Решение по делу № 2-3603/2021 от 31.08.2021

УИД: 76RS0014-01-2021-003026-02

дело № 2-3603/2021

изготовлено 30 ноября 2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль 15 ноября 2021 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Козлова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Родионовой К.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, Государственному казённому учреждению Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба», Акционерному обществу «ЯРДОРМОСТ» об устранении дефектов автомобильной дороги,

установил:

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», АО «ЯРДОРМОСТ», просил с учетом уточнения исковых требований обязать департамент дорожного хозяйства Ярославской области в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить многочисленные дефекты в виде локальных разрушений, выбоин и иных повреждений дорожного покрытия, а также занижения обочин автомобильной дороги <адрес>.

В исковом заявлении указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки, совместно со специалистом ОГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району выявлено, что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения и национальных стандартов на участке автомобильной дороги <адрес> покрытие проезжей части перечисленной автомобильной дороги на всем ее протяжении имеет многочисленные дефекты в виде локальных разрушений, выбоин и иных повреждений размерами, превышающих предельно допустимые, в том числе: - на км 0+900 длиной 1,7м., шириной 0,9м., глубиной 5см, площадью 1,53 квадратных метра; на км 1+100 длиной 1м., шириной 0,6м., глубиной 11см, площадью 0,6 квадратных метра; на км 1+095 длиной 1,7м., шириной 1м., глубиной 9 см, площадью 1,7 квадратных метра; на км 1+120 длиной 0,5м., шириной 1,4м., глубиной 9 см, площадью 0,7 квадратных метра; на км 1+400 длиной 1,2м., шириной 0,7м., глубиной 11см, площадью 0,84 квадратных метра; на км 1+500 длиной 1,4м., шириной 1м., глубиной 12см, площадью 1,4 квадратных метра; на км 2+103 длиной 1,4м., шириной 0,5м., глубиной 8см, площадью 0,7 квадратных метра; на км 2+310 длиной 1,9м., шириной 0,8м., глубиной 8см, площадью 1,52 квадратных метра; на км 5+250 длиной 2м., шириной 1м., глубиной 9см, площадью 2 квадратных метра; а также на данном участке автомобильной дороги допущено занижение обочин с переходным типом покрытия: - на км 0+135 глубиной 12см,; - на км 0+150 глубиной более 16 см. Нарушение требований безопасности дорожного движения способствует возникновению аварийных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, водителей транспортных средств, создает угрозу причинения вреда, возникновения дорожно-транспортных происшествий.

В судебных заседаниях прокуроры Шилов А.В., Малкова К.В., Самойлов Г.В. заявленные требования с учетом уточнения поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Ответчики департамент дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебное заседание не явились, направили в суд письменные пояснения.

Ответчик департамент дорожного хозяйства указал, что надлежащим ответчиком по делу является АО «ЯРДОРМОСТ». 27.05.2020 года государственным заказчиком был заключен государственный контракт между ГКУ «Ярдорслужба» (заказчик) и АО «ЯРДОРМОСТ» (подрядчик) на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. Государственный контракт определяет обязанности и права при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик ГКУ ЯО «Ярдорслужба» указал, что собственником указанной автомобильной дороги является Ярославская область. ГКУ ЯО «Ярдорслужба» является только исполнителем ведомственных целевых программ и действует строго в пределах бюджетных ассигнований, доведенных главным распорядителем бюджетных средств – департаментом дорожного хозяйства Ярославской области. ГКУ ЯО «Ярдорслужба» выступает государственным заказчиком объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Частично нарушения устранены в виде ямочного ремонта в сентябре 2021 года. В рамках контракта на содержание в ноябре 2021 запланированы работы по устранению занижения обочин. Просил установить срок для устранения локальных разрушений покрытия проезжей части не менее трех лет.

Третье лицо ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району в судебное заседание своего представителя не направило о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст. 24 названного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности на них отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Из материалов дела усматривается, что автомобильная дорога <адрес> является государственной собственностью Ярославской области (постановление Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог»).

В силу п. 1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 23.03.2018 г. № 195-п, департаменте дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.

В полномочия департаменте дорожного хозяйства Ярославской области входит осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности (п.п. 2.2- 2.4 Положения).

В ходе проведения обследования автомобильной дороги <адрес> ДОЛЖНОСТЬ ОГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району составлен акт от 05.10.2021 г., из которого следует, что на км 0+900 длиной 1,7м., шириной 0,9м., глубиной 5см, площадью 1,53 квадратных метра; на км 1+100 длиной 1м., шириной 0,6м., глубиной 11см, площадью 0,6 квадратных метра; на км 1+095 длиной 1,7м., шириной 1м., глубиной 9 см, площадью 1,7 квадратных метра; на км 1+120 длиной 0,5м., шириной 1,4м., глубиной 9 см, площадью 0,7 квадратных метра; на км 1+400 длиной 1,2м., шириной 0,7м., глубиной 11см, площадью 0,84 квадратных метра; на км 1+500 длиной 1,4м., шириной 1м., глубиной 12см, площадью 1,4 квадратных метра; на км 2+103 длиной 1,4м., шириной 0,5м., глубиной 8см, площадью 0,7 квадратных метра; на км 2+310 длиной 1,9м., шириной 0,8м., глубиной 8см, площадью 1,52 квадратных метра; на км 5+250 длиной 2м., шириной 1м., глубиной 9см, площадью 2 квадратных метра покрытие проезжей части данной автомобильной дороги на всем ее протяжении имеет многочисленные дефекты в виде локальных разрушений, выбоин и иных повреждений размерами, превышающих предельно допустимые, а также на данном участке автомобильной дороги допущено занижение обочин с переходным типом покрытия: на км 0+135 глубиной 12см; на км 0+150 глубиной более 16 см.

Указанные в акте обследования автомобильной дороги от 05.10.2021 г. дефекты департаментом дорожного хозяйства Ярославской области не оспариваются.

Согласно п. 5.3.1 «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» обочины, разделительные и укрепительные полосы автомобильных дорог не должны иметь дефектов, указанных в таблице 3, в том числе занижение обочины с переходным типом покрытия более 5 см. Срок устранения такого дефекта установлен в течение 7 суток.

В силу п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Пунктом 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 установлены размеры отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов и т.п.), несоответствующих нормативному состоянию проезжей части, в том числе по длине 15 см и более, по глубине 5 см и более, площадью от 0,06 кв.м. Максимальный срок для устранения повреждений проезжей части согласно табл. 5.3 составляет не более 20 суток.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обязанность отремонтировать дорожное покрытие и обочины на участке автомобильной дороги <адрес>, лежит на департаменте дорожного хозяйства Ярославской области. Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Отсутствие необходимого финансирования работ по содержанию дорог не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, в отношении автомобильной дороги <адрес> департамент дорожного хозяйства Ярославской области возложенные на него законом обязанности не исполнил, что влечет нарушение прав граждан на безопасные условия движения по дорогам (ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости понуждения ответчика ДДХ Ярославской области к исполнению обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги, обеспечению безопасности дорожного движения путем устранения дефектов, указанных в просительной части уточненного искового заявления и акта проверки автодороги государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от 05.10.2021 г.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом позиции сторон, характера неисполненной обязанности, суд считает, что разумным и достаточным для исполнения обязанности по устранению недостатков дорожного полотна и обочин до 31.05.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить частично.

Обязать департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 31.05.2022 г. устранить многочисленные дефекты в виде локальных разрушений, выбоин и иных повреждений дорожного покрытия, а также занижение обочин автомобильной дороги <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                        А.Ю. Козлов

2-3603/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Гаврилов-Ямского района
Ответчики
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
АО Ярдормост
ГКУ ЯО Ярославская областная дорожная служба
Другие
ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Козлов Александр Юрьевич
Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2021Передача материалов судье
06.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее