Дело № 2-1888/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,
при секретаре Закировой А.Р.,
с участием истца Максимова Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Максимова Н.Н. к администрации города Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Максимов Н.Н. обратился в суд с иском к администрации города Перми о возложении на ответчика обязанности предоставить ему (истцу) по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже 28 кв.м. и не более 33 кв.м., отвечающие техническим и санитарным требованиям на территории города Перми. Также просит установить факт его (истца) проживания на территории город Перми с сентября 2014 года по настоящее время.
В обоснование своего иска Максимов Н.Н. указал, что родился 10.09.1996; на основании решения комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 29.01.2016 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с 01.09.2014 года по 30.06.2016 обучался в ГБПОУ «<данные изъяты>» города Перми, с 30.08.2016 по 30.06.2017 являлся студентом ГБПОУ «<данные изъяты>»; с 23.04.2015 по 30.06.2016 имел регистрацию и проживал по адресу: <Адрес>, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <Адрес>. Также указал, что в учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, созданных в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не пребывает, к прохождению военной службы по призыву не подлежит, в исправительных учреждениях наказание не отбывает и не отбывал.
В судебном заседании Максимов Н.Н. на иске настаивал, пояснив, что жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия его представителя, представил письменный отзыв, в котором иск не признает, поскольку финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет сред бюджета Пермского края в форме субвенций, но финансовые средства на исполнение таких полномочий муниципальному образованию город Пермь не переданы, в связи с чем правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют (л.д.15,26,30-33).
Третье лицо управление жилищных отношений администрация города Перми о его месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, мнение по иску не выразило (л.д.15, 27).
Привлеченные к участию в деле в соответствии со статьей 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство социального развития Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда» о месте и времени рассмотрения дела также извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителей (л.д. 1, 15, 22, 28, 29).
Министерство социального развития Пермского края в письменном отзыве указало, что в связи с принятием Закона Пермского края от 10.05.2017 №87-ПК, которым внесены изменения в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419, с 01.07.2017 именно органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изменены параметры предоставляемых жилых помещений (л.д. 18-20).
ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда» мнение по иску не выразило.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 7, подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 2 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии со статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров (в редакции Закона Пермского края от 28.02.2018 №204-ПК).
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Максимов Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта (л.д. 5), в связи с чем на дату обращения с иском в суд достиг 18-летнего возраста.
Также судом установлено, что мать Максимова Н.Н. – М. на основании вступившего в законную силу решения <данные изъяты> районного суда города Перми от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении Максимова Н.Н. родительских прав, сведения об отце Максимова Н.Н. в актовую запись о рождении внесены со слов матери, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.62), справкой о рождении (л.д.63), решением <данные изъяты> районного суда Пермского края (л.д.66-67).
В соответствии с постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> района Пермской области от 10.12.2004 № избрана форма устройства несовершеннолетнего Максимова Н.Н. – определение в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> (л.д.68). По заключению Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 28.11.2015 установлен факт невозможности проживания Максимова Н.Н. в этом жилом помещении в связи с тем, что по заключению межведомственной комиссии от 05.04.2012 оно признано непригодным для проживания (л.д. 49, 50-55).
На основании постановления главы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 1883 Максимову Н.Н. установлена опека по договору, опекуном несовершеннолетнего назначена Р., место жительства истца определено совместно с опекуном по адресу: <Адрес> (л.д. 64-65).
Также судом установлено, что с 01.09.2014 года по 30.06.2016 истец обучался в ГБПОУ «<данные изъяты>» города Перми, с 01.09.2016 до 30.06.2017 проходил обучение в ГБПОУ «<данные изъяты>», что подтверждается выданным дипломом и справками (л.д. 7оборот, 9, 38); с 23.04.2015 по 30.06.2016 Максимов Н.Н. имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <Адрес>, а с 13.12.2017 по 31.03.2018 – по адресу: <Адрес>, с 30.08.2016 до 30.06.2017 ему для временного проживания предоставлялось жилое помещение по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания (л.д. 6, 7) и справкой (л.д. 69).
Какие-либо иные жилые помещения для проживания, а также жилые помещения на праве собственности у истца отсутствуют, что подтверждается сведениями регистрирующих органов (л.д. 17, 47), лицами, участвующими в деле не оспаривается, учитывая, что по решению комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 29.01.2016 (протокол № 2) Максимов Н.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 36, 46).
При этом судом на основании объяснений истца и содержания отзыва ответчика на иск установлено, что до настоящего времени жилым помещением по указанному выше основанию истец не обеспечен.
Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Таким образом, при наличии в соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа у органов местного самоуправления, на учете истец состоит в управлении жилищных отношений администрации города Перми как лицо, ранее признанное нуждающимся в жилом помещении Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, то требование истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению ему жилого помещения следует признать правомерным.
При этом предоставляемое жилое помещение в виде жилого дома или квартиры общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, должно относиться к специализированному жилищному фонду, быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям.
Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
С учетом изложенного, предоставление истцу жилого помещения должно осуществляться администрацией города Перми за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления соответствующих государственных полномочий, в связи с чем суд не усматривает оснований для определения в качестве источника для обеспечения истца жилым помещения именно бюджет города Перми.
Довод администрации города Перми об отсутствии финансовых средств для обеспечения истца жилым помещением основанием для отказа в удовлетворении иска не является, учитывая, что источник, за счет которого должно предоставляться жилое помещение, судом определен.
Требование Максимова Н.Н. об установлении факта его проживания на территории город Перми с сентября 2014 года по настоящее время в данном случае являются основанием иска, в связи с чем, не подлежат разрешению в качестве самостоятельных требований, принимая во внимание, что необходимость обеспечения истца жилым помещением на территории города Перми ответчиком не оспаривается, учетное дело истца изначально формировалось в Территориальном управлении Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, в настоящее время находится в управлении жилищных отношений администрации города Перми.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить Максимову Н.Н. на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись (О.В. Бузмакова)
<данные изъяты>