnie.htm,

https://evpatoria.unibo.ru/m17735410/kliki-morzha-raspisnie-chukotka-1960-god.htm

не ограничен, позволяет неограниченному кругу интернет-пользователей иметь свободный доступ к информации, содержащей сведения о продаже объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля.

Учитывая изложенное выше, суд считает доводы Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики подтвержденными, а административные исковые требования, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах:

https://moscow.unibo.ru/m19715687/klik-morzha.htm

https://sankt-peterburg.unibo.ru/m19361875/kliki-morzha-raspisnie.htm

https://evpatoria.unibo.ru/m17735410/kliki-morzha-raspisnie-chukotka-1960-god.htm,

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет – страницах:

https://moscow.unibo.ru/m19715687/klik-morzha.htm

https://sankt-peterburg.unibo.ru/m19361875/kliki-morzha-raspisnie.htm

https://evpatoria.unibo.ru/m17735410/kliki-morzha-raspisnie-chukotka-1960-god.htm

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу указанной информации в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Копию вступившего в законную силу решения суда в течение трех дней направить в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 7 «б».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:                         И.Н.Легостина

Мотивированное решение составлено – 19 мая 2021 года.

2а-444/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алатырская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Легостина
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
06.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее