ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шегида Е.А. Дело № 33а-266/2022
Докладчик Федосова Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«24» января 2022 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Федосовой Н.Н. и Киселевой О.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-2190/2021 по апелляционной жалобе административного ответчика Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 11 ноября 2021 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области № 210 от 04.10.2021 г. об отказе в проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <адрес>
Обязать администрацию сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области рассмотреть заявление Чернышовой Елены Николаевны от 14.05.2021 г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Взыскать с администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в пользу Чернышовой Елены Николаевны судебные расходы в сумме11 300 руб.
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чернышова Е.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения № 210 от 04.10.2021 г., обязав его рассмотреть, ссылаясь на то, что она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в связи с планируемым строительством магазина на указанном участке, на которое административным ответчиком принято решение № 210 от 04.10.2021 г., об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, поскольку дата проведения публичных слушаний не может быть определена в связи с продлением запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий на основании Постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года №159, а также предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области от 30.09.2021 г. Указанное решение административный истец считает незаконным.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Липецкого муниципального района Липецкой области просит отменить решение суда, поскольку принятое ими решение является законным, так как в проведении публичных слушаний отказано не было, а было лишь указано, что дата проведения публичных слушаний не может быть определена в связи с запретом проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных мероприятий на основании Постановления администрации Липецкой области от 26.03.2020 г. № 159 « О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Липецкой области», а также предписанием Роспотребнадзора от 30.09.2021 года. Поскольку публичные слушания это публичное массовое мероприятие, после того, как будет снят запрет на его проведение, будет определена дата проведения публичных слушаний.
Выслушав представителя административного истца Сокова Д.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представитель административного ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 24 Устава Совета депутатов сельского поселения Большесамовецкий сельсовет № 177 от 26 мая 2014 г. предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения Советом депутатов сельского поселения, главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов сельского поселения или главы сельского поселения.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, назначаются Советом депутатов сельского поселения, а по инициативе главы сельского поселения - главой сельского поселения.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях сельского поселения, утверждаемым решением Совета депутатов сельского поселения.
Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решением от 27.03.2018 г. № 109 Об утверждении Положения о публичных слушаниях в сельском поселении Большесамовецкий сельсовет предусмотрено, что публичные слушания - это публичное обсуждение проектов нормативно-правовых актов по вопросам местного значения, проводимое в соответствии с федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом среди граждан Российской Федерации, место жительство, которых расположено в границах сельского поселения и обладающих активным избирательным правом.
На публичные слушания должны выноситься вопросы по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или главы сельского поселения Большесамовецкий сельсовет.
Участниками публичных слушаний могут быть жители сельского поселения Большесамовецкий сельсовет, достигшие 18-летнего возраста.
Участник публичных слушаний имеет право на выступление, на участие в голосовании по всем решениям, обращениям, рекомендациям, предложениям, заключениям, принимаемым в ходе публичных слушаний.
Все решения на публичных слушаниях принимаются простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников открытым голосованием.
Судом установлено, что Чернышовой Е.Н. с 05.05.2021 г. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки сельского поселения Больгиесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1. Одним из условно разрешенных видов использования земельного участка, находящегося в данной зоне, является вид разрешенного использования - «Магазины (код 4.4.)».
14.05.2021 г. Чернышова Е.Н. обратилась в администрацию сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в связи с планируемым строительством магазина на указанном земельном участке.
Решением администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выраженным в письме № 130 от 20.05.2021г., Чернышовой Е.Н. было отказано предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. В качестве основания для отказа указано следующее: «На территории села Большой Самовец находятся четыре магазина, что является достаточным для потребности населения. Также в непосредственной близости (2 километра) находится г. Грязи. По вышеуказанной причине строительство магазина в селе Б-Самовец нецелесообразно».
Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 24.08.2021 г. по делу № 2а-1713/2021 указанное решение было признано незаконным и на администрацию сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области возложена обязанность рассмотреть заявление Чернышовой Е.Н. от 14.05.2021 г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Как указал в решении суд, что одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, а в данном случае они не проводились, в связи с чем, отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования является незаконным.
По результатам повторного рассмотрения указанного заявления Чернышовой Е.Н. администрацией сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области было принято решение, выраженное в письме № 210 от 04.10.2021 г., согласно которому дата проведения публичных слушаний не может быть определена в связи с продлением запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, на основании Постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 г. № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области (с изменениями от 28.09.2021 г. № 401», который продлен до 31 октября 2021 года, а также Предписанием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах № 1750/02 от 30.09.2021 г. Чернышовой Е.Н. сообщено, что дата проведения публичных слушаний ей будет определена после снятия запрета на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, о чем будет сообщено дополнительно.
Пунктом 1.1 Постановления администрации Липецкой области от 26.03.2020 N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" запрещено до особых указаний проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
В силу ст. 2 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Массовое мероприятие- мероприятие, проводимое по согласованию с органами местного самоуправления, определенное по месту проведения, времени и количеству участников от 50-ти и более человек, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера.
В данном случае, публичные слушания проводятся на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта и в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Публичные слушания, не могут рассматриваться в данном случае как какое- либо зрелищное, публичное или иное массовое мероприятие, в том смысле, какой содержится в Постановлении администрации Липецкой области от 26.03.2020 N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области".
Решение вопроса о назначении публичных слушаний относится к полномочиям главы сельского поселения и не связаны с наличием запрета на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, Прямого запрета на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, постановление администрации Липецкой области от 26 марта 2020г. N159 также не содержит.
Предписание ТОУ Роспотребназора по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах № 1750/02 от 30.09.2021 года не может отменять либо приостанавливать действие норм федерального законодательства, и кроме того, оно выдано непосредственно в адрес главы администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Федерякина Д.Ю., заболевшего 24.09.2021 года о соблюдении определенных мер профилактики распространения коронавирусной инфекции на предприятии, в том числе прекращение проведения любых массовых мероприятий на предприятии (в организации) и запрет на участие работников в мероприятиях других коллективов. При этом указано, что заключительная дезинфекция по режиму противовирусной инфекции проводится 30.09.2021 года. Работа администрации не приостановлена и не прекращена. Письмо в адрес истца было подготовлено 04.10.2021 года лицом замещающим главу администрации, соответственно, возможность назначения даты публичных слушаний для рассмотрения по поставленному истцом вопросу, в том числе, и с учетом внесенного предписания Роспотребнадзора имелась. В письме указано, что заявление истца от 14.05.2021 года было повторно рассмотрено, однако как установлено судом, это не соответствует действительности, поскольку заявление исходя из содержания ответа, по существу вновь рассмотрено не было, таким образом, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции о признании решения администрации незаконным и возложении обязанности на администрацию рассмотреть заявление истца по существу законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы следует признать не состоятельными, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, что не является основанием для отмены постановленного решения.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грязинского городского суда Липецкой области от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное определение составлено 24. 01.2022 года.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь