Судья Бакланова Н.А. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
12.01.2017 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Кайгородовой Е.В.,
Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корякиной Т.В. к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об оспаривании отказа в принятии на учет, об оспаривании отказа в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения маневренного фонда, компенсации судебных расходов по апелляционной жалобе ответчика на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 12.10.2016.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., судебная коллегия
установила:
Корякина Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она зарегистрирована в жилом помещении – квартире ..., которое было предоставлено ей в связи с трудовыми отношениями с ..., однако данное жилое помещение непригодно для проживания. 01.04.2014 она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья в связи с отсутствием у нее жилого помещения для проживания. В настоящее время Корякина Т.В. проживает в квартире ..., однако данный дом находится в аварийном состоянии и подлежит расселению. Распоряжением ответчика № от 25.04.2014 Корякиной Т.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, поскольку ею не представлены правоустанавливающие документы на жилое помещение по адресу: ..., кроме того, с учетом данного жилого помещения уровень обеспеченности истца жилой площадью составляет 36 кв.м., что превышает учетную норму. Обратившись 02.08.2016 к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, Корякина Т.В. также получила письменный отказ от 07.09.2016 №. С учетом уточнения исковых требований Корякина Т.В. просила признать незаконным распоряжение ответчика № от 25.04.2014, обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Талицкого городского округа с 01.04.2014, признать незаконным письменный отказ в предоставлении жилого помещения маневренного фонда от 07.09.2016 №, обязать ответчика предоставить ей жилое помещение маневренного фонда, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере ... руб.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 12.10.2016 исковые требования Корякиной Т.В. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ответчик принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указал, что Корякина Т.В. на законных основаниях была зарегистрирована и фактически проживала с 17.04.1991 в жилом помещении по адресу: ... что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, справкой Чупинской управы администрации Талицкого городского округа от 19.02.2014 №. Доказательств того, что данное жилое помещение является ветхим, представлено не было. Полагает, что нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным требованиям, однако истец с 2010 года в жилом помещении по указанному адресу не проживает. Также указал, что жилое помещение, где зарегистрирован истец, в установленном законом порядке не было признано непригодным для проживания, Корякина Т.В. с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обращалась. Считает, что представленный истцом акт обследования дома от 19.07.2016, составленный ООО «Строительное управление-6», не может являться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, поскольку указанная организация не имеет допуска к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя за составление настоящих возражений в размере ... руб.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительной причины неявки не представили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений, телефонограммы в адрес истца, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 01.04.2014 Корякина Т.В. обратилась в Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на ветхость занимаемого ею жилья.
К заявлению истцом были приложены: справка о регистрации по месту жительства от 19.02.2014 №, копия паспорта, справка о заключении брака от 03.03.2014, копия свидетельства о смерти от 03.03.2014, справка БТИ и РН от 04.12.2013 №, уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 25.03.2014 №, копия пенсионного удостоверения от 21.06.2013 №, справка серии № от 23.11.2013, справка администрации Чупинской управы Талицкого городского округа от 19.03.2014 №.
Распоряжением начальника Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 25.04.2014 № Корякиной Т.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учитывая, что уровень ее обеспеченности общей площадью на одного человека составляет 36,0 кв.м., что более учетной нормы, а также поскольку не представлены правоустанавливающие документы на жилое помещение по адресу: ....
Разрешая требования истца об оспаривании указанного выше распоряжения и возложении на ответчика обязанности поставить истца на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такой критерий принятия на учет как «обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы» предусмотрен в отношении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, собственников жилых помещений, а также членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения. В связи с тем, что истец к указанной категории граждан не относится, отказ в принятии на учет по мотиву обеспеченности жилой площадью более учетной нормы является незаконным. Отказ в принятии на учет в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на жилое помещение по адресу: ... суд также нашел неправомерным, поскольку он не содержит наименование (перечень) непредставленных документов, у истца какие-либо правоустанавливающие документы на указанное жилое помещение отсутствуют. И поскольку с заявлением о принятии на учет истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, так как они постановлены с неправильным применением норм материального права.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 24.05.2013 № утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Талицкого городского округа", получателями которой являются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления указанной муниципальной услуги, предусмотрен п. 13 вышеназванного Административного регламента, согласно которому заявитель предоставляет, в том числе, документы, подтверждающие основания владения и (или) пользования жилыми помещениями (свидетельство о государственной регистрации права, ордер, договор купли-продажи, договор социального найма и др.).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен п. 19 указанного Административного регламента, в том числе, непредставление документов или представление неполного комплекта документов, предусмотренных п. 13 Административного регламента.
Из материалов дела следует, что в качестве документов, подтверждающих основания владения и пользования жилым помещением, в котором зарегистрирована Корякина Т.В., ею были представлены только справка о регистрации по месту жительства от 19.02.2014 №, а также справка администрации Чупинской управы Талицкого городского округа от 19.03.2014 №, согласно которым Корякина Т.В. с 17.04.1991 одна зарегистрирована по адресу: ... в квартире, предоставленной ....
