Судья: Одинцов В.В. дело № 33-605
(№ дела в суде первой инстанции 2-2451/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июня 2020 года город Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А.,
судей: Боджокова Н.К. и Сиюхова А.Р.,
при секретаре судебного заседания – Блягоз С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Шокаловой Бэлы Хаджеаминовны на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 ноября 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Администрации МО «Яблоновское городское поселение» к Шокаловой Бэле Хаджеаминовне о сносе торгового павильона, удовлетворить.
Признать торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> – самовольной постройкой.
Обязать Шокалову Бэлу Хаджеаминовну демонтировать (снести) торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, за свой счет в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения Шокаловой Бэлой Хаджеаминовной решения суда в установленный срок, представить истцу право сноса указанного объекта с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
Заслушав доклад председательствующего – судьи Хапачевой Р.А., объяснения представителя ответчика ООО Шокаловой Б.Х. по доверенности Натхо А.Ч. поддержавшего доводы жалобы, мнение представителя истца Администрации МО «Яблоновское городское поселение» по доверенности Такаш Б.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация МО «Яблоновское городское поселение» обратилась в суд с требованием к Шокаловой Б.Х. о сносе торгового павильона.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе муниципального земельного контроля Администрацией установлен факт незаконного размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, принадлежащем ответчику, расположенном по адресу: <адрес>, разрешение на установку которого Администрацией МО «Яблоновское городское поселение» не выдавалось. Поскольку данный объект располагается в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования, он создает препятствия для нормальной эксплуатации автомобильной дороги, а также угрозу безопасности дорожного движения.
Полагая, что размещение торгового павильона без согласования и разрешения Администрации МО «Яблоновское городское поселение» является незаконным, нарушающим нормы действующего законодательства, в том числе Правил землепользования и застройки, Администрация МО «Яблоновское городское поселение» просило суд признать торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> самовольной постройкой; обязать Шокалову Б.Х. демонтировать (снести) указанный павильон за свой счет; в случае неисполнения решения суда предоставить истцу право его демонтировать с последующим взысканием расходов за его демонтаж с ответчика.
Суд постановил изложенное выше решение.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчиком Шокаловой Б.Х. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене состоявшегося решения. В обоснование доводов жалобы ответчик указала, что истец не вправе требовать демонтажа временного торгового объекта, поскольку он располагается на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, соответственно каких либо дополнительных разрешений и согласований на его размещение от органов местного самоуправления не требовалось.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 7 этой статьи предусмотрено, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Администрацией МО «Яблоновское городское поселение» принято постановление от 05.02.2016 № 55 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Яблоновское городское поселение» на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности».
Данное постановление принято в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливает процедуру разработки и утверждения Администрацией схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и направлено на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Яблоновское городское поселение».
При этом, судебной коллегией установлено, что органом местного самоуправления не была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в частной собственности, по согласованию с собственником соответствующего имущества.
Шокаловой Б.Х. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 18 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 48).
Согласно Акту обследования на указанном земельном участке расположен временный торговый павильон для ведения коммерческой деятельности, разрешение на установку которого, Администрацией МО «Яблоновское городское поселение» не выдавалось (л.д. 10).
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации спорный торговый киоск фактически размещен на земельном участке, находящемся в частной собственности, соответственно ответчиком самостоятельно определен порядок размещения и использования нестационарного торгового объекта.
Заявляя требование о сносе торгового павильона, Администрация МО «Яблоновское городское поселение» ссылалась также на ее самовольный характер. Вместе с тем, по данному основанию исковое заявление не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке.
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
При этом следует отметить, что основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ установлены Федеральным законом от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункту 6 статьи 2 названного Закона под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию.
Статьей 10 Закона установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов, и согласно части 3 этой статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении спора оставлено без внимания то обстоятельство, что адрес нахождения спорного торгового павильона совпадает с адресом местонахождения земельного участка, принадлежащего Шокаловой Б.Х. на праве собственности.
Так, в соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Право собственности Шокаловой Б.Х. на земельный участок не оспорено и не прекращено. До настоящего времени она является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Администрация МО «Яблоновское городское поселение» собственником земельного участка, на котором расположена постройка не является, доказательств, что торговый объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, также не предоставлено.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ в случае необходимости изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд оно осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного иска, поскольку спорный объект в настоящее время не имеет признаков самовольной постройки.
Таким образом, в данном случае именно Шокалова Б.Х., как собственник принадлежащего ей земельного участка, наделена правом определять порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на данном земельном участке.
Вместе с тем, при предоставлении частным собственником своего имущества для целей размещения нестационарного торгового объекта в любом случае должно обеспечиваться соблюдение требований действующего законодательства, в том числе градостроительных, санитарных, эпидемиологических, торговых и иных норм.
Однако, доказательств того, что размещенный ответчиком спорный киоск нарушает указанные требования в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 07 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Администрации МО «Яблоновское городское поселение» к Шокаловой Бэле Хаджеаминовне о сносе торгового павильона - отказать.
Председательствующий: Р.А. Хапачева
Судьи: Н.К. Боджоков
А.Р. Сиюхов