Решение по делу № 2-2386/2022 от 16.06.2022

Дело № 2-2386/2022

39RS0004-01-2021-000047-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Нагаевой Т.В.

при секретаре Лалетиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Калининграда в интересах Российской Федерации, и неопределенного круга лиц к ОАО «Завод ЖБИ-2», ТУ Росимущества в Калининградской области о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ в защитном сооружении гражданской обороны

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой г. Калининграда проведена проверка деятельности ОАО «Завод ЖБИ-2» по исполнению законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны. В соответствии п. 2, 3, 4 правил Постановления Правительства РФ от 16.08.2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказа МЧС России от 28.11.2016 г. № 652 дсп «Об утверждении показателей для отнесения организации к категориям по гражданской обороне», ООО «Завод ЖБИ-2» относится к 2-ой категории гражданской обороны. Проверкой установлено, что на территории ООО «Завод ЖБИ-2» отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны. Согласно полученной информации договоры на использование ЗС ГО в целях укрытия ООО «Завод ЖБИ-2» с иными предприятиями (организациями) не заключало. Кроме того, 17.11.2020 г. в адрес ОАО «Завод ЖБИ-2» внесено представление о выявлении нарушений федерального законодательства в данной сфере, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, отсутствие ЗС ГО при наличии потребности в них; отсутствие договоров с подрядчиками на строительство ЗС ГО, в том числе быстровозводимых, отсутствие договорных отношений с иными предприятиями (организациями) на использование ЗС ГО является нарушением требований ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в части неисполнения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804, в части отсутствия убежища для защиты работников наибольшей работающей смены предприятия. Прокуратура города просила обязать ОАО «Завод ЖБИ-2», расположенное по адресу: <адрес>, в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны.

В ходе рассмотрения дела прокурор г. Калининграда уточнил исковые требования и просил обязать ОАО «Завод ЖБИ-2», расположенное по адресу: <адрес>, в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, путем обеспечения ООО «Завод ЖБИ-2» защитным сооружением гражданской обороны, соответствующим предъявленным требованиям и готовым к приему укрываемых.

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 29.04.2021 года по делу № 2-812/2021 суд обязал ОАО «Завод ЖБИ-2» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны путем обеспечения ОАО «Завод ЖБИ-2» защитным сооружением гражданской обороны, соответствующим предъявляемым требованиям и готовым к приему укрываемых.

Апелляционным определением Калининградского областного суда от 10.11.2021 года решение Московского районного суда г. Калининграда от 29.04.2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2022 года решение Московского районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10 ноября 2021г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ходе нового рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, указав, что в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» содержатся сведения о защитном сооружении гражданской обороны № 46 Кл/у-40, КН: , расположенном по адресу: <адрес>, составляющем имущество государственной казны РФ. В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Как следует из паспорта убежища № 46 Кл/у-40 ОАО «Завод ЖБИ-2» является организацией, эксплуатирующей убежище. Согласно паспорту убежища № 46 Кл/у-40 эксплуатирующей организацией приняты: 5 дверей ДУ-IV-3, 3 двери ДУ-I-7, 1 ставня СУ-I-I, 1 ставня СУ-IV-I-I; система вентиляции – 12 насосов СД 50/10; система отопления - стальные гладкие трубы, проложенные по стенам; система энергоснабжения – осветительный щиток СМ-9442, лампы рабочего и ремонтного освещения, система водоснабжения – 3 резервуара для запаса воды; система канализации – 2 умывальника, 3 унитаза, 1 писуар. Отметок о ненадлежащем состоянии указанных объектов в паспорте убежища № 46 Кл/у-40 не имеется.

Специалистами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области было проведено обследование затопленного защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) № 46-Кл/у-40, расположенного по адресу: <адрес>. Для обследования затопленного ЗС ГО потребовалась откачка воды из помещений сооружения. Обследование проводилось при уровне воды в 1-1,2 м. Выявлено, что убежище № 46 Кл/у-40 не соответствует требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, к использованию по предназначению не готово. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования защитных сооружений по их прямому назначению.

С учетом сведений, указанных в паспорте убежища № 46 Кл/у-40, способом защиты нарушенного права неопределенного круга лиц и РФ со стороны ОАО «Завод ЖБИ-2» является восстановление положения, существовавшего до нарушения права в части работ по проведению капитального ремонта дверей, ставней, систем вентиляции, отопления, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, поскольку в паспорте убежища эксплуатируемой организации – ОАО «Завод ЖБИ-2» данные системы приняты в рабочем состоянии. Способом защиты нарушенного права неопределенного круга лиц и РФ со стороны ТУ Росимущества по области является принуждение к исполнению обязанности в натуре в части проведения капитального ремонта строительных конструкций (перегородок, полов, лестниц); окрашивания помещения защитного сооружения.

