УИД: 05RS0№-37
Дело 2а-458/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 5 июня 2019 года
Судья Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хамавова Р.Ш.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан, в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан о признании бездействия администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих администрации о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации, незаконным и обязании администрацию муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации,
установил:
<адрес> Республики Дагестан обратился в Хасавюртовский районный суд, в защиту интересов неопределённого круга лиц, с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан, о признании бездействия администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих администрации о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации, незаконным и обязании администрацию муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан выявлены нарушения федерального законодательства. Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №) местное самоуправление в муниципальном образовании - форма осуществления населением муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (далее - ОМС) вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Местное самоуправление осуществляется на основе принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности муниципального образования в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической, выборности и отчётности ОМС, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования за решение задач социально-экономического развития муниципального образования. В соответствии с п.6.1 ст.37 ФЗ № глава администрации в рамках своей компетенции обеспечивает на территории муниципального образования исполнение законодательства РФ и субъекта РФ, правовых актов, принятых ОМС на местном референдуме, руководит деятельностью администрации, обеспечивает осуществление ОМС полномочий по решению вопросов местного значения. В силу ст.52 ФЗ № каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих ОМС, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Статьей 36 Бюджетного кодекса РФ устанавливается принцип прозрачности (открытости), который означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. В нарушение вышеуказанных требований сведения о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовсий» <адрес>, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 1 квартал 2019 года в официальном печатном издании <адрес> Республики Дагестан, газете «Вести» <адрес>, на официальном сайте муниципального образования сельского поселения, а также на стенде в администрации села, не опубликованы. Данный факт подтверждается справкой о результатах проверки, а также объяснением главы МО «сельсовет Карланюртовский» <адрес>. Указанное свидетельствует о бездействии администрации МО «сельсовет Карланюртовский» <адрес> в части исполнения требований действующего законодательства об обязательном опубликовании сведений о численности муниципальных служащих МО, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Бездействие ОМС, выразившееся в неопубликовании данных сведений нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес>, на информированность об использовании бюджетных средств, а также принципы законности, признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, публичности и открытости ОМС, закреплённые ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. №-Ф3 «О противодействии коррупции», а также способствует созданию условий для проявления коррупции. Между тем, согласно ст.14 Федерального закона № к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится осуществления мер по противодействию коррупции в границах поселения. В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. Также согласно ст.17 КАС РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений. Таким образом, исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Согласно ст.227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. По указанным основаниям просит признать бездействие администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации, незаконным, обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан опубликовать ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание ежеквартально в средствах массовой информации.
Ввиду поступления ходатайства от административного истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и отсутствии возражения административного ответчика на применение такого порядка рассмотрения административного дела, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об обоснованными заявленных административных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Согласно ч.2 ст.52 ФЗ № составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Частью 6 указанной статьи установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
В соответствии с ч.5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.3 ст.47 ФЗ № порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан.
Согласно ч.2 ст.5 Бюджетного кодекса РФ решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ к принципам бюджетной системы РФ относится принцип прозрачности (открытости).
Согласно ст.36 БК РФ он означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается, в том числе сетевое издание, а именно сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Таким образом, официальный сайт администрации МО «сельсовет Карланюртовский» является сетевым изданием.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора в ходе осуществления надзора за соблюдением бюджетного законодательства проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований в части размещения информации в указанной сфере на официальном сайте в сети Интернет. Проверкой установлено, что на официальном сайте МО «сельсовет Карланюртовский» отсутствуют ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года.
Указанное обстоятельство подтверждается также скрин-шотами с официального сайта муниципального образования.
Неопубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы на доступность утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению представительных органов муниципальных образований, влечет их неисполнение.
Таким образом, в силу требования федерального законодательства администрация МО «сельсовет Карланюртовский» обязана опубликовать в средствах массовой информации – официальном сайте, сведения о бюджете и ходе исполнения бюджета.
Бездействие администрации МО «сельсовет Карланюртовский» <адрес>, связанное с необеспечением возможности ознакомления граждан с документами и сведениями, принимаемыми органами местного самоуправления, нарушает установленное ст.8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» право неопределенного круга лиц на оперативное получение достоверных сведений о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> Республики Дагестан являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на срок устранения нарушений; сведения на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая, что допущенное бездействие способствует нарушению прав неопределенного круга лиц на защиту их прав и законных интересов в установленном законом порядке, суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации и обязать административного ответчика сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в месячный срок со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан, в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан о признании бездействия администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих администрации о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации, незаконным и обязании администрацию муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Карланюртовский» <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать сведения о численности муниципальных служащих администрации и о фактических затратах на их содержание за 1 квартал 2019 года в средствах массовой информации и обязать административного ответчика сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в месячный срок со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья подпись Р.Ш. Хамавов