УИД № 79RS0002-01-2020-008468-32
Дело № 2а-3296/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Бережному Владиславу Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО обратилась в суд с административным иском к Бережному В.В. о взыскании обязательных платежей, мотивируя тем, что на налоговом учёте состоит в качестве налогоплательщика Бережной В.В.
По сведениям Управления Росреестра по ЕАО в собственности Бережного В.В. находится недвижимое имущество: жилой дом по адресу: <адрес>. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц № со сроком исполнения не позднее 01.12.2017. До настоящего времени задолженность по налогу не уплачена.
Согласно выписке из ЕГРИП налогоплательщик состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 30.06.2005 по 01.02.2016. В связи с неуплатой налогов в установленный срок, в адрес налогоплательщика, направлено требование № от 09.04.2019 об уплате пени по налогу на имущество в общей сумме 21,77 руб., задолженности по пени на недоимку по страховым взносам в общей сумме 16358,22 руб. В связи с частичной оплатой по данному требование, задолженность составила: пени по налогу на имущество в сумме 17,16 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 2554,54 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 2937,96 руб. Требования в полном объеме не исполнены, задолженность не погашена.
Срок на подачу заявления о взыскании задолженность пропущен.
Просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с Бережного В.В, взыскать с него пени по налогу на имущество в сумме 17,16 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме 2554,54 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 2937,96 руб., всего взыскать 5509,66 руб.
На основании приказа ФНС России № ЕД-7-4/639 от 07.09.2020 внесены изменения в приказ ФНС России № ЕД-7-4/587 от 17.08.2020, ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО, Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО считаются реорганизованными путем присоединения к УФНС России по ЕАО с 14.12.2020.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по ЕАО не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Бережной В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, и, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Бережной В.В. состоял на учете в МИФНС России № 1 по ЕАО, является плательщиком налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно выписке из ЕГРИП Бережной В.В. не является индивидуальным предпринимателем.
Из налогового уведомления № от 26.07.2017 усматривается, что за 2014-2016 г.г. сумма налога на имущество физических лиц составила 235 руб. и должна была быть уплачена ответчиком не позднее 01.12.2017.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на сумму недоимки начислены пени и в адрес налогоплательщика направлено требование № от 09.04.2019 об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 21,77 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 420,26 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2937,96 руб., со сроком исполнения до 21.05.2019.
Данные требования не исполнены, в связи с чем, было подано административное исковое заявление.
В силу положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей ст. 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом (абз. 1 п. 2).
Требование о взыскании обязательных платежей за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3).
Аналогичные требования установлены в ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Доказательств того, что налоговый орган обращался с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов и мировым судьёй выносилось определение об отмене судебного приказа, не представлено.
Срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением истек 21.11.2019, в суд административное исковое заявление направлено почтой 03.11.2020, с пропуском установленного Налоговым кодексом РФ срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, обосновав большой загруженностью работников налогового органа.
В соответствии с п. 5.1.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая изложенное, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, не представлено, суд считает, что административным истцом установленный законом срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления пропущен по неуважительной причине, оснований для восстановления срока не имеется.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч. 5 ст. 138 КАС РФ).
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания налога, пени, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по налогу, пени утрачена, ввиду чего требования УФНС России по ЕАО удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 138, 174-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Бережному Владиславу Владимировичу о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2020