Прокурор проситлобязать ОАО «Завод ЖБИ-2» в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в защитном сооружении гражданской обороны № 46 Кл/у-40, расположенном по адресу: <адрес>:

- завести документацию – журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкцию о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схему эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов, разместить указанную документацию в защитном сооружении гражданской обороны:

- выполнить капитальный ремонт защитно-герметических и герметических дверей (и ставней);

- ликвидировать текущее затопление защитного сооружения гражданской обороны, восстановить отвод сточных вод;

- выполнить капитальный ремонт фильтро-вентиляционных установок (ЭРБ-72-2, ЭРВ-49), герметических клапанов (ГК-200, ГК-400), противовзрывных устройств (УЗС-8, МЗС), заменить фильтры-поглотители;

- выполнить ремонт электропроводки и электроприборов;

- выполнить ремонт систем канализации, водоснабжения и теплоснабжения, ремонт коммуникаций и замену санитарных приборов и устройств;

- выполнить ремонт насосов (СД 50/10);

- выполнить ремонт резервуаров запаса питьевой воды;

- разместить в защитном сооружении гражданской обороны первичные средства пожаротушения;

- назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета защитного сооружения гражданской обороны, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

- создать и оснастить звено (группу) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны;

- создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий в следующем количестве:

наименование имущества

единица измерения

результата

расчета на

300 человек

1

бинт марлевый медицинский нестерильный, 7м х 14 см

шт.

45

2

бинт марлевый медицинский стерильный, 5м х 10 см

шт.

75

3

бинт марлевый медицинский стерильный, 7м х 14 см

шт.

45

4

воротник-шина шейная для взрослых

шт.

45

5

воротник-шина шейная для детей

шт.

15

6

дыхательный мешок для проведения искусственного дыхания (однократного применения)

шт.

15

7

жгут кровоостанавливающий матерчато-эластичный

шт.

90

8

жгут кровоостанавливающий резиновый

шт.

45

9

лейкопластырь бактерицидный (не менее 1,9 см х 7,2 см)

шт.

75

10

лейкопластырь рулонный (не менее 2 см х 5 м)

шт.

30

11

маска медицинская нестерильная трехслойная из нетканого материала с резинками или завязками

шт.

150

12

ножницы для разрезания повязок по Листеру

шт.

15

13

носилки медицинские мягкие бескаркасные

шт.

30

14

очки или экран защитный для глаз

шт.

15

15

пакетик гипотермический (не менее 140 г)

шт.

150

16

пакет перевязочный медицинский стерильный, с эластичным бандажом с двумя тканевыми подушками

шт.

90

17

перчатки медицинские нестерильные, смотровые (не менее М)

шт.

300

18

повязка разгружающая для верхней конечности

шт.

60

19

покрывало спасательное изотермическое (не менее 160 см х 200 см)

шт.

90

20

салфетка антисептическая из нетканого материала с перекисью водорода

шт.

300

21

салфетка антисептическая из нетканого материала спиртовая (не менее 13 см х 18 см)

шт.

200

22

салфетка марлевая медицинская стерильная (не менее 14 см х 16 см, № 10)

шт.

30

23

салфетка марлевая медицинская стерильная (не менее 45 см х 29 см, № 5)

шт.

15

24

средство из нетканого материала с раствором аммиака

шт.

150

25

средство перевязочное гелевое для инфицированных ран стерильное санилокаином и мирамистином или йодовидоном, туба (не менее 20 г)

шт.

150

26

средство перевязочное гемостатическое стерильное на основе цеолитов или алюмосиликатов кальция и натрия или гидросиликата кальция (не менее 50 г)

шт.

45

27

средство перевязочное гидрогелевое противоожоговое стерильное с охлаждающим и обезболивающим действием, салфетка (не менее 20 см х 24 см)

шт.

45

28

устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот» одноразовое пленочное

шт.

30

29

шина имобилизационная (заготовка шины) однократного применения (длиной не менее 60 см)

шт.

45

30

маркер перманентный черного цвета

шт.

15

31

мешок полиэтиленовый с зажимом (не менее 20 см х 25 см)

шт.

75

Обязать ТУ Росимущества в Калининградской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в защитном сооружении гражданской обороны № 46 Кл/у-40, расположенном по адресу: <адрес>:

- капитальный ремонт строительные конструкции;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны местами для сидения и лежания;

- выполнить окрашивание помещения защитного сооружения гражданской обороны.

