Дело № 5-198/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Объячево, Республика Коми 12 июля 2021 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Можегова Т.В., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Коротнюк Р.Ю., привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
12.07.2021 в Прилузский районный суд Республики Коми поступил протокол об административном правонарушении в отношении Коротнюк Р.Ю., привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу ПР № от 08.07.2021 следует, что 15 мая 2021 года в 15 часов 30 минут, Коротнюк Р.Ю., находясь по адресу: с. Ношуль, <адрес> Прилузского района Республики Коми, нанес ФИО1 один удар правой рукой, сжатой в кулак, по лицу, отчего последняя испытала физическую боль.
П. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ предусматривают, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Согласно п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (п. 2).
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (п. 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В силу ст. 25.2 ч. 2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в силу ч. 4 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса, то есть по правилам допроса свидетеля с разъяснениям положений ст. 17.9 КоАП РФ.
Явка потерпевшего в судебное заседание должностным лицом, составившим протокол, не обеспечена.
Вместе с тем в объяснениях ФИО1 от 15.07.2021 отсутствует отметка о разъяснении потерпевшей положений ст. 17.9 КоАП РФ, в связи с чем вышеназванные объяснения не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства, в то время как ответственность по ст. 6.1.1 КоАП РФ наступает только в случае совершения противоправных действий, причинивших физическую боль.
В свою очередь физическая боль является оценочным показателем, которую даже при наличии телесных повреждений, может оценить только потерпевший, а, следовательно, отсутствие потерпевшего в судебном заседании, как и отсутствие должным образом отобранных объяснений потерпевшего или его заявления о привлечении к ответственности лишает суд возможности рассмотреть дело по существу.
Более того из материалов дела не следует, что потерпевшая приглашалась на внесение исправлений в протокол после вынесения определения суда от 08.07.2021, как и нет сведений о направлении последней копии исправленного протокола, в то время как потерпевшая имеет право ознакомиться с протоколом.
С учетом изложенного, оснований для признания протокола об административном правонарушении допустимым доказательством также не имеется.
В случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении с приложенными материалами в ОМВД России по Прилузскому району.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
определил:
Материалы дела об административном правонарушении в отношении Коротнюк Р.Ю., привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить в ОМВД России по Прилузскому району.
Судья - Т.В. Можегова