УИД № 24RS0040-01-2018-002333-15 Дело № 2-2160/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2018 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием помощника прокурора г.Норильска Батралиева Р.Ш., представителя ответчика Матвеева А.В., представителя третьего лица Борискиной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о выполнении условий лицензии и устранении нарушений законодательства,
установил:
прокурор г.Норильска обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее также – АО «НТЭК») об устранении нарушений законодательства, мотивируя заявленные требования тем, что согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2007 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.
В силу статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.
В соответствии со п. 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 1 ст. 43 ВК РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Прокуратурой города Норильска проведена проверка соблюдения АО «НТЭК» водного законодательства при заборе и сбросе вод на эксплуатируемых АО «НТЭК» ТЭЦ в период с 1 по 30 июня 2018 года на основании решения заместителя прокурора г. Норильска от 01.06.2018 № 7/1 - 06-2018, в результате установлено, что для добычи подземных вод на Амбарнинском месторождении АО «НТЭК» получена лицензия № ДУД 00179 ВЭ (сроком действия с 02.02.2006 по 01.01.2025).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензией № ДУД 00179 ВЭ установлено, что право пользования земельными участками под сооружения водоснабжения отведены решением Норильского городского Совета народных депутатов от 27.10.78 № 351/6-21.
Лицензионным соглашением предусмотрено, что земельный участок закрепленный за «Владельцем лицензии» расположен в 3 км к западу от г.Кайеркана.
Предоставляемый в пользование участок недр площадью 250,4 га и объемом 0,376 км имеет статус горного отвода, ограниченного в плане бортами долины р. Амбарная в пределах подсчетных блоков, в разрезе - подошвой средне-верхнечетвертичных отложений с учетом заглубки скважин до 10 м в подстилающие коренные породы.
В соответствии п. 7.2. условий соглашения владелец лицензии в соответствии с Законом «О недрах» выплачивает все виды налогов, платежей и сборов, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, включая плату за землю и загрязнения окружающей среды.
Данные условия лицензии изначально указывают на АО «НТЭК», как правообладателя земельного участка.
В соответствии с п. 8.1 условий недропользования владелец лицензии обязан разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны водозабора в срок до 01.07.2000. Срок обустройства первого пояса зоны санитарной охраны водозабора согласно указанному проекту - не позднее 01.07.2001.
В соответствии с п. 8.2 условий недропользования водоизмерительная аппаратура для учета забора воды должна быть оформлена не позднее 31.03.2000.
Согласно п. 10.1 и п. 10.3 условий соглашения владелец лицензии обязан соблюдать установленные стандарты, нормы, правила по охране недр, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира, рекультивировать земельные участки, нарушенные при производства работ, приводить их в состоянии, пригодное для дальнейшего использования, что также свидетельствует об обязанностях фактического правообладателя земельного участка.
Несмотря на условия лицензии АО «НТЭК» не обеспечено соответствующей охраной, исключающей свободный доступ посторонних лиц территория первого пояса защиты насосной станции 2 подъема Амбарнинского месторождения (отсутствует целостность ограждений), что является нарушением лицензии (и. 8.1), требований ст. 22 Закона «О недрах», и. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10; не установлена на артезианских скважинах № АА-14, №АА-15 водоизмерительная аппаратура для учета забранных (изъятых из недр) вод, что является нарушением лицензионных условий (п. 8.2), п. 10 ст. 12 Закона «О недрах», п. 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного совета Российской Федерации от 15.06.1992 №3314-1; с начала пользования лицензией, т.е. с 02.02.2006, не оформлены в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок необходимый в деятельности по добыче подземных вод питьевого назначения в районе Амбарнинского месторождения, в том числе в границах территориальных зон санитарной охраны первого пояса защиты (строгий режим - артезианские скважины, станция подъема воды), что является нарушением вышеуказанных условий лицензий, требований ст. 25.1 Закона «О недрах», ст.ст. 18, 19 Федерального закона Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласованными для АО «НТЭК» лицензионными условиями (п. 8.1) обязанность по решению вопросов о предупреждении загрязнения воды источников водоснабжения из указанного месторождения возложена на недропользователя, в том числе путем выполнения требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
Пунктами 1.4 и 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 определено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Первый пояс - зона строгого режима - организуется для охраны забора воды из источника и прилегающих к нему земельных участков, а также головных сооружений водопроводов. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Ненадлежащая организация охраны зон первого пояса подземных водозаборов является нарушением требований ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон «О недрах») и может привести к загрязнению и засорения добываемых подземных вод питьевого назначения.
