Решение по делу № 33-281/2017 от 20.01.2017

Судья Бурлаков И.И. Дело № 33-281/2017

Докладчик Ерина Н.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Саранск 14 февраля 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Адушкиной И.В.,

судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,

при секретаре Бобровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г.

Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Фролова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконными решения об отказе в досрочном назначении пенсии.

В обоснование требований указала, что в июне 2016 г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости.

Решением начальника № 171838/16 от 25 июля 2016 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Не засчитан в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом период с 07 апреля 1986 г. по 01 февраля 1992 г. в качестве повара столовой <№> Саранского треста столовых, поскольку период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом документально не подтверждается.

С решением пенсионного органа она не согласна.

Просила с учетом уточнений признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 171838/16 от 25 июля 2016 г. и принятое в его изменение решение № 171838/16 от 14 ноября 2016 г.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия засчитать период работы с 07 апреля 1986 г. по 01 февраля 1992 г. в качестве повара столовой <№> Саранского треста столовых, как работу на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом и назначить досрочную пенсию с 01 июня 2016 года.

Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. исковые требования Фроловой Н.А. удовлетворены.

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. с решением суда не согласен, считает его подлежащем отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода работы в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку документально подтвердить факт нахождения столовой <№> на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, а именно идентифицировать ее со столовой цеха механизации ГУП РМ «Луховское» (ранее совхоз имени 25 съезда КПСС) не представляется возможным из-за отсутствия документов.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Фролова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представитель истца Фроловой Н.А. Скоблова О.С не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил её удовлетворить.

В судебном заседании истец Фролова Н.А. с апелляционной жалобой представителя ответчика не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом первой инстанции, 21 июня 2016 г. Фролова Н.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по нормам подпункта 7 статьи 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 171838/16 от 25 июля 2016 г. Фроловой Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 г. №400-Ф3 «О страховых пенсиях» с учетом норм статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Требуется 4 года.

В стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не включен период работы с 07 апреля 1986 г. по 01 февраля 1992 г. в качестве повара столовой <№> Саранского треста столовых, поскольку согласно акту проверки от 22 июля 2016 г. Фролова Н.А. в книгах приказов не значится, но за период работы с апреля 1986 года по декабрь 1991 года числится в лицевых счетах совхоза 25 съезда КПСС без указания наименования подразделения. Документально подтвердить факт нахождения столовой <№> на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а именно идентифицировать ее со столовой цеха механизации ГУП РМ «Луховское» (ранее совхоз имени 25 съезда КПСС) не представляется возможным из-за отсутствия документов.

Право на снижение пенсионного возраста на 1 год при необходимых 4 годах работы на территории зоны ЛЭС по нормам статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 12441 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у Фроловой Н.А. отсутствует, поскольку период работы в зоне ЛЭС документально не подтверждается.

14 ноября 2016 г. во изменение решения начальника Управления № 171838/16 от 25 июля 2016 г. принято решение № 171838/16, которым в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению по нормам подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона ото 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Фроловой Н.А. отказано.

В стаж истца не засчитан период работы с 07 апреля 1986 г. по 01 февраля 1992 г. в качестве повара столовой <№> Саранского треста столовых, поскольку документы, подтверждающие факт нахождения столовой <№> на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом отсутствуют.

Право на снижение пенсионного возраста на 1 год при необходимых 4 годах работы на территории зоны ЛЭС по нормам статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 12441 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у Фроловой Н.А. отсутствует, поскольку период работы в зоне ЛЭС документально не подтверждается.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых решений пенсионного органа.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.

С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации № 166 от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом № 173 от 17 декабря 2001 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г.

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 г. необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживания на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Из разъяснения Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (утв. постановлением Минтруда Российской Федерации и Фонда социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 33) следует, что пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1 разъяснения).

Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).

При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. №1074.

Судом установлен факт работы истца Фроловой Н.А. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 07 апреля 1986 г. по 01 февраля 1992 г. в качестве повара столовой <№> Саранского треста столовых.

Выводы суда подтверждаются письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей.

Так, согласно записям в трудовой книжке на имя Фроловой (Володиной) Н.А. она 07 апреля 1986 г. принята в порядке перевода на должность повара пятого разряда в столовую <№> Саранского треста столовых. 01 февраля 1992 г. уволена в порядке перевода в совхоз «Тепличный»

Согласно справке № 58 от 27 июня 2016 г., выданной представителем Администрации городского округа Саранск в <адрес>, столовая цеха механизации ГУП РМ «Луховское» расположена в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по адресу: <адрес>.

Из сообщения Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Луховское» <№> от <дата> следует, что столовая цеха механизации находится в административном здании, которое расположено по адресу: <адрес>, в настоящее время является действующей и стоит на балансе предприятия. Указанное здание построено в 1982 году и имеет инвентаризационный <№>, порядковый <№>.

Кроме того, согласно сообщению Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Луховское» <№> от 21 октября 2016 г. совхоз «Саранский» был реорганизован в совхоз имени 25 съезда КПСС на основании приказа № 1122 от 07 октября 1976 г. Минсельхоза РСФСР; далее совхоз имени 25 съезда КПСС реорганизован в совхоз «Луховский» на основании приказа № 3-п Госкомитета по продовольствию Мордовской ССР от 05 февраля 1991 г.; совхоз «Луховский» реорганизован в ТОО «Луховское» на основании постановления Главы администрации г. Саранска № 1418 от 15 октября 1993 г.; затем в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Мордовия «Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия» и в связи с признанием недействительными учредительных документов в ТОО «Луховское» Правительство Республики Мордовия учредил на базе имущественного комплекса ТОО «Луховское» Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Луховское».

Из справки № 27 от 25 ноября 2016 г. Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Луховское» видно, что совхоз имени 25 съезда КПСС состоял из нескольких структурных подразделений, а именно: Теплиный комбинат - <адрес>, участок овощеводства <№> - <адрес>, участок овощеводства <№> цех механизации и энергетики - <адрес>, цех животноводства - <адрес>. В каждом структурном подразделении имелась своя столовая, которые являлись филиалами столовой <№>.

Исходя из приказа № 22 по совхозу имени 25 съезда КПСС Октябрьского района г. Саранска от 04 апреля 1986 г. Фролова Н.А. уволена с работы в связи с переводом в столовую <№> треста столовых поваром цеха кормопроизводства с 07 апреля 1986 г.

В расчетных ведомостях по начислению заработной платы по столовой № 21 за 1986 - 1992 годы числится Фролова Н.А.

Село Куликовка входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Допрошенные судом свидетели Ч.Л.И. и Б.Н.Н., пояснили в судебном заседании, что в оспариваемый истцом период Фролова Н.А. работала в столовой цеха механизации ГУП РМ «Луховское», расположенного по адресу: <адрес>.

Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что столовая цеха механизации ГУП РМ «Луховское» (ранее совхоз имени 25 съезда КПСС), где в спорный период работала Фролова Н.А., расположена по адресу: <адрес>, который относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у нее возникло право на назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с положениями статьи 10 Федерального Закона № 166 от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истице в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доказательств, опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представил.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.В.Адушкина

Судьи Т.А.Елина

Н.П.Ерина

33-281/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Фролова Н.А.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г.о. Саранск РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Ерина Нина Павловна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
14.02.2017Судебное заседание
21.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее