Решение по делу № 2-567/2024 (2-7759/2023;) от 15.09.2023

Дело № 2-567/2024

Решение

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                  26 февраля 2024 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Л.Н.Главатских,

при секретаре И.З.Нутфуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курчатовского района г. Челябинск в интересах Попова ФИО9 к ОСФР по Челябинской области о признании незаконным решения, выплате пенсии за прошлый период,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курчатовского района г. Челябинск обратился в суд с уточненным иском в интересах Попова ФИО10 к ОСФР по Челябинской области о признании незаконным решения от 27.02.2023г., выплате пенсии за прошлый период с 02.01.2022г. по 29.06.2023г.

В обоснование иска указал, что решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21.10.2022г. на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность по назначению Попову Е.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 02.01.2022г. Решением ОСФР по Челябинской области от 21.02.2023г. во исполнении решения суда назначена досрочная страховая пенсия по старости Попову Е.В. с 02.01.2022г. Однако решением ОСФР по Челябинской области от 27.02.2023г. выплата пенсии прекращена с 02.01.2022г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ в связи с утратой истцом права. Полагает действия ответчика не законными, нарушающими его право на своевременное пенсионное обеспечение.

Истец Попов Е.В. и его представитель в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.

Помощник прокурора Успанов Д.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Груздева А.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица ПАО «Южно-Уральский никелевый комбинат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.12.2021г. Попов Е.В. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 06.05.2022г. в назначении досрочной пенсии отказано, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. В его специальный стаж не зачтен период работы по Списку № 2 20.06.2007г., с 16.02.2009г. по 28.02.2009г., с 02.03.2009г. по 31.03.2009г., с 24.02.2011г. по 01.03.2011г., с 01.04.2013г. по 28.01.2016г. (за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы), с 23.01.1996г. по 31.12.1996г., поскольку работодателем сведения представлены без кода льготы, а также не подтверждена полная занятость на льготной работе. Данное решением было истцом обжаловано в суд. Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21.10.2022г., вступившим в законную силу 29.11.2022г. исковые требования Попова Е.В. о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 02.01.2022г. удовлетворены частично. В специальный стаж Попову Е.В. включены периоды работы с 23.01.1996г. по 14.04.1996г., с 18.04.1996г. по 22.05.1996г., с 24.05.1996г. по 01.06.1996г., с 03.06.1996г. по 04.07.1996г., с 11.07.1996г. по 01.09.1996г., с 05.09.1996г. по 09.09.1996г., с 27.09.1996г. по 24.11.1996г., с 01.04.2013г. по 21.04.2014г., с 24.04.2014г. по 27.04.2014г., с 29.04.2014г. по 21.08.2014г., с 23.08.2014г. по 11.11.2014г., с 14.11.2014г. по 29.12.2014г., с 31.12.2014г. по 28.01.2016г. Кроме того, в решении суда указано, что на дату обращения за назначением пенсии 02.01.2022г. истец достиг необходимого возраста 56 лет, величины ИПК 69,638, продолжительности страхового стажа более 35 лет, с учетом спорных периодов продолжительность специального стажа по Списку № 2 является достаточной для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, пришел к выводу о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 02.01.2022г.

Во исполнение решения суда от 21.10.2022г. ОСФР по Челябинской области от 21.02.2023г. Попову Е.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 02.01.2022г. бессрочно.

27.02.2023г. ОСФР по Челябинской области принято решение об устранении ошибки ввиду неправильного применения норм действующего законодательства в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 400-ФЗ.

Решением ОСФР по Челябинской области от 27.02.2023г. Попову Е.В. прекращена выплата пенсии с 02.01.2022г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ.

Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 22 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Закона правила обращения за указанной пенсией и ее назначением, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014г. № 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения…, в силу пунктов 18 и 19 которых граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (п. 18).

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п.19).

В соответствии с п. 22 Правил, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Согласно п. 23 Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что если истец в установленном законе порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в данном Законе содержатся аналогичные нормы.

Из приведенного нормативного правового регулирования, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом ПФР. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию- с момента возникновения такого права.

Указанная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.12.2020г. № 16-КГ20-24-К4.

Из материалов дела следует, что работодателем 24.03.2022г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды откорректированы и отражены на индивидуальном счете истца без кодов досрочного пенсионного обеспечения, в результате чего продолжительность специального стажа Попова Е.В. с учетом решения Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21.10.2022г. составила 09 лет 10 месяцев 25 дней при требуемом 10 лет. При этом из подсчета специального стажа исключены периоды с 01.01.1997г. по 03.01.1997г., с 01.04.1997г. по 02.04.1997г., с 01.05.1997г. по 29.05.1997г., с 01.01.1997г. по 28.02.1997г., с 01.03.1997г. по 31.03.1997г.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно положениям подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 02.01.2022г. установлено Попову Е.В. вступившим в законную силу решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21.10.2022г., отсутствием виновных действий истца, приведших к неправомерному назначению пенсии, суд приходит к выводу о признании незаконным и отмене решения ОСФР по Челябинской области от 27.02.2023г. о прекращении выплаты пенсии с 02.01.2022г.

Поскольку из материалов дела следует, что решением ответчика Попову Е.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 30.06.2023г., а в период с 16.03.2023г. по 29.06.2023г. ему была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности на основании справки , суд приходит к выводу о возложении обязанности на ОСФР по Челябинской области произвести Попову ФИО11 выплату досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 02.01.2022г. по 29.06.2023г. с учетом выплаченной пенсии по инвалидности в период с 16.03.2023г. по 29.06.2023г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Курчатовского района г. Челябинск в интересах Попова ФИО12 к ОСФР по Челябинской области о признании незаконным решения, выплате пенсии за прошлый период, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение ОФСР по Челябинской области от 27.02.2023г. о прекращении выплаты пенсии с 02.01.2022г.

Обязать ОСФР по Челябинской области произвести Попову ФИО13 выплату досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 02.01.2022г. по 29.06.2023г. с учетом выплаченной пенсии по инвалидности в период с 16.03.2023г. по 29.06.2023г.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца после изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Л.Н.Главатских

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2024г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-567/2024 (2-7759/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Евгений Владимирович
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска
Ответчики
ОСФР РФ по Челябинской области
Другие
ПАО «Южно-Уральский никелевый комбинат»
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Главатских Лариса Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.01.2024Предварительное судебное заседание
08.02.2024Предварительное судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
26.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее