Решение по делу № 2а-1711/2022 от 25.04.2022

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2022 года                                                                                г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щепотина П.В.,

при секретаре Саломасовой Ю.Р.,

с участием административного истца Максакова С.А., представителя административного истца по доверенности Жабокрицкого А.А., представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Тульской области по доверенности Муравлевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а–1711/2022 по административному исковому заявлению Максакова С.А. к призывной комиссии муниципального образования город Тула о признании незаконным решения о признании Максакова С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании выдать военный билет,

установил:

Максаков С.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии военного комиссариата Тульской области о признании Максакова С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании выдать военный билет.

Свои требования заявитель обосновал тем, что в период с 19 июня 2009 года по 29 декабря 2021 года Максаков С.А. неоднократно проходил призывную комиссию, с последующим обжалованием на законных основаниях решений призывной комиссии о направлении на воинскую службу. С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент проживал и продолжает проживать по адресу регистрации. 29 декабря 2021 года призывной комиссией военного комиссариата Тульской области в отношении Максакова С.А. вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас. С решением призывной комиссии не согласен, полагая его незаконным, нарушающим право административного истца на получение военного билета. Приводя положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указал на то, что выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о запрете прохождения государственной гражданской службы, следовательно, о применении в отношении него ограничения в правах. Отметил, что с 2009 года по 20 декабря 2021 года Максаков С.А. регулярно прибывал на заседания призывной комиссии военного комиссариата Тульской области в соответствии с полученными повестками, проходил указанные комиссии, предоставляя в их распоряжение различные документы, предоставляющие право на получение отсрочки, на законных основаниях оспаривал решения призывной комиссии о направлении для прохождения воинской службы. Сделал вывод о том, что Максаков С.А. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, на законных основаниях.

В судебном заседании представитель административного истца Максакова С.А. по доверенности Жабокрицкий А.А. требования уточнил, в качестве административного ответчика просил считать призывную комиссию муниципального образования город Тула, а также просил привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Тульской области».

В соответствии с положениями ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебном заседании произведена замена ненадлежащего ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» на призывную комиссию муниципального образования город Тула.

В соответствии с положениями ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ «Военный комиссариат Тульской области».

Административный истец Максаков С.А. в судебном заседании поддержал заявленные к призывной комиссии муниципального образования город Тула требования, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в 2009 году ему была предоставлена отсрочка на период обучения в университете. После его окончания пошел работать в школу преподавателем. Отметил, что в осенний период призыв на военную службу педагогических работников не осуществляется, весенний призыв проходит в сокращенные сроки – с 1 мая по 15 июля. По всем повесткам являлся в военкомат. Желания в армию идти не было, служить не хотел, по его мнению у него были проблемы со здоровьем, военкомат с этим не соглашался, в связи с чем обратился в службу «Призывник» за юридической помощью. Отношения с военкоматом складывались следующий образом – он (Максаков С.А.) говорил о том, что здоровье не позволяет ему проходить военную службу, представители военкомата приходили к выводу, что проблемы со здоровьем имеют место, но они не существенные и не препятствуют прохождению военной службы. Каждый весенний призыв проходил одинаково – по всем повесткам он (Максаков С.А.) являлся в военкомат, проходил медицинскую комиссию, которая приходила к выводу о его годности к военной службе, с указанными решениями не соглашался и обжаловал их, далее проходил КМО, но в связи с сокращенными сроками призыва отправить его на военную службу военкомат не успевал. С решениями КМО он также был не согласен, но в связи с тем, что призыв каждый раз подходил к концу, данные решения в судебном порядке не обжаловались в виду отсутствия необходимости. В конце 2021 года лично проходил комиссию по вопросу зачисления в запас, на которой сказали о том, что в связи с достижением возраста 27 лет к отправке на военную службу он не подлежит, в связи с чем зачислен в запас. Более точной формулировки, которая ему была озвучена лично, уже не помнит. С заявлением о выдаче военного билета обратился в начале 2022 года. Когда выдали справку взамен военного билета возник вопрос относительно данного обстоятельства и он обратился за помощью к юристу.