В силу требований п. 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного совета Российской Федерации от 15.06.1992 № 3314-1, владелец лицензии при осуществлении добычи полезных ископаемых обязан измерять объем и вес добываемого минерального сырья методами и способами, оговоренными в лицензии, и фиксировать данные в специальных журналах. Владелец лицензии не должен вносить какие-либо изменения в методику измерений или используемые приборы без уведомления Геолкома России или его территориального подразделения.
В связи с чем в нарушение требований п. 10 ст. 12 Закона «О недрах», закрепляющих за недропользователем обязанность выполнения лицензионных условий (п. 8.2), п. 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, АО «НТЭК» на артезианских скважинах № АА-14, № АА-15 Амбарнинского водозабора не осуществляет надлежащий учет забранных (изъятых из недр) вод.
Согласно разработанному проекту зон санитарной охраны ответственность за соблюдение режима охраны земельных участков первого пояса зон санитарной охраны, ограниченных радиусом 30 м вокруг для всех эксплуатируемых скважин № № АА-13, АА-14, АА-15, АА-19, АА-22, АА-30, АА-30 бис и станции второго подъема, ограниченной радиусом 90 м, в виде ограждения и охраны для предотвращения загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения подземных вод, возложена на АО «НТЭК».
Внутри контуров земельных участков первого пояса санитарной охраны находятся используемые АО «НТЭК» надкоптажные здания скважин и другое движимое и недвижимое имущество, арендуемое у ОАО «Норильский комбинат» и ПАО «ГМК «Норильский никель» (договоры аренды № 32-10/05 от 09.09.2005, № 32-9/05 от 09.09.2005, № 32-5/05 от 09.09.2005). При этом действующие между АО «НТЭК» и ПАО «ГМК «НН» договоры аренды на используемое имущество в деятельности по добыче подземных вод и их транспортировке потребителям, не содержат каких-либо условий предусматривающих выполнение указанных условий лицензии и соблюдения требований земельного законодательства, что противоречит требованиям ст.ст. 12, 22 Закона «О недрах», ст.ст. 13, 42 ЗК РФ.
В силу требований ч.ч. 1, 2 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия связанные с защитой земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник и лица не являющихся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Земельные участки в районе Амбарнинского водозабора, в том числе относящиеся к зонам санитарной охраны первого пояса защиты (строгий режим), расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:55:0601001:50 общей площадью 201 800 кв.м, (площадь земельного участка уменьшена по сравнению с площадью указанной в лицензии).
Данный земельный участок предоставлен из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в границах горного отвода, передан в пользование под здание и сооружения Амбарнинского водозабора на основании распоряжения Администрации города Норильска от 16.06.2010 № 2108 в аренду ОАО «ГМК «Норильский никель» (в настоящее время ПАО «ГМК «Норильский никель») согласно договору № 6755 от 07.06.2011. В последующем на основании распоряжения № 6755 от 07.06.2011 и дополнительного соглашения от 18.12.2017, цель его использования изменена - для размещения объектов энергетики. Договор аренды и дополнительное соглашение зарегистрированы в ЕГРП 19.02.2018.