Помощник прокурора г. Калининграда Мельникова П.Г. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить требования с учетом уточнений. Пояснила, что состояние защитного сооружения в данный момент ненадлежащее, не готовое к приему укрываемых. В паспорте сооружения указана эксплуатирующая организация ОАО «Завод ЖБИ-2». Обязанность по содержанию готовности защитного сооружения возложена на эксплуатирующую организацию. Смогли откачать воду в убежище до уровня грунтовых вод, дальше вода не откачивается. Необходимо выполнить сток вод. ОАО «Завод ЖБИ-2» эксплуатировали и привели защитное сооружение в такое состояние, оно находится на их территории, вход в сооружение обеспечивают сотрудники предприятия ответчика. В данный момент не важно наличие, либо отсутствие категорированности мобилизационного задания, важно, что завод является эксплуатирующей организацией. Вопрос снятия с учета будет решать ГУ МСЧ России, и направление документов не означает, что сооружение снимут с учета, еще ни одно сооружение не было снято с учета за последние годы. Поскольку защитные сооружения находятся в федеральной собственности, которой управляет ТУ Росимущества, они выполняют капитальный ремонт строительной конструкции, обеспечивают местами для сидения и лежания, выполняют окрашивание. Распределяли работы исходя из сведений, указанных в паспорте защитного сооружения. Требования по имуществу, что было в надлежащем виде передано эксплуатирующей организации, возложены на ОАО «Завод ЖБИ-2». Поскольку паспорт сооружения содержит информацию о вместимости в 300 человек, сделали расчет медицинских препаратов на 300 человек.

Представитель ответчика ОАО «Завод ЖБИ-2» Бернацкая Н.А. по доверенности от 18.01.22. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, указав, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику. Завод не является эксплуатирующей организацией, поскольку данный вывод сделан только на основании паспорта сооружения, который датирован 2005 годом. Форма паспорта не предполагает описание технического состояния убежища. Договор на хранение или безвозмездное пользование данного сооружения между собственником и заводом не заключался, акт приема-передачи не подписан. Паспорт убежища не является актом приема-передачи. С 2014 года предприятие не имеет мобилизационного задания и не работает в военное время. С 2022 года губернатором утвержден новый перечень предприятий, которым присвоена категория по гражданской обороне, и завод не входит в этот перечень организаций. Пункт 1.2. Правил эксплуатации защитных сооружений не определяет, какая организация является эксплуатирующей. Собственник является эксплуатирующей организацией и бремя содержания имущества лежит на нем. Защитное сооружение не находится на их участке, находится в собственности РФ. Вся площадь сооружения находится на территории другой организации, ранее это было ЗАО «Керамзит». Водоснабжение и канализация подключались от действующих цехов ЗАО «Керамзит», а не завода «ЖБИ-2». На их территории находится только вход. Строилось сооружение для нескольких предприятий, а не только для завода. Имущество на балансе не стоит, не вошло в перечень имущества, которое было приватизировано. Безусловной обязанности содержать и эксплуатировать защитное сооружение федеральное законодательство не содержит. Изначально была недостаточная гидроизоляция. Обследование убежища происходило при его затоплении, поэтому его результаты не могут быть положены в основу решения о возможности и безопасности дальнейшей эксплуатации убежища и целесообразности его ремонта. Требуется комплексная оценка технического состояния защитного сооружения, проведенная организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, и выдающей техническое заключение. Наличие коррозии и трещин уже свидетельствует о снижении прочностных характеристик бетонных изделий. В связи с высоким процентом износа проводить ремонт нецелесообразно. Нет смысла в затратных мероприятиях, поскольку сооружение попало в список сооружений, готовящихся к списанию с учета в связи с отсутствием потребности в данных сооружениях органов государственной и муниципальной власти. По паспорту сооружения оно предназначено для укрытия товарно-материальных ценностей. ФИО4 предыдущий директор завода пояснил, что не помнит, подписывал паспорт или нет.

