«<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г.Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Урбаш С.В., при секретаре Тлеужановой Б.Е., с участием:
представителя административного ответчика (дов-ть 12.05.2020) Петренко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жаркова <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области», призывной комиссии Северного административного округа г.Оренбурга о признании незаконным и отмене решения комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Жарков В.Д. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Северного административного округа г.Оренбурга указав, что решением комиссии он был признан годным к военной службе и призван на военную службу. Ссылается, что при прохождении медицинского освидетельствования он предъявлял жалобы на состояние здоровья, но они были проигнорированы. Комиссии было сообщено, что у него искривление носовой перегородки, насморк, аллергические реакции, проблемы с дыханием, хрипы, утомляемость, отечность, боли в ногах, признаки плоскостопия, быстрый износ обуви. Полагает, что указанные симптомы являлись основанием к определению ему категории годности «В»- ограниченно годен к военной службе, по п. «б» ст. 49, п. «в» ст. 52, п. «в» ст. 68 Расписания болезней (Приложение №1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе") и ему должно было быть выдано направление на медицинское обследование. При этом, категория «В» является основанием для освобождения от призыва по пп. «а» п.1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Дополнительно ссылается на п.13 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", абз.3 п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе". Считает указанные обстоятельства, нарушающими его права и интересы, просит признать решение призывной комиссии Северного административного округа г.Оренбурга незаконным и отменить.
Определением от 10.07.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», определением от 18.08.2020 года ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» было привлечено в качестве административного ответчика.
Административный истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФКУ Военный комиссариат Оренбургской области» Петренко В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что призывная комиссия Северного административного округа г.Оренбурга была сформирована на время весеннего призыва 2020 года, в настоящее время призыв окончен, комиссия расформирована и не действует. Такого юридического лица, как военный комиссариат Северного округа г.Оренбурга не существует.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 218 КАС РФ «1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».
Согласно ст. 226 КАС РФ «8. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. 9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. 10. В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания. 11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)».
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Из статьи 25 Закона следует, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 30.03.2020 N 232 "О призыве в апреле - июле 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено: «1. Осуществить с 1 апреля по 15 июля 2020 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") призыву на военную службу, в количестве 135 000 человек. 3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и призывным комиссиям обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации».Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 30.03.2020 года 97-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 22.05.2020 года №130-р, был утвержден состав призывных комиссий для проведения весеннего призыва 2020 года граждан Российской Федерации на военную службу и альтернативную гражданскую службу в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области".
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В обоснование заявленных требований, административный истец ссылается на допущенные в отношении него нарушения:
- п. «б» ст. 49, п. «в» ст. 52, п. «в» ст. 68 Расписания болезней (Приложение <Номер обезличен> к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"), которым предусмотрено:
п. «б» ст.49 - полипозные синуситы; гнойные синуситы с частыми обострениями; последствия оперативных вмешательств на пазухах носа с выраженным анатомическим и косметическим дефектом – 1 графа «В», 2 графа «В», 3 графа «Б» («В»-ИНД),
п. «в» ст.52 – бронхиальная астма легкой степени, а также при отсутствии симптомов в течение 5 лет и более при сохраняющейся измененной реактивности бронхов – 1 графа «В», 2 графа «В», 3 графа «Б»,
п. «в» ст.68 - плоскостопие и другие деформации стопы с незначительным нарушением функций – 1 графа «В», 2 графа «В», 3 графа «Б».
- пп. «а» п.1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которым предусмотрено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане: а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
- п.13 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", которым предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
- ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которой предусмотрено, в том числе:
«1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию».
- абз.3 п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", которым предусмотрено, что по завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Как указывает административный истец, нарушение выразилось в том, что его жалобы и симптомы имеющихся заболеваний были проигнорированы, направление на медицинское обследование выдано не было, в связи с чем, он был необоснованно признан годным к военной службе.
Из материалов личного дела призывника следует, что административному истцу, решением призывной комиссии от <Дата обезличена> была предоставлена отсрочка от призыва в связи с обучением до <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> административный истец обратился к военному комиссару Северного округа г.Оренбурга с заявлением о его призыве в ряды ВС РФ до окончания отсрочки по учебе (<Дата обезличена>, в связи с досрочным окончанием обучения.
22.06.2020 года административный истец прошел полное медицинское освидетельствование и был признан годным к военной службе (ст.13д, категория годности «Б», п.п.3 (6-10).
Из листа медицинского освидетельствования от <Дата обезличена>, при этом, зафиксированы жалобы административного истца на снижение веса. Поставлен диагноз: «Пониженное питание», ст.13д, категория годности «Б», п.п.3 (6-10).
Иных жалоб Жаркова В.Д. и каких-либо оснований для направления административного истца на медицинское обследование, из материалов личного дела призывника не усматривается.
Исходя из указанного, решением призывной комиссии Северного административного округа <...> от <Дата обезличена> (протокол <Номер обезличен>), Жарков В.Д. был признан годным (ст.13д, категория годности «Б», п.п.3 (6-10)) и призван на военную службу.
Письмом ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» от <Дата обезличена> Жарков В.Д. был уведомлен о зачислении в команду 43Р и ему было предложено временно убыть по месту жительства и прибыть на областной сборный пункт в 08.30 <Дата обезличена>, куда, как следует из дальнейших обстоятельств дела, он не явился, направив <Дата обезличена> данный административный иск в Дзержинский районный суд <...>.
Анализируя представленные доказательства исходя из приведенных норм закона, суд приходит к следующему:
Из содержания ст.227 КАС РФ следует, что требования административного истца о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и, одновременно, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и, в случае признания таких требований обоснованными, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению».
Как видно из материалов личного дела призывника, Жарков В.Д. самостоятельно обратился в в ВК с заявлением о досрочном призыве, каких-либо жалоб, свидетельствующих о наличии заболеваний, препятствующих призыву не предъявлял, о наличии заболеваний не сообщал, таких заболеваний при полном и всестороннем медицинском освидетельствовании выявлено не было. Однако, после принятия положительного решения, призывник на сборный пункт не явился, о причинах неявки не сообщил, сведений об уважительности причин неявки, в том числе, по заболеванию, не представил.
Соответственно, доводы о нарушении его прав и интересов со стороны административного ответчика являются несостоятельными.
Кроме того, как усматривается из положений закона и обстоятельств дела, весенний призыв 2020 года окончен, призывная комиссия, сформированная на период призыва, закончила свою деятельность, административный истец на военную службу не призван и в войска не направлен. Соответственно, решение от <Дата обезличена>, которое, в силу закона, не может быть реализовано по окончании соответствующего призыва, утратило свою силу и не может нарушать прав и интересов административного истца.
В связи с чем, исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2020 ░░░░ (░░░░░░░░ №9), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░>1 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>