Решение по делу № 2-216/2022 (2-2754/2021;) от 18.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2022 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Зыковой А.Ю.,

при секретаре Гордеевой Е.В.,

с участием помощника военного прокурора Сосновского А.В.,

представителя истца ФГАУ «Росжилкомплекс» Рыкун Л.О.,

ответчика Черниковцева Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0033-01-2021-004013-88 (2-216/2022) по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Черниковцеву <ФИО>9 о признании прекращенным права пользования, выселении, снятии с регистрационного учета, обязании сдать жилое помещение,

установил:

в Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратилось Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») с иском к Черниковцеву Е.П., в обоснование доводов которого указано, что Черниковцев <ФИО>9 проживает в жилом помещении жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес> и зарегистрирован по данному адресу с <дата>. Документы, подтверждающие основание вселения в спорное жилое помещение Черниковцевым Е.П. не предоставлены. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» на основании приказа приказ директора Департамента военного имущества Минобороны России от <дата> <номер>. В соответствии с Уставом ФГАУ «Росжилкомплекс» осуществляет деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, для чего производит постановку военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, а также последующее обеспечение их жилыми помещениями путем заключения договоров социального найма, принятия решений о предоставлении жилых помещений в собственность, принятия решений о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилых помещений, а также выдачи государственных жилищных сертификатов. Кроме того, учреждение уполномочено обеспечивать жилыми помещениями фонда Минобороны России военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, признавать их нуждающимися в получении служебных жилых помещений, оформлять договоры найма. Черниковцев Е.П. не состоит в трудовых отношениях с учреждениями Министерства обороны Российской Федерации. Согласно информации, полученной от ЖКС № 15 (г. Иркутск) филиала ЦЖКУ Минобороны России по РВСН, Черниковцев Е.П. имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Действия Черниковцева Е.П. создают препятствия ФГАУ «Росжилкомплекс» в реализации полномочий по распределению служебных жилых помещений и нарушают права на жилище военнослужащих, состоящих в списках нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений. Черниковцев Е.П. не относится к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений в общежитиях без предоставления других помещений. Согласно письму администрации г. Иркутска Черниковцев (Чертыковцев) Е.П. снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, в связи с реализацией права (получение земельного участка для строительства жилого дома). Действия Черниковцева Е.П. по удержанию специализированного жилого помещения, являются незаконными. В досудебном