Представила Отзыв на исковое заявление, указав, что ОАО «Завод ЖБИ-2» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, т.к. не имеет статус организации, эксплуатирующей ЗС ГО. Отнесение истцом ОАО «Завод ЖБИ-2» к организации, эксплуатирующей ЗС ГО №46КЛ/у-40, со ссылкой на ч.2 п. 1.2. Правил эксплуатации защитного сооружения, утв. Приказом МЧС РФ № 583 от 15.12.2002 и паспорт ЗС ГО от 2005, считают необоснованным. Из действующей редакции ч.2 п.1.2 Правил: «Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (приложение № 6).» не следует вывод о том, что паспорт ЗС ГО заверяет организация, эксплуатирующая сооружение. Ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", устанавливающие обязанности организаций в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые ссылается истец в обоснование исковых требований, не содержат без условную обязанность для организаций по созданию, эксплуатации и содержанию ЗС ГО. Ссылку истца на п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороты, утв. Постановлением Правительства РФ N 1309 от 29.11.1999, считают некорректной, т.к. указанный нормативный акт определяет порядок создания объектов гражданской обороны и распространяет свое действие на организации, определенные п. 3 Порядка №1390 (организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне и имеющие мобилизационные задания (заказ)). Завод к указанной категории организаций не относится. Ранее заводом в материалы дела представлены письма отдела по мобилизационной подготовке Правительства Калининградской области от 10.07.2014г. №127/24 и 26.04.21г. №79/26-01, свидетельствующие что ОАО «Завод ЖБИ-2» не имеет мобилизационного задания. Завод не включен в Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Калининградской области, утвержденный губернатором Калининградской области 01.06.2022 года. Таким образом, ОАО «Завод ЖБИ-2» не является предприятием, работающим в военное время, и согласно положениям Порядка №1390 не имеет обязанности создавать и содержать ЗС ГО для укрытия работающей смены. В этой связи реальная необходимость в наличии ЗС ГО у предприятия отсутствует. Из пояснений представителя истца в ходе предварительного судебного заседания следует, что ЗС ГО №46КЛ/у-40 предназначено для укрытия в военное время городского населения, проживающего рядом с заводом. Однако, нормы законодательства в области гражданской обороны, обязывающие коммерческое предприятие создавать, эксплуатировать и обеспечивать сохранность сооружения ГО в целях укрытия жителей города в период военных действий, отсутствуют. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 22.03.2016 правообладателем ЗС ГО №46-КЛ/у-40 является Российская Федерация. В обоснование исковых требований в отношении завода истец ссылается на ст. 891 ГК РФ, однако договор на хранение или безвозмездное пользование между собственником и заводом, в которым определены права и обязанности ОАО «Завод ЖБИ-2» в отношении ЗС ГО № 4оКЛ/у-40, не заключался. Акт приема-передачи заводу ЗС ГО не составлялся. Наличие паспорта ЗС ГО не подтверждает факт передачи сооружения предприятию. Паспорт ЗС ГО силу передаточного акта не имеет. Кроме того, форма паспорта ЗС ГО не предполагает описание технического состояния железобетонных конструкций и систем жизнеобеспечения ЗС ГО, поэтому отсутствие каких- либо отметок в паспорте не свидетельствует о надлежащем техническом состоянии сооружения на момент изготовления паспорта. Таким образом, факт передачи в эксплуатацию ОАО «Завод ЖБИ-2» ЗС ГО № 46КЛ/у-40 считают недоказанным. Согласно п. 1.7 Правил эксплуатации готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организации, на учете которых они находятся. В системе учета ОАО «Завод ЖБИ-2» ЗС ГО № 46КЛ/у-40 не состоит. В этой связи возложение на ОАО «Завод ЖБИ-2» каких-либо обязанностей по содержанию и ремонту сооружения ГО считают незаконным и нарушающим права и законные интересы юридического лица в экономической деятельности. Исковые требования основаны на результатах обследования ЗС ГО, проведенного специалистами управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области в августе 2022 года. Считают, что результаты проведенного обследования не могут являться основанием для решения вопроса о возможности проведения ремонтных работ капитального и текущего характера в ЗС ГО по следующим основаниям. Заключение по итогам проведенного обследования в материалы дела не представлено. Из письма ГУ МЧС РФ по Калининградской области от 22.08.2022 № ИВ-179-5894 следует, что полностью убежище не обследовано, т.к. откачать всю воду из сооружения оказалось технически невозможным. Обследование проводилось при уровне воды в 1-1,2 м. Обследование проведено не в соответствии с требованиями соответствующего ГОСТ 31937 -11 Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружении. По итогам данного обследования должно выдаваться техническое заключение. Указание в письме на наличие коррозии арматуры в железобетонных конструкциях, трещин стен и потолков свидетельствуют о существенном снижении прочностных характеристик сооружения, что недопустимо для укрытия. В самом письме ГУ МЧС от 22.08.2022 ИВ-179-5894 специалисты, проводившие обследование, указывают что требуется комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (рекомендуется проводить с привлечением организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности и выдающей техническое заключение.) В ходе обследования сооружения специалистами не исследована техническая возможность проведения ремонтных работ и восстановления работоспособности систем водоснабжения и канализации сооружения, учитывая, что паспортом сооружения (2005) подключение указанных систем предусмотрено от другого юридического лица - от цеха керамзитового гравия ОАО «Керамзит». Считают необходимым отметить, что в кадастровом паспорте ЗС ГО определен процент износа сооружения как 100%. Таким образом, полагают, что без надлежащего комплексного обследования ЗС ГО выполнение ремонтных работ не только не целесообразно, но и опасно, т.к. только соответствующие специалисты могут установить целесообразность и возможность проведения работ и их необходимый перечень. Из отзыва на исковое заявления ТУ Росимущество от 23.08.2022 № 39-НС- 04/5056 следует, что ответчиком в настоящее время ведется работа по списанию ряда объектов ГО, в т.ч. ЗС ГО №46КЛ/у-40 в связи с утратой защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций сооружения и отсутствием в нем потребности органов государственной и муниципальной власти. Полагают, что исковые требования противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ОАО «Завод ЖБИ-2» в экономической деятельности, т.к. незаконно возлагают на ответчика обязанность по проведению ремонтных работ защитного сооружения гражданской обороны.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в Калининградской области Гурьянова С.А. по доверенности в судебном заседании пояснила, что в отношении объекта имеется технический паспорт 2013 года, из которого следует, что на тот период времени износ здания был 100%. При осмотре было установлено, что сооружение находится в затопленном состоянии, присутствует сырость, ржавчина, кровля не подлежала осмотру, поскольку была полностью затоплена. Сооружение было в состоянии непригодном к эксплуатации. 22 марта 2016 года Росимущство получило свидетельство о праве собственности на объект, в 2016 получило кадастровый паспорт, именно как на убежище-сооружение ГУ МСЧ. В 2022 году Роимущество дало указание Территориальному управлению некоторые объекты, в том числе и данный объект, списать с учета ГУ МЧС. Был сделан запрос в ГУ МЧС со списком 27 объектов в г. Калининграде, в котором ГУ МЧС подтвердило принятие данных объектов и предоставило документы для списания. После этого сделан запрос в Министерство ЖКХ и строительства Администрации ГО, примут ли они указанные объекты на баланс, есть ли заинтересованность в них, в том числе и на данный объект, на что получен ответ, в отсутствии потребности в указанных объектах, поэтому есть все основания для списания сооружения с учета. Нет достаточных оснований полагать, что работы, которые истец предлагает провести, будут достаточны для восстановления сооружения. В 2014 году было обследование, в ходе которого выяснено, что нарушены несущие конструкции, необходимость его восстановления нецелесообразна.

Представили Отзыв на исковое заявление, согласно которому защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) - убежище № 46 Кл/у-40 с КН: 39:15:140804:869. площадью 257.6 кв.м., 1987 года ввода в эксплуатацию, расположено по адресу: <адрес>. находится в федеральной собственности (регистрация права от 22.03.2016г.). Согласно техническому паспорту инв. № 34865, составленному 04.09.2013г. при описании конструктивных элементов убежища указано на сырость, нарушение гидроизоляции, стоит вода, ржавчина перекрытий, по состоянию на 27.08.2013г. процент износа определен - 100.

Во исполнение поручения Росимущества от 26.05.2022г. Территориальным управлением совместно с Главным управлением МЧС России по Калининградской области организована работа по снятию с учета объектов ЗС ГО, расположенных на территории Калининградской области, в соответствии с положениями приказов МЧС России от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и от 29.12.2021г. № 941 «О комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны».

Во исполнение поручений центрального аппарата Росимущества, для формирования комплекта документов по снятию с учета убежища № 46 Кл/у-40 Территориальным управлением направлены обращения в ГУ МЧС России по Калининградской области, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области и Администрацию городского округа «Город Калининград».

Письмом от 15.07.2022г. № ИВ-179-519 (вх. ТУ от 15.07.2022г. № 39-6815) ГУ МЧС России по Калининградской области сообщило о том, что перечень объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и подлежащих снятию с учета в МЧС России, рассмотрен, направлен пакет документов.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области сообщило об отсутствии потребности в защитном сооружении гражданской обороны, снимаемом с учета - убежище № 46 Кл/у-40 (письмо от 04.08.2022г. № 7929/мс-1).

Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда» также сообщило об отсутствии потребности в ЗС ГО - убежище № 46 Кл/у-40. снимаемом с учета, для организаций, имеющих категорию по гражданской обороне и расположенных в радиусе 1000 м. (письмо от 29.06.2022г. № и-ГОиЧС-30-доп).

Таким образом, Территориальное управление считает, что проведение в ЗС ГО № 46 КЛ/у-40 ремонтных работ капитального характера экономически нецелесообразно в связи с утратой защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций и отсутствием в нем потребности органов государственной и муниципальной власти.

Территориальное управление считает, что истцом не обоснован перечень (объем) работ необходимых для восстановления объекта до состояния соответствующего его назначению как убежище, а также отвечает ли указанный прокурором перечень работ требованиям нормативных актов, устанавливающих критерии готовности защитных сооружений к использованию.

Представитель 3-го лица Главного управления МЧС России по Калининградской области Нимаева А.С. по доверенности от 06.04.2022г. в судебном заседании пояснила, что пакет документов на списание убежища № 46 Кл/у-40 был предоставлен Росимуществом, находится на рассмотрении, процедура занимает до 2 лет.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Исковое заявление по настоящему гражданскому делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ № 1309 установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ № 1309 создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1309 определено, что убежища, противорадиационные укрытия и укрытия создаются, в том числе для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

В соответствии п. 2,3,4 правил Постановления Правительства РФ от 16.08.2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказа МЧС России от 28.11.2016 № 652дсп «Об утверждении показателей для отнесения организации к категориям по гражданской обороне» ООО «Завод ЖБИ-2» относился к 2-ой категории гражданской обороны.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчику присвоен ОГРН 1023901647692, полное наименование организации – ОАО «Завод ЖБИ-2».

Прокуратурой г. Калининграда в сентябре - октябре 2020г. проведена проверка деятельности ОАО «Завод ЖБИ-2» по исполнению законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны (далее-ЗС ГО), предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.

По результатам проверки в адрес ОАО «Завод ЖБИ-2» заместителем прокурора города Калининграда вынесено представление от 17.11.2020 г. № 88-03-2076-2020 «Об устранении нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны».

Указанным Представлением зафиксировано, что в нарушение ч.1 ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 пост. Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» ОАО «Завод ЖБИ-2» не созданы объекты гражданской обороны, защитные сооружения гражданской обороны для наибольшей работающей смены» и предписано «в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (п.1).

В соответствии с Перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Калининградской области (секретный), согласованным с МЧС России и утвержденным 14.07.2017 г. Губернатором Калининградской области А.А. Алихановым, ООО «Завод ЖБИ-2» (ОГРН 1023901647692), являлся организацией, отнесенной ко 2 категории по гражданской обороне, что также подтверждается информационным письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 30.03.2021 г.

Ответчик указывает, что завод не включен в Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Калининградской области, утвержденный губернатором Калининградской области 01.06.2022 года.

Согласно информационному письму Мобилизационного управления Правительства Калининградской области от 22.03.2021 г. ОАО «Завод ЖБИ-2» не имеет мобилизационных зданий, установленных правительством Калининградской области.

В соответствии со ст. 6 Закона N 28-ФЗ «О гражданской обороне» разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309.

Согласно п. 2 Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 3 Порядка, убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.

Противорадиационные укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне всевозможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; транспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения); для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

В силу ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.03.2016г. на основании Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991г. собственником убежища, площадью 257,6 кв.м., КН: , расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация.

По данным Выписки от 11.07.22. № 87/9, в реестре федерального имущества значится защитное сооружение гражданской обороны – убежище № 46-Кл/у-40, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно п. 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Из Акта обследования федерального имущества – защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> от 03.04.2014г. следует, что в соответствии с планом приватизации государственного предприятия Калининградский завод железобетонных изделий № 2, утвержденным решением комитета по управлению имуществом Калининградской области от 07.12.1992г. № 287, убежище не вошло в состав приватизируемого имущества и учтено в реестре федерального имущества за № В12410008271, как имущество государственной казны РФ.

В соответствии с паспортом ЗС ГО, эксплуатирующей организацией указанного убежища является ОАО «Завод ЖБИ-2». Назначение убежища (противорадиационного укрытия) по проекту склад длительного хранения материалов.

Из паспорта ЗС ГО следует, что сооружение имеет следующие характеристики: вместимость - 300 человек, общая площадь - 230 кв. м, общий объем – 277,57 куб. м, количество входов - 2, количество аварийных выходов - 1, количество дверей и станей (с указанием марки или шифра): 5 дверей ДУ-IV-3, 3 двери ДУ-I-7, 1 ставня СУ-I-I, 1 ставня СУ-IV-I-I; класс убежища: А-III, имеются системы отопления, энергоснабжения и водоснабжения. Система вентиляции – насос СД 50/10. Теплоснабжение выполнено от теплотрассы на жилые дома. Теплоноситель – вода, темп. 105 градусов С, давление 5 атм. В качестве нагревательных приборов – стальные гладкие трубы, проложенные по стенам. Энергоснабжение выполнено по двум вводам от распределительного щита КИС-2 АОА «Завод ЖБИ-2». Напряжение сети принято 380/220 V. Силовая распределительная сеть выполнена кабелем АВВГ от силового шкафа СУ-9532-11. В качестве осветительного щитка принят щиток СМ-9442. Напряжение у ламп рабочего освещения – 220 V, ремонтное освещение 36 V. Водоснабжение от существующей сети цеха керамзитового гравия ОАО «Керамзит» диаметром 50 мм. Предусмотрен запас воды от 3-х резервуаров. Емкость 1,00 куб.м. Канализация от существующей сети фекальной канализации цеха керамзитового гравия ОАО «Керамзит». Отвод сточных вод осуществляет аварийно-приемный резервуар с последующей перекачкой насосом наружу. Умывальники – 2 шт., унитаз – 3 шт., писсуар – 1 шт. Инструмент, инвентарь и оборудование, имеющиеся в убежище согласно табеля. Дата заполнения паспорта 24.09.2005г. Ответственный представитель организации, эксплуатирующей защитное сооружение ген.директор ФИО4.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Завод ЖБИ-2» Бернацкая Н.А. пояснила, что ФИО4 ранее являлся ген.директором завода.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 299 того же Кодекса, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, а также создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 1.2 Правил от 15 декабря 2002 г. N 583, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Таким образом, с момента передачи защитного сооружения гражданской обороны ответчику на праве оперативного управления у ОАО «Завод ЖБИ-2» возникла обязанность по его надлежащему содержанию и эксплуатации.