В пункте 1.3 Договора № 6755, в редакции распоряжения Администрации г.Норильска от 18.12.2017 № 7677, изменен вид разрешенного использования и исключены сведения о зонах санитарной охраны, контроль за которыми обязано осуществлять АО «НТЭК».
В соответствии с пунктом 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Статьей 7 Закона «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В соответствии со ст. 25.1 Закона «О недрах» земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 25.1 Закона «О недрах»).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (ч. 3 ст. 25.1 Закона «О недрах»).
Статьей 25.2 Закона «О недрах» предусмотрено также прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, которое осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Пунктом 4.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, предусмотрено, земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
На основании пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) было определено, что предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Аналогичные положения в части заключения без проведения торгов договора аренды земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю, закреплены в подпункте 20 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015 по настоящее время.
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, кроме указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 указанной главы V.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статья 11 Закона «О недрах» в прежней редакции содержала часть 6, в которой (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) предусматривалось, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Данная часть признана утратившей силу с 1 марта 2015 г. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ, которым одновременно часть 2 ст. 25.1 комментируемого Закона дополнена положениями, согласно которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.
Получение АО «НТЭК» лицензии и оформление горноотводного акта па стадии оформления лицензии, не предоставляет исключительное право на пользование земельным участком и не освобождает недропользователя от оформления в установленном порядке своих прав на земельный участок, находящийся над слоем залегания природных ископаемых.
Установленные в ходе проверки обстоятельства о фактическом использовании земельного участка в границах горного отвода Амбарнинского месторождения не отвечают условиям согласованной для АО «НТЭК» лицензии, и в нарушение требований ст. 25.1 Закона «О недрах» не гарантируют надлежащей охраны земли, как одного из составляющих компонентов природный среды.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
В соответствии со ст. 1.2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Обеспечение права на благоприятную окружающую среду предусмотрено Конституцией. Число возможных пользователей подземными водами Амбарнинского водозабора является неопределенным. Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, и в защиту интересов государства, как собственника полезных ископаемых - подземных вод, императивно закрепившего экологические требования использования водных объектов, платность природопользования, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
По результатам проведения прокуратурой проверки в 2016 года АО «НТЭК» обязан был в соответствии с представлением прокурора г. Норильска от 09.09.2016 «Об устранении нарушений природоохранного законодательства» устранить вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, а именно: обеспечить соответствующей охраной, исключающей свободный доступ посторонних лиц территории первого пояса защиты станции второго подъема Амбарнинского водозабора, обеспечить водоизмерительной аппаратурой станции первого подъема для учета забранных подземных вод и оформить правоотношения по использованию земельного участка для осуществления деятельности по добыче подземных вод. До настоящего времени АО «НТЭК» мер к устранению не принято.
С учетом уточнения исковых требований от 11.09.2018 и от 11.10.2018 прокурор просил обязать ответчика АО «Норильско-Таймыркую энергетическую компанию» выполнить условия лицензии № ДУД 00179 ВЭ на добычу подземных вод на Амбарнинском месторождении и устранить нарушения требований федерального законодательства путем следующих действий, а именно: в течение трех лет с даты вступления судебного решения в законную силу восстановить целостность ограждений территории первого пояса защиты насосной станции второго подъема; в течение 3 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу обеспечить станции первого подъема артезианских скважин № АА-14, № АА-15 водоизмерительной аппаратурой для учета забранных (изъятых из недр); в течение 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу оформить правоотношения по использованию земельного участка используемого для добычи подземных вод в границах горного отвода.
Определением суда от 11.10.2018 принят отказ прокурора г.Норильска от его иска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» об устранении нарушений законодательства в части требований об обеспечении станции первого подъема артезианских скважин № АА-14, № АА-15 водоизмерительной аппаратурой для учета забранных (изъятых из недр) вод на Амбарнинском месторождении, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора г.Норильска Батралиев Р.Ш. заявленные требования (с учетом уточнений и отказа от части исковых требований) поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что необходимость формулировки требований по оформлению правоотношений по использованию земельного участка в иной редакции отсутствует, просил о разрешении этих требований в заявленном виде.
Представитель ответчика Матвеев А.В. в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности на АО «НТЭК» восстановить целостность ограждений территории первого пояса защиты станции второго подъема Амбарнинского месторождения в течение трех лет с даты вступления настоящего решения в законную силу признал, в части требований об оформлении правоотношений по использованию земельного участка возражал, мотивируя тем, что обязательство недропользователя по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки на условиях лицензии на право пользования недрами № ДУД 00179 ВЭ не установлено, поэтому нарушение требований Земельного законодательства в данном случае нельзя квалифицировать как нарушение условий лицензии. АО «НТЭК» эксплуатирует объекты АМбарнинского водозабора на основании заключенных договоров аренды недвижимого имущества по договорам аренды от 09.09.2005. Собственником имущества водозаборов и арендатором земельного участка под недвижимыми объектами водозаборов является ПАО «ГМК «Норильский никель» на основании договора аренды земельного участка от 07.06.2011 № 6755.
В соответствии со статьей 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок. Если договором аренды здания или сооружения не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, то на срок аренды недвижимости к арендатору переходит право пользования той частью участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования по назначению. Арендатор в таком случае считается землепользователем и обязан платить арендную плату за пользование земельным участком. По смыслу указанной статьи арендатор здания может пользоваться земельным участком, занятым арендуемым зданием, без соответствующего договора в силу закона в течение срока аренды недвижимости.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при заключении договора аренды недвижимого имущества право пользования земельным участком, на котором расположен объект аренды, возникает в силу закона, и арендатор не вправе требовать заключения договора аренды земельного участка, в том числе в судебном порядке. Вопросы арендной платы за пользование земельным участком в данном случае решаются с учетом положений пункта 2 статьи 654 ГК РФ.
Для соблюдения принципа платности пользования АО «НТЭК» земельными участками в расчет арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества включены платежи за земельные участки.
Таким образом, АО «НТЭК» является пользователем земельных участков для целей добычи подземных вод на Амбарнинском месторождении в силу закона, и заключение отдельных договоров аренды (субаренды) на земельные участки не требуется.
Представитель ответчика сослался также на постановление заместителя начальника отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за особо охраняемыми территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприоднадзора по Красноярскому краю от 30.09.2016, согласно которому нарушений земельного законодательства в части использования АО «НТЭК» земельных участков по договорам аренды недвижимого имущества с ПАО «ГМК «Норильский никель» не усматривается.
Представитель третьего лица – Администрации г.Норильска Борискина О.Е., действующая на основании доверенности №10-109 от 03.10.2017 в судебном заседании относительно требований об оформлении земельных участков полагала, что участки используются АО «НТЭК» в соответствии с целевым назначением, необходимости заключать какие-либо новые договору не усматривается, просила в удовлетворении указанных требований прокурора отказать.
Третьи лица – министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, межрегиональное Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, ПАО «ГМК «Норильский никель», будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд принимает признание ответчиком АО «НТЭК» исковых требований в части восстановления целостности ограждений территории первого пояса защиты станции второго подъема Амбарнинского месторождения в течение трех лет после вступления судебного решения в законную силу, поскольку данные действия не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем находит данные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено при рассмотрении настоящего гражданского дела, ответчиком АО «НТЭК» для добычи подземных вод на Амбарнинском месторождении АО «НТЭК» получена лицензия № ДУД 00179 ВЭ сроком действия с 02.02.2006 по 01.01.2025.
Указанной лицензией установлено, что право пользования земельными участками под сооружения водоснабжения отведены решением исполнительного комитета Норильского городского Совета депутатов трудящихся № 351/6 от 27.10.1978.
Лицензионным соглашением определено, что земельный участок закреплен за владельцем лицензии и расположен в 3 км к Западу от г. Кайеркана.
Предоставляемый в пользование участок недр площадью 250,4 га и объемом 0,376 км/куб имеет статус горного отвода, ограниченного в плане бортами долины р.Амбарная в пределах подсчетных блоков, в разрезе - подошвой средне-верхнечетвертичных отложений с учетом заглубки скважин до 10 м в подстилающие коренные породы.
В соответствии п.7.2 условий соглашения владелец лицензии в соответствии с Законом «О недрах» выплачивает все виды налогов, платежей и сборов, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, включая плату за землю и загрязнения окружающей среды.
Согласно договору №6755 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0601001:50 от 07.06.2011 Администрация города Норильска предоставила ОАО «ГМК «Норильский никель» (впоследствии – ПАО «ГМК «Норильский никель») в аренду на срок до 31.12.2048 земельный участок площадью 201 800 кв.м для использования под здания и сооружения Амбарнинского водозабора.
В соответствии с договорами аренды недвижимого имущества №НН/1234-2005 06.09.2005/ №НТЭК-32-10/05 от 09.09.2005 и №НН/1233-2005 06.09.2005 / №НТЭК-32-9/05 от 09.09.2005 ОАО «ГМК «Норильский никель» предоставило ОАО «НТЭК» в аренду недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения Амбарнинского водозабора, расположенные на указанном земельном участке.
Таким образом, в настоящее время ответчик использует недвижимое имущество, находящееся на спорном земельном участке, на основании указанных договоров аренды.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Статьей 652 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования (пункт 1).
Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка (пункт 3).
Из анализа приведенных положений закона следует вывод, что при заключении договора аренды недвижимого имущества право пользования земельным участком, на котором расположен объект аренды, возникает в силу закона, и арендатор не вправе требовать заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, между ответчиком АО «НТЭК» и третьим лицом ПАО «ГМК «Норильский никель» существуют правоотношения по использованию арендованного недвижимого имущества и земельного участка, на котором это имущество расположено, которые оформлены вышеуказанными договорами аренды.
Прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности «оформить правоотношения по использованию земельного участка для добычи подземных вод в границах горного отвода».
В ходе производства по гражданскому делу прокурору предлагалось конкретизировать заявленные требования в этой части, чего им сделано не было.
Вместе с тем, понятие «правоотношения» можно определить как возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.
Важнейшим принципом судопроизводства является принцип исполнимости судебного решения.
Верховенство права предполагает, что судебные акты должны быть окончательными и обязательными для исполнения, за исключением случаев, когда их отменяет вышестоящий суд на основании каких-либо допущенных нарушений или несправедливости. Неисполнимость судебного решения подрывает принцип обязательности решения суда.
Конституционный Суд Российской Федерации придает принципу исполнимости судебного решения высокое значение, полагая его конституционным принципом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1563-О и др.).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в его резолютивной части должно быть указано, в том числе, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести.
Однако, требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности оформления правоотношений в заявленной редакции не могут быть удовлетворены судом, поскольку носят абстрактный характер, из них непонятно, какие конкретные действия прокурор просит обязать совершить ответчика, с кем, каким способом и в какой форме ему необходимо оформить правоотношения.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе (Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. N 2655-О).
При таком положении, учитывая, что заявленное прокурором требование носит абстрактный характер, конкретного и исполнимого требования прокурором к АО «НТЭК» по поводу использования земельного участка не предъявлялось, принимая во внимание, что в силу положений части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям и отсутствуют основания для выхода за их пределы, в данном случае суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в части возложения на ответчика обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу оформить правоотношения по использованию земельного участка для добычи подземных вод в границах горного отвода.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о выполнении условий лицензии и устранении нарушений законодательства удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» восстановить целостность ограждений территории первого пояса защиты станции второго подъема Амбарнинского месторождения в течение трех лет с даты вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в доход местного бюджета муниципального образования город Норильск государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Курунин
Мотивированное решение
в окончательной форме составлено 26.10.2018