Представитель административного истца Максакова С.А. по доверенности Жабокрицкий А.А. заявленные требования к призывной комиссии муниципального образования город Тула поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по изложенным в представленных суду письменных возражениях основаниям. Дополнительно пояснила, что административным истцом пропущен срок обжалования оспариваемого решения призывной комиссии муниципального образования г. Тула, который надлежит исчислять с 29 декабря 2021 года. При этом о восстановлении данного срока с указанием на уважительность причин его пропуска Максаковым С.А. и его представителем не заявлено. Максакову С.А. 19 июня 2018 года исполнилось 27 лет. В военный комиссариат городского округа город Тула Максаков С.А. прибыл 27 октября 2021 года для прохождения медицинского освидетельствования, по результатам которого ему выставлена категория годности «А», что подтверждается протоколом № 29 от 29.12.2021 г. № 45/708. На карте медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, на оборотной стороне указано, что необходимо прибыть на призывную комиссию по адресу: ул. Коминтерна, д. 28, 24 ноября 2021 года в 13:00, о чем он был оповещен 26 октября 2021 года. На заседание призывной комиссии Максаков прибыл только 29 декабря 2021 года, где в его присутствии было оглашено заключение призывной комиссии от 29 декабря 2021 года. Следовательно, о предполагаемом нарушении своих прав Максаков С.А. узнал 29 декабря 2021 года, а с административным иском в суд обратился 25 апреля 2022 года. Призывной комиссией учтены достоверные сведения о том, что Максаков С.А. избегал призыва на военную службу, неоднократно необоснованно обжаловал решения призывной комиссии о призыве на военную службу, в то время как он считает, что не уклонялся от прохождения военной службы, являлся по всем полученным повесткам на медицинские и призывные комиссии, своевременно проходил обследования по направлению врачей военного комиссариата. Поскольку в отношении Максакова С.А., являющегося педагогическим работником образовательной организации, мероприятия по организации призыва на военную службу в период с 1 мая по 15 июля (19 июня 2018 года истец достиг возраста 27 лет) осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала, то он не прошел военную службу по призыву по зависящим от него причинам. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования город Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах, поскольку судом не признано обязательным участие административного ответчика в рассмотрении дела, суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные ч. 2 статьи 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для рассмотрения административного дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства и письменные объяснения, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом при рассмотрении дела установлено, что Максаков С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, является гражданином Российской Федерации, состоял на воинском учете по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Максакову С.А. исполнилось 27 лет.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии муниципального образования город Тула, в соответствии с пунктом 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Максаков С.А. признан не проходившим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Приказом военного комиссара военного комиссариата городского округа город Тула № 5/30 от 02.02.2022 в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495, Максакову С.А., в соответствии с решением призывной комиссии муниципального образования город Тула от 29.12.2019, протокол № 3/27, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, присвоено воинское звание «рядовой», он зачислен в запас и ему выдана справка взамен военного билета формы в-1/У. В соответствии с указанным решением и приказом Максакову С.А. выдана справка серии АС .

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663 установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Как следует из личного дела призывника Максакову С.А. ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу согласно пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

После прекращения действия предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, военным комиссариатом проводились мероприятия, связанные с призывом Максакова С.А. на военную службу.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Федеральным законом от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).

Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1). Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).

Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации; граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля (п. «в»).

Как следует из материалов личного дела призывника, карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы:

- в осенний призыв 2013 года: ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. прошел медицинское освидетельствование, которым признан здоровым, категория годности – А1. В соответствии с решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Максакову С.А. предоставлена отсрочка от призыва в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

- в весенний призыв 2014 года: согласно служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ, военным комиссариатом осуществлялся розыск Максакова С.А. по месту его жительства; в мае 2014 года начальником отдела военного комиссариата Тульской области по городу Тула в адрес директора МБОУ СОШ им. <данные изъяты> (по месту работы Максакова С.А.) направлена повестка ТТ для извещения Максакова С.А.; ДД.ММ.ГГГГ проведено медицинское освидетельствование Максакова С.А., установлена категория годности – Г (временно не годен к военной службе на срок 6 месяцев); решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

- в осенний призыв 2014 года: ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинское освидетельствование, установлена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

- в весенний призыв 2015 года: в феврале 2015 года начальником отдела военного комиссариата Тульской области по городу Тула в адрес директора МБОУ СОШ им. <данные изъяты> (по месту работы Максакова С.А.) направлена повестка для извещения Максакова С.А. о необходимости явиться в отдел военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинское освидетельствование, установлена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); ДД.ММ.ГГГГ Максакову С.А. вручена повестка о необходимости явки на медицинское освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинское освидетельствование, решение призывной комиссии Максаковым С.А. обжаловано; согласно служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ, военным комиссариатом осуществлялся розыск Максакова С.А. по месту его жительства; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. прошел КМО, выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ на явку для повторного медицинского освидетельствования; согласно служебной записке начальника отдела военного комиссариата <адрес>, решение призывной комиссии <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено; на основании решения призывной комиссии <адрес> решение призывной комиссии <адрес> о призыве на военную службу отменено в связи с окончанием сроков призыва и обжалованием решение призывной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ); призыв перенесен на осень 2015 года.

- в осенний призыв 2015 года: ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела военного комиссариата <адрес> по городскому округу <адрес> в адрес начальника отдела полиции «Привокзальный» УМВД России по <адрес> направлено обращение об установлении местонахождения Максакова С.А.; согласно рапорту ст. УУП ОП «Привокзальный» УМВД России по <адрес> Максаков С.А. длительное время отсутствует по месту регистрации, со слов соседей место проживания на момент проверки не установлено; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. лично получил повестку о явке в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования; в соответствии с решением призывной комиссии <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), решение призывной комиссии <адрес> о призыве на военную службу Максакова С.А. отменено в связи с окончанием срока призыва и обжалования решения призывной комиссии; призыв перенесен на весну 2016 года.