Пункт 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 359, предусматривает, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к данному Положению).

Таким образом, отсутствие договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с учреждением, которому защитное сооружение гражданской обороны передано на праве оперативного управления, а не на ином основании, в том числе по договору безвозмездного пользования, не может служить основанием освобождения учреждения от обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации такого сооружения в соответствии с требованиями законодательства о гражданской обороне.

По правилам части 1 статьи 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

В силу пункта 2 части 2 статьи 31 данного Федерального ограничениями могут являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.

С правопреемниками приватизируемых предприятий заключался договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.

Согласно части 7 той же статьи, обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае: отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте; невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.

Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

При таком положении, лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора, данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном частью 7 статьи 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" для прекращения обременения.

С учетом выше приведенных норм права, обстоятельства принятия ответчиком мер по прекращению прав на защитное сооружение гражданской обороны сами по себе юридического значения не имеют, поскольку в отсутствие прекращения права оперативного управления имуществом не свидетельствуют о прекращении обязанности по его надлежащему содержанию согласно требованиям законодательства о гражданской обороне.

Отсутствие необходимых финансово-материальных ресурсов для содержания и эксплуатации защитного сооружения согласно нормативным требованиям основанием для освобождения данной обязанности также не является.

Согласно Техническому паспорту, составленному 04.09.2013 по состоянию на 27.08.2013 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Калининградский филиал, убежище, площадью 257,6 кв.м., 1987 года постройки, имело процент износа 32%.

Фундамент: бетонный заливной – сырость, нарушение гидроизоляции, стоит вода. Стены: железобетонные, перегородки: железобетонные монолитные, кирпичные - сырость, стоит вода. Перекрытия: чердачное: железобетонные монолитные – ржавчина, сырость. Кровля: земляная насыпь – осмотру не доступен, Полы: бетонные – осмотру не доступно, стоит вода. Проемы: окна, двери: металлические – неплотный. Отделочные работы: наружное оформление: офактурено, внутреннее оформление: побелка - загрязнение отделки. Санитарно-технические работы и электроосвещение: водоснабжение: центральное, электроосвещение: напряжение 220В, канализация: местная. Прочие работы – сырость.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитные сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Согласно п. 1.7. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.

В силу п. 1.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В ходе рассмотрения дела специалистами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области было проведено обследование затопленного защитного сооружения гражданской обороны № 46-Кл/у-40, расположенного по адресу: <адрес>.

Для обследования затопленного ЗС ГО потребовалась откачка воды из помещений сооружения. Силами выделенного пожарного расчета полностью откачать воду из защитного сооружения оказалось технически невозможным. Обследование проводилось при уровне воды в 1-1,2 м.

Выявлено, что убежище № 46-Кл/у-40 не соответствует требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, к использованию по предназначению не готово, а именно:

В нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации ЗСГО документация за исключением паспорта отсутствует, соответствующие журналы не ведутся, в ЗС ГО не размещены.

В нарушение разделов IV, V Правил эксплуатации ЗСГО не осуществляются с установленной периодичностью: оценка технического состояния ЗСГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗСГО, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций.

В нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.7 Правил эксплуатации ЗСГО не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей, защитно-герметических и герметический ставней), герметизации и гидроизоляции всего сооружения:

ЗС ГО затапливается (предположительно грунтовыми водами), на протяжении длительного времени в ЗС ГО стоит вода;

защитно-герметические и герметические двери (и ставни) под воздействием воды сильно коррозированы, механизмы задраивания неисправны, резиновые детали уплотнений нефункциональны. Дверные и ставенные коробки сильно коррозированы. Указанные двери и ставни требуют капитального ремонт или замены;

визуально наблюдается коррозия арматуры в железобетонных конструкциях потолков и стен, трещины.

Требуется комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (рекомендуется проводить с привлечением организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности и выдающей техническое заключение).

Необходимо проведение мероприятий по восстановлению защитных свойств, ликвидации текущего затопления сооружения и предотвращению угрозы дальнейшего затопления (в соответствии с пунктом 5.2.4. Правил эксплуатации ЗС ГО.

Требуется восстановление поврежденных (вследствие длительного воздействия воды и отсутствия работ, предохраняющих конструкции от преждевременного износа) строительных конструкций (капитальный ремонт).

