Дело № 2а-290/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2020 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,
при секретаре Косинич Т.Ю.,
с участием административного истца – старшего помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Копыловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Карамышевский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Змеиногорский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Карамышевский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений на территории МО «Карамышевский сельсовет», в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Карамышевский сельсовет не обеспечен безопасный доступ несовершеннолетних пешеходов в образовательное учреждение МБОУ «Карамышевская СОШ». На пешеходном переходе ул. Школьная с. Карамышево Змеиногорского района отсутствуют светофорные объекты типа «Т.7», дорожные ограждения перильного типа. С целью устранения выявленных нарушений 06.02.2019 в адрес главы Карамышевского сельсовета Змеиногорского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое рассмотрено. Нарушения до настоящего времени не устранены. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Таким образом, администрацией Карамышеского сельсовета, обязанной осуществлять содержание автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством, не реализуются делегированные полномочия в сфере обеспечения охраны жизни, здоровья граждан, а также снижения показателей аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе с участием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и социальной защищенности граждан. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края по принятию мер к установке светофорных объектов типа «Т.7» и дорожных ограждений перильного типа на пешеходном переходе <адрес> в районе расположения МБОУ «Карамышевская СОШ». Обязать администрацию Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить светофорные объекты типа «Т.7» и дорожные ограждения перильного типа на пешеходном переходе <адрес> в районе расположения МБОУ «Карамышевская СОШ» в срок до 01.06.2021.
Представитель административного истца Копылова А.И. в судебном заседании настаивала на полном удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица МО «Змеиногорский район Алтайского края» в лице администрации Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы административного дела, представленные по делу доказательства, а также выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, а именно приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Применение национальных стандартов в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» носит обязательный характер, так как их действие направлено на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Так, в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с учетом ч. 4 ст. 14 указанного закона) к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
В соответствии с заключенным соглашением от 11.12.2019 № 121 «О передаче осуществления полномочий администрации Змеиногорского района по решению вопросов местного значения администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края» полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе на территории <адрес>, переданы муниципальному образованию Карамышевский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края.
На территории муниципального образования Карамышевский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края расположено образовательное учреждение МБОУ «Карамышевская СОШ» с непосредственным выходом на обустроенные участки улично-дорожной сети, которые имеют усовершенствованное (асфальтобетонное) покрытие.
Судом установлено, что в нарушение вышеприведенных правовых норм на территории муниципального образования Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края не обеспечен безопасный доступ несовершеннолетних пешеходов в образовательное учреждение МБОУ «Карамышевская СОШ». На пешеходном переходе <адрес> отсутствуют светофорные объекты типа «Т.7», дорожные ограждения перильного типа.
В соответствии с п. п.7.1.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее ГОСТ Р 52289-2019) светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385 и ГОСТ Р 52282.
Для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов применяются светофоры «Т.7» в случае если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений (п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019).
В соответствии с требованиями п. 7.4.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры «Т.7» допускается устанавливать на конструктивно выделенных разделительной полосе, центральном островке или островке безопасности, над проезжей частью над пешеходным переходом или над центром перекрестка не менее чем по одному для каждого направления движения. Такие светофоры допускается устанавливать на одной опоре со знаками 5.19.1 или 5.19.2 (пешеходный переход).
В соответствии с требованиями п. 8.1.1. ГОСТ Р 52289-2019 на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721. В процессе эксплуатации дорожные ограждения должны отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
- перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц проходящих вдоль детских учреждений.
В соответствии с требованиями п.п. 7.2.18, 7.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 светофоры «Т.7» устанавливаются над проезжей частью для каждого направления движения и применяют в случаях если:
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.14;
- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;
- пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений;
- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования по 7.2.15 для обозначения пешеходного перехода.
В соответствии с требованиями п. 8.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке.
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяются у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
- перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом – напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
- перильного типа – у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч – при запрещенной остановке или стоянке.
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах в соответствии с п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2017 предусмотрено наряду с другими:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автомобильных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорогах, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Согласно требованиям п. 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-2007 на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
С целью устранения вышеуказанных нарушений 06.02.2019 в адрес главы Карамышевского сельсовета Змеиногорского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое рассмотрено. Допущенные нарушения явились следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации, не реализуются делегированные полномочия в сфере обеспечения охраны жизни, здоровья граждан, а также снижения показателей аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе с участием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и социальной защищенности граждан.
При этом установлено, что на территории МО «Карамышевский сельсовет» не обеспечен безопасный доступ несовершеннолетних пешеходов в образовательные учреждения, отсутствуют светофорные объекты типа «Т.7», дорожные ограничения перильного типа.
Более того, отсутствуют линии наружного освещения на участках улично-дорожной сети, проходящие взбили образовательных учреждений.
Согласно ответу главы администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края от 14.03.2019 № 02/1-41/14 на вышеуказанное представление от 06.02.2019 № 02-47-2019 линии наружного освещения на участках улично-дорожной сети, проходящие вблизи образовательных учреждений в с. Карамышево имеются. Все остальные представленные нарушения являются обоснованными. Для устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения Администрация сельсовета планирует выйти с ходатайством в Администрацию Змеиногорского района о выделении дополнительных денежных средств. Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц не установлено.
Из информации-дополнения от 26.06.2020 № 02/1-41/ главы администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края к ответу от 14.03.2020 на представление от 06.02.2019 № 02-47-2019 следует, что в августе 2019 года была подана заявка в Администрацию Змеиногорского района о выделении дополнительных средств в бюджет поселения Карамышевский сельсовет для установки светофора на пешеходном переходе с. Карамышево. Заявка осталась без ответа. До настоящего времени нарушения не устранены.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Выявленные прокуратурой и указанные в представлении от 06.02.2019 № 02-47-2019 нарушения действующего законодательства административным ответчиком так и не устранены.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией муниципального образования Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края принятых на себя государственных полномочий по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений на территории МО «Карамышевский сельсовет» нарушает права неопределённого круга лиц на создание снижения показателей аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе с участием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и социальной защищенности граждан, а также указывает на ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования требований действующего законодательства.
При таких установленных обстоятельствах административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края суд полагает законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Карамышевский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края, связанное с непринятием мер к установке светофорных объектов типа «Т.7» и дорожных ограждений перильного типа на пешеходном переходе <адрес> в районе расположения МБОУ «Карамышевская СОШ».
Обязать администрацию Карамышевского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить светофорные объекты типа «Т.7» и дорожные ограждения перильного типа на пешеходном переходе <адрес> в районе расположения МБОУ «Карамышевская СОШ» в срок до 01.06.2021.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2020.
Судья Е.С. Кунанбаева