- в весенний призыв 2016 года: ДД.ММ.ГГГГ Максакову С.А. направлено уведомление о том, что он является гражданином, уклоняющимся от исполнения обязанностей военной службы по призыву; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. прошел медицинское освидетельствование, установлена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии <адрес> Максаков признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности Б-3; ДД.ММ.ГГГГ Максаковым С.А. подана жалоба на решение призывной комиссии <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное медицинское освидетельствование, вынесено решение призывной комиссии <адрес> которым утверждено решение призывной комиссии <адрес>; решением призывной комиссии <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), решение призывной комиссии <адрес> о призыве на военную службу Максакова С.А. отменено в связи с окончанием срока призыва и обжалованием решения призывной комиссии, призыв перенесен на осень 2016 года.

- в осенний призыв 2016 года: ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. лично получил повестку о необходимости явки для прохождения медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинское освидетельствование, призывную комиссию <адрес>, установлена категория годности Б-3; в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до ДД.ММ.ГГГГ; призыв перенесен на весну 2017 года.

- в весенний призыв 2017 года: в марте 2017 года военным комиссаром городского округа <адрес> в адрес директора МБОУ Центра образования им. <данные изъяты> (по месту работы Максакова С.А.) направлена повестка для извещения Максакова С.А. о необходимости явиться в отдел военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. прошел медицинское освидетельствование, установлена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); решением призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена категория годности Б-3; решением призывной комиссии <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ), решение призывной комиссии <адрес> о призыве на военную службу Максакова С.А. отменено в связи с окончанием срока призыва и обжалованием решения призывной комиссии, призыв перенесен на осень 2017 года.

- в осенний призыв 2017 года: военным комиссаром военного комиссариата городского округа <адрес> в адрес директора МБОУ Центра образования им. <данные изъяты> (по месту работы Максакова С.А.) направлена повестка для извещения Максакова С.А. о необходимости явиться в отдел военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. прошел медицинское освидетельствование, установлена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до ДД.ММ.ГГГГ; призыв перенесен на весну 2018 года.

- в весенний призыв 2018 года: в марте 2018 года военным комиссаром городского округа <адрес> в адрес директора МБОУ Центра образования им. <данные изъяты> (по месту работы Максакова С.А.) направлена повестка ТТ для извещения Максакова С.А. о необходимости явиться в отдел военного комиссариата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и направление на анализы; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. прошел медицинское освидетельствование, установлена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями); в мае 2018 года военным комиссаром военного комиссариата городского округа <адрес> в адрес директора МБОУ Центра образования им. <данные изъяты> (по месту работы Максакова С.А.) направлено письмо о том, что Максаков С.А. уклоняется от отправления в Вооруженный Силы Российской Федерации; ДД.ММ.ГГГГ Максаковым С.А. подана жалоба на решение призывной комиссии <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ Максакову С.А. направлена повестка о явки в военный комиссариат <адрес> на контрольное медицинское обследование ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Максаков С.А. снят с воинского учета по достижении им возраста 27 лет.

Оценивая материалы административного дела и представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В судебном заседании не установлено оснований, позволяющих признать, что Максаков С.А., не прошел военную службу по призыву, имея на то законные основания, предусмотренные ст. ст. 23, 24 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе".

Доводы о том, что Максаков С.А., не уклонялся от военной службы по призыву, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений ч. 1.1 ст. 28 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» не требуется установление факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву предусмотренных ст. ст. 23, 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе».

Вынося решение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установление фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Таким образом, решение призывной комиссии ГО город Тула, оформленное протоколом N 3/27 от 29.12.2021 года о признании Максакова С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на основании п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», является законным и обоснованным.

При рассмотрении административного дела с достаточной степенью достоверности установлено, что в указанный период Максаков С.А. в нарушение абз. 2, 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пп. "б, г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении положения о воинском учете» несвоевременно являлся по вызовам в военный комиссариат по месту жительства, от получения повесток уклонялся, и кроме того, в указанный период, последовательно не соглашаясь с каждым результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, свое право на производство независимой военно-врачебной экспертизы не реализовывал, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административный истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию.

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, следовательно, отсутствует обязанность выдачи Максакову С.А. военного билета.

Что касается соблюдения сроков для обращения в суд с настоящим заявлением, суд приходит к следующему.

О заседании призывной комиссии, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, административный истец был извещен.

На заседании призывной комиссии Максаков С.А. присутствовал лично, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» оспариваемое решение ему было объявлено, что не оспаривалось стороной административного истца.

Таким образом, об оспариваемом решении административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Максаков С.А. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ с существенным пропуском трехмесячного срока на обжалование указанного решения.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено.

Факт того, что административный истец обращался с письменным запросом о направлении ему копии выписки из протокола заседания призывной комиссии, которая была ему направлена ДД.ММ.ГГГГ, о соблюдении сроков обращения в суд для оспаривания обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует.

Пропуск срока для обращения в суд без уважительной на то причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    в удовлетворении административного искового заявления Максакова С.А. к призывной комиссии муниципального образования город Тула о признании незаконным решения о признании Максакова С.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании выдать военный билет- отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2022 года.

Судья

2а-1711/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Максаков Станислав Андреевич
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Тульской области"
Призывная комиссия Тульской области
Другие
Жабокрицкий Александр Анатольевич
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Щепотин П.В.
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация административного искового заявления
25.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее