УИД: 66RS0015-01-2024-001044-82 Гражданское дело № 2-974/2024
Мотивированное решение составлено 05 июня 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юровой А.А., при секретаре Жернаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафроновой Г. И. к администрации Асбестовского городского округа о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону,
при участии представителя истца Камельских Р.М.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сафронова Г.И. обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Асбестовского городского округа о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону, указав в обоснование иска о том, что при жизни ФИО (супругом истца) на основании договора купли-продажи от *Дата* приобретен земельный участок <данные изъяты>, а также садовый дом, расположенный на данном земельном участке. В связи с тем, что приобретенный садовый дом был ветхим, в 1999 году был построен новый дом из шпалы и бруса размером 18,3 кв.м.
ФИО умер *Дата*, после его смерти заведено наследственное дело. Истец является наследником первой очереди наследования.
Кроме истца наследниками первой очереди наследования являются - дочь Сафронова Л. В., сын - ФИО2. ФИО2 в настоящее время проживает в Германии, заявил об отказе от наследства после смерти отца, о чем было подано заявление нотариусу. В пользу дочери наследодателя Сафроновой Л.В. ФИО составлено завещание. Вместе с тем Сафронова Л.В. не претендует на указанное имущество.
В связи с тем, что истцом в установленные сроки не были собраны необходимые документы и не предоставлены нотариусу свидетельство о праве собственности выдано не было. В БТИ истцу пояснили, что в связи с постройкой в 1999 году нового дома на земельном участке, он имеет статус самовольной постройки, поскольку разрешение на его строительство не выдавалось, было рекомендовано обратиться в суд.
Как указывает истец, ей необходимо оформить право собственности на существующую постройку, так как фактически являясь собственником жилого дома она не может реализовать прав, присущих собственнику. Отсутствие государственной регистрации права на указанное имущество нарушает права истца свободного пользования, владения и распоряжения указанным имуществом.
Уточнив исковые требования, истец просит суд включить в наследственную массу после смерти ФИО *Дата* г.р., умершего *Дата* имущество в виде земельного участка *Номер*, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> и жилого дома по указанному адресу.
Признать за Сафроновой Г.И. право собственности:
- на земельный участок*Номер*, расположенный по адресу: <данные изъяты>;
- жилой дом (жилое строение без права регистрации проживания) *Номер* расположенный по адресу: *Адрес*.
Истец Сафронова Г.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы в суде на основании нотариальной доверенности Камельских Р.М.
Представитель истца Сафроновой Г.И., действующий на основании нотариальной доверенности Камельских Р.М., в судебном заседании поддержал требования, юридически их обосновав.
Представитель ответчика администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что не возражает против удовлетворения требований истца.
Представитель третьего лица – специализированного областного государственного унитарного предприятия «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения по требованиям не предоставил.
Третье лицо нотариус г. Асбеста Капарулина С.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, мнения по требованиям не предоставила.
Третье лицо Сафронова Л.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, мнения по заявленным требованиям суду не представила.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положениями ст. 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что *Дата* между Гущиной Л. Д. и ФИО заключен договор купли-продажи садового домика под *Адрес* с холодным пристроем, расположенном на земельном участке, с кадастровым номером <данные изъяты> предоставленным для садоводства в пожизненное наследуемое владение по свидетельству о праве собственности на землю *Номер* выданному *Дата* архитектуры и градостроительства г. Асбеста Свердловской области. Договор заверен нотариусом г. Асбеста Свердловской области ФИО3, зарегистрирован в БТИ г. Асбеста Свердловской области.
*Дата* ФИО выдано свидетельство о постоянном бессрочном пользовании указанным земельным участком, впоследствии земельному участку был присвоен кадастровый *Номер*.
Как указывает истец, в связи с тем, что приобретенный садовый дом был ветхим в 1999 году был построен новый дом из шпалы и бруса размером 18,3 кв.м.
Из Плана объекта недвижимости с техническими характеристиками, оставленного Асбестовским БТИ *Дата* следует, что на земельном участке в Садоводческом товариществе № 1 ГОРОНО пос.Черемша, на левом берегу р.Б.Рефт, в г.Асбесте расположен садовый ом со вспомогательными постройками на участке *Номер*. Год ввода в эксплуатацию садового дома 1999, площадь застройки дома по наружному обмеру <данные изъяты> кв.м., так же имеется холодный пристрой, теплица. Из Инвентарной карточки следует, что строение и постройки обследованы Асбестовским БТИ, поставлен на технический учет. Стоимость спорного строения, по состоянию на *Дата*, согласно выписке из отчета об оценке *Номер* от *Дата* составляет 103 087 рублей.
Судом установлено, что Сафронова (урожденная ФИО4) Г. И., *Дата* г.р. являлась супругой ФИО, *Дата* г.р., умершего *Дата*. Брак зарегистрирован *Дата*.
Кроме истца наследниками первой очереди наследования являются - дочь Сафронова Л. В., сын - ФИО2.
После смерти ФИО, нотариусом г. Асбеста Свердловской области Капарулиной С.В. заведено наследственное дело *Номер*.
В пользу дочери наследодателя Сафроновой Л.В. ФИО составлено завещание в отношении наследственного имущества - квартиры.
Из материалов наследственного дела следует, что Сафронова Л.В., дочь наследодателя, обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче сиятельства о праве на наследство, оставшееся после смерти ФИО, по завещанию. Сафронова Г.И., жена наследодателя, обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшееся после смерти ФИО, по закону.
В дальнейшем, *Дата* Сафроновой Л.В. нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию в отношении завещанного имущества – квартиры. В отношении иного наследственного имущества, состоящего из садового дома в садоводческом товариществе № 1 Центрального РУ г.Асбеста, денежных вкладов, компенсаций по закрытым счетам нотариусом *Дата* и *Дата* были выданы свидетельства о праве на наследство жене наследодателя – Сафроновой Г.И.
Сведений о том, что Сафронова Л.В. претендует на наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО, в порядке наследования по закону, у суда также не имеется.
Сын ФИО2 от принятия наследства отказался, подав соответствующее заявление нотариусу.
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Данный абзац ч. 3 ст. 222 ГК РФ действует с 01.09.2006 на основании Федерального закона от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В Федеральном законе от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» не предусмотрено, что он распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, в данном случае подлежит применению п. 3 ст. 222 ГК РФ, действовавший до 01.09.2006, согласно которому право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц лицо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Сохранение самовольной постройки не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается целевым назначением земельного участка (для садоводства), на котором расположен жилой дом.
В силу ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Наследодателю ФИО принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: *Адрес* на праве пожизненного наследуемого владения, на основании постановления главы муниципального образования город Асбест от *Дата* *Номер* (л.д.12)
Согласно пункту 1 статьи 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Право пожизненного наследуемого владения впервые введено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 года и в дальнейшем это право было воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР 1991 года, по которому граждане наделялись правом на получение земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду (статья 7).
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
На основании изложенных положений законодательства, поскольку истец является наследником по закону, принявшим наследство после смерти ФИО, требования о признании за ней права собственности на землю подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Сафроновой Г. И. к администрации Асбестовского городского округа о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сафроновой Г. И. удовлетворить.
Включить наследственную массу имущества, оставшегося после смерти ФИО, *Дата* года рождения, умершего *Дата* садовый дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Признать за Сафроновой Г. И. (ИНН *Номер*) право собственности на садовый дом, расположенный по адресу <данные изъяты> в порядке наследования по закону после смерти ФИО, умершего *Дата*.
Признать за Сафроновой Г. И. (ИНН *Номер*) право собственности на земельный участок, расположенный по адресу <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Асбестовского городского суда А.А. Юрова