Дело № 2-700/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2016 года Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.Э.,
при секретаре Малышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Золотухиной Л.С. к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Комитету образования администрации городского округа «Город Чита», Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на включение в список, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
Золотухина Л.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. она осталась без попечения родителей с 2005 года ввиду того, что ее родители ФИО3, ФИО4 были осуждены <данные изъяты> районным судом <адрес>, находились в местах лишения свободы на срок <данные изъяты> соответственно. В 2005 году, в возрасте 17 лет она обучалась на втором курсе <данные изъяты> Никаких льгот за время обучения от государства не получала. Органами опеки не были приняты меры по устройству несовершеннолетней, жилая площадь при этом за ней не закреплялась. В 2006 году старшая сестра Золотухиной Л.С. ФИО7) Л.С. – ФИО5 обратилась в органы опеки по вопросу оформления опеки и денежной помощи на троих несовершеннолетних детей, однако в оформлении опеки было отказано ввиду отсутствия жилого помещения в собственности, отсутствием стабильного заработка. При этом, органами опеки и попечительства не было оказано им какой-либо помощи, дети не помещены в детский дом. О возможности получения статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей узнала при обращении в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, где во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Забайкальском крае отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Просит признать ее из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включить в указанный список.
В ходе судебного разбирательства Золотухина Л.С. требования уточнила, просила признать за ней право на включение в список и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Ответчики не явились, о слушании дела извещены.Комитет образования г. Читы представил возражения на иск.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Золотухина (ФИО8 – до регистрации брака) Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее родители ФИО3, ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ году были осуждены <данные изъяты> районным судом г. с отбыванием наказания в местах лишения свободы.
Из пояснений истца следует, что после окончания 9 класса она обучалась в <данные изъяты>, После ареста родителей, она со старшей сестрой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,забрала братьев из деревни стали проживать у своего дедушки по адресу: <адрес>. Обратились в органы опеки за оказанием помощи в 2006 году. В администрации по <адрес> в <адрес> им разъяснили, что помочь им ничем не могут. В 2007 году из-за тяжелого материального положения вновь обратились в органы опеки и попечительства, после чего им разрешили привезти братьев для оформления в детский дом, истцу на тот момент уже исполнилось 18 лет. братья были помещены в детские учреждения, поставлены на учет, брат ФИО9 получил жилье в апреле 2015 года, ФИО10 также стоит на очереди на получение жилья.
Как следует из преамбулы Закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. При этом до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из представленных документов, пояснений истца следует, что она была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в квартире ее деда по адресу: <адрес>. в 2014г. снята с регистрационного учета, что следует из поквартирной карточки. Данное жилое помещение ее родителям не принадлежало, что следует из приговора. Следовательно, данное жилое помещение не могло быть закреплено за истцом при разрешении вопроса об учреждении опеки. Следовательно, на истца в период, когда она осталась без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте, на нее распространялись положения абзаца 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ в редакции от 22.08.2004г.
В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, действовавшего на момент вынесения приговора родителям истца, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, у истца право на обеспечение жилым помещением возникло по окончанию пребывания в <данные изъяты> в 2007 году и не было ею реализовано. При этом, в 2005 году она обучалась на втором курсе <данные изъяты>, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Органами опеки не были приняты меры к устройству несовершеннолетней, принятию мер по социальной поддержке. Более того, в 2006 году ее братья были переданы органам опеки для устройства в детские учреждения, следовательно, органы опеки вновь не обратили внимание на лицо, которое хотя уже и находилось в совершеннолетнем возрасте, однако нуждалось в содействие по реализации ее прав. При этом, доводы Комитета образования о том, что истцом должны были заниматься органы опеки по месту проживания родителей, суд не принимает, поскольку истец с 2004 года была зарегистрирована по месту жительства деда. Кроме того, она обучалась в училище с 2004 года, которое расположено в <адрес>, следовательно, не проживала постоянно в <адрес>, и показания ее матери, отраженные в приговоре суда об обратном не свидетельствуют.
Обратившись в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края по жилищному вопросу, ей было сообщено, что она достигла возраста 23 лет и не вправе рассчитывать на предоставление жилья.
Таким образом, представленные истцом документы в совокупности с его пояснениями свидетельствуют о том, что после ареста матери в ДД.ММ.ГГГГ года, взятия под стражу отца в ДД.ММ.ГГГГ., семнадцатилетний подросток остался без попечения родителей, при этом находился на обучении в <данные изъяты>. как по достижении возраста совершеннолетия, как и периода окончания в учреждении профессионального образования, органами опеки не были приняты меры по защите прав несовершеннолетней: установлению попечительства, закреплении жилой площади либо постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Более того, органам опеки дважды заявлялось нуждаемости детей Тонких, однако жилищные права истца не были восстановлены. Таким образом, истцом представлены доказательства соблюдения ею в возрасте до 23 лет порядка обращения в органы опеки за защитой нарушенных прав.
Следовательно, несвоевременное обращение Золотухиной Л.С. по достижении 23-летнего возраста по вопросу учета в качестве нуждающегося в
предоставлении жилого помещения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения
родителей было вызвано объективными причинами. Своевременному обращению объективно препятствовало неисполнение обязанностей органами опеки, предусмотренных ст.31,ч.1 ст.34 ГК РФ, представители соответствующих органов проявили бездействие и не приняли мер направленных на реализацию истцом жилищных прав на обеспечение вне очереди жилым помещением, которым было достоверно известно о нуждаемости детей.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в п. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ (в редакции Закона № 15-ФЗ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет и при отсутствии закрепленного жилья. При этом, новый порядок предоставления жилья указанной категории лиц исключает предоставление во внеочередном порядке.
Согласно п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Вместе с тем, достижение истцом возраста 23 лет не может влиять на необходимость восстановления нарушенного права, при наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению за их защитой.
Истец не имеет жилого помещения, относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, за которым не было закреплено жилое помещение, своевременно не была поставлена на учет в отсутствии уважительных причин.
Учитывая изложенное в совокупности, суд полагает, что несвоевременное обращение истца по вопросу учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей по достижении 23-летнего возраста было вызвано объективными причинами. В этом случае, неисполнение органом опеки возложенных обязанностей по проверке и установлению действительных обстоятельств реализации жилищных прав несовершеннолетних оставшихся без попечения, повлияло на нарушение прав лица, данной категории.
Поскольку истец относился к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имел, в настоящее время жильем не обеспечен, следовательно, она является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, и ее жилищное право подлежит восстановлению путем включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края с 2005 года.
Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, уполномоченный Правительством Забайкальского края, в порядке, установленном законом Забайкальского края, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи. (ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" ).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Забайкальского края от 22.01.2013г. № 22 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Минсоцзащиты Забайкальского края определяет потребность в жилых помещениях по муниципальным образованиям Забайкальского края исходя из количества детей-сирот, которые включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - Список), и приобрели право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, которое осуществляет действия по формированию списка.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство социальной защиты Забайкальского края включить Золотухиной Л.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края с 2005 года.
В удовлетворении требований к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья С.Э. Волошина
Копия верна С.Э. Волошина