Основанием выдачи указанных справок явилась похозяйственная книга, согласно которой Корякина Т.В. зарегистрирована по указанному адресу в качестве главы семьи, общая площадь квартиры составляет 36 кв.м. Иных документов при обращении к ответчику 01.04.2014 истцом представлено не было.
При этом, решением Думы Талицкого городского округа от 19.12.2013 № 113 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории Талицкого городского округа», учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности распоряжения Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 25.04.2014 № являются ошибочными, поскольку оно принято в соответствии с положениями ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п.п. 13, 19 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Талицкого городского округа".
Представленные в суд первой инстанции дополнительные документы, в том числе, справка Камышловской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» от 31.10.2014 №, согласно которой подтвердить выдачу жилого помещения по адресу: ... невозможно, так как архив в дистанции пути не сохранился, ордера в тот период не выдавались; справка Чупинской управы администрации Талицкого городского округа от 17.03.2015 №, о том, что в архиве Чупинской управы документы об основании регистрации Корякиной Т.В. по адресу ... не сохранились; справка Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа от 16.10.2014 № о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: ... реестре муниципальной собственности Талицкого городского округа не значится, не являются основанием для признания незаконным распоряжения от 25.04.2014. Указанные документы при обращении к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма истцом не подавались и при принятии оспариваемого распоряжения не учитывались. Вместе с тем, указанные обстоятельства не препятствуют истцу обратиться с таким заявлением к ответчику повторно, предоставив вышеназванные документы.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении жилого помещения маневренного фонда от 07.09.2016 № и возложении обязанности предоставить жилое помещение маневренного фонда, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении жилого помещения, в котором истец зарегистрирован по месту жительства, установлена необходимость проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленным законодательством. Более того, Корякина Т.В. не является собственником либо нанимателем указанного жилого помещения, поэтому не относится к числу лиц, на основании заявления которых выносится заключение Межведомственной комиссии.
С указанными выводами судебная коллегия также не может согласиться, поскольку они противоречат как нормам права, так и материалам дела.
Из материалов дела следует, что 02.08.2016 Корякина Т.В. обратилась с заявлением на имя начальника Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа о предоставлении ей жилого помещения в общежитии, служебного жилого помещения по тем основаниям, что нет своего жилья, прежнее жилье считается ветхим.
К указанному заявлению был приложен акт от 19.07.2016 № обследования технического состояния жилого дома для определения работоспособности конструкций по адресу: ..., составленный ООО «Строительное управление № 6», согласно которому дом по указанному адресу находится в очень ветхом состоянии, дальнейшее проживание в нем представляет угрозу жизни и здоровью людей, проведение ремонта дома представляется нецелесообразным.
Письмом начальника Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 07.09.2016 № истцу указано на невозможность предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда (жилое помещение маневренного фонда) в связи с непредставлением документов, подтверждающих тот факт, что жилое помещение, в котором истец ранее проживал, является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а именно, не приложено соответствующее заключение комиссии. Одновременно истцу разъяснено право на повторное обращение с аналогичным заявлением в случае предоставления заключения комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения.
В соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Постановлением Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 10.09.2015 № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде на территории Талицкого городского округа".
Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления указанной муниципальной услуги, предусмотрен п. 20 подраздела № 6 вышеназванного Административного регламента, согласно которому заявитель предоставляет, в том числе, иные документы с учетом конкретных обстоятельств (документы, подтверждающие факт обращения взыскания на жилое помещение, договор кредитования, займа, документы, подтверждающие факт, что единственное жилое, находящееся в собственности помещение, стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств и т.п.).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен п. 25 подраздела 10 указанного Административного регламента, в том числе, непредставление или представление не в полном объеме необходимых документов, предусмотренных в п. 20 Административного регламента.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение).
В силу п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, оценка соответствия помещения установленным требованиям и принятие решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, производятся не только на основании заявления собственника или нанимателя помещения, но и иного правообладателя либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (п. 42 Положения).
При этом, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, является только основанием для обращения в межведомственную комиссию, которое в силу п. 45 Положения представляется по месту нахождения жилого помещения вместе с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания.
Между тем, сведения об обращении истца с соответствующим заявлением для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения, а также о принятии такой комиссией заключения о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями, либо о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, отказом ответчика от 07.09.2016 какие-либо жилищные права Корякиной Т.В., учитывая необходимость соблюдения установленного законом порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не нарушены, а судебной защите в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит лишь нарушенное либо оспариваемое право.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Более того, согласно ст. ст. 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении иска Корякиной Т.В. ее заявления о взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 12.10.2016 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Корякиной Т.В. к Управлению топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа об оспаривании отказа в принятии на учет, об оспаривании отказа в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения маневренного фонда, компенсации судебных расходов отказать.
Председательствующий: Ю.П. Москаленко
Судьи Е.В. Кайгородова
О.В. Ильина