В нарушение пунктов 3.2.11 - 3.2.25 Правил эксплуатации ЗСГО инженерно-техническое оборудование, инженерно-технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация) не содержатся в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению:

система фильтровентиляции неработоспособна, в целях восстановления исправности и ресурса системы требуется капитальный ремонт фильтровентиляционных установок (ЭРБ-72-2, ЭРВ-49), герметических клапанов (ГК- 200, ГК-400), противовзрывных устройств (УЗС-8, МЗС), у фильтров- поглотителей истек срок эксплуатации, необходима замена;

ЗС ГО отключено от энергоснабжения, электропроводка и приборы подвергшиеся длительному воздействию агрессивной среды (влажности), требуют ремонта;

системы канализации, водоснабжения и теплоснабжения неисправны, требуется ремонт коммуникаций и замена санитарных приборов и устройств. Насосы (СД 50/10) требуют ремонта или замены. Необходимо восстановление отвода сточных вод. Резервуары запаса питьевой воды требуют ремонта или замены.

В нарушение пунктов 4.9, 5.2.1, 5.2.3, 6.1.2, 6.1.4, 6а.1.2 СП 88.13330.2014 «СНиП П-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не предусмотрены места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (300 человек согласно паспорту). Примечание: Вместимость защитных сооружений определяют суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьем ярусах нар). Места для сидения и лежания, находившиеся в ЗС ГО, вследствие длительного нахождения в воде, не подлежат дальнейшему использованию.

В нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479), пункта 3.5.1 Правил эксплуатации ЗСГО, пункта 13.11 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не обеспечено первичными средствами пожаротушения.

В нарушение пункта 1.3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствуют должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета ЗС ГО, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

В нарушение пункта 1.4, приложения 2 и 3 Правил эксплуатации ЗСГО не создано и не оснащено звено (группа) по обслуживанию защитного сооружения.

9. В нарушение пункта 1.6 Правил эксплуатации ЗСГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Таким образом, судом установлено, что нарушение правил в области гражданской обороны являются длящимися и в настоящее время ОАО «Завод ЖБИ-2» указанные нарушения не устранены.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", находя, что мер по устранению ранее выявленных нарушений требований в области гражданской обороны ответчиком ОАО «Завод ЖБИ-2» не принималось, что в совокупности с выявленными нарушениями свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны, к которым относятся предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, и что ненадлежащее содержание и эксплуатация сооружений может повлечь за собой негативные последствия в виде их разрушения и в дальнейшем невозможности использования по целевому назначению, а также создает угрозу жизни и здоровья населения района в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и понуждении ответчика ОАО «Завод ЖБИ-2» к устранению выявленных нарушений при содержании защитного сооружения посредством приведения его в соответствии с требования законодательства о гражданской обороне.

Ответчиком ОАО «Завод ЖБИ-2» не представлено заключение экспертизы о непригодности объекта для использования в качестве ЗСГО и невозможности приведения его в надлежащее состояние, равно как и не представлено иных сведений, свидетельствующих о соответствии принятого решения об исключении указанных объектов требованиям, предъявляемым пунктом 2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", и определяющим исчерпывающим исчерпывающий перечень оснований для снятия объектов ЗСГО с учета. До настоящего времени объект ЗС ГО с учета не снят.

Достаточных доказательств того, что восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно, суду не представлено. Техническое заключение ООО «Северо-западного проектного центра» от апреля 2012 года о том, что рекомендуется защитное сооружение признать аварийным, вопрос сноса или использования конструкций решить по усмотрению уполномоченных на то органов, доводы ответчика о невозможности выполнить восстановительные работы в ЗС ГО не подтверждает.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, социальную значимость данных объектов, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок ответчику для устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ОАО « Завод ЖБИ-2» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ремонту помещения защитного сооружения гражданской обороны № 46 Кл/у-40, расположенном по адресу: <адрес> и внутреннего инженерно-технического оборудования систем жизнеобеспечения помещения, в соответствии с требованиями Правил содержания защитных сооружений гражданской обороны, установленных приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 г. N 583 (с изменениями и дополнениями).

Обязать ТУ Росимущества в Калининградской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в защитном сооружении гражданской обороны № 46 Кл/у-40, расположенном по адресу: <адрес> капитальный ремонт строительной конструкции и окрашивание помещения и обеспечить местами для сидения и лежания.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд города Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2022 года.

Судья подпись

2-2386/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Калининграда
Ответчики
ООО "Завод ЖБИ-2"
ТУ Росимущества в Калининградской области
Другие
Бернацкая Наталья Алексеевна
ГУ МЧС России по Калининградской области
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Нагаева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
16.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2022Предварительное судебное заседание
15.08.2022Предварительное судебное заседание
25.08.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Предварительное судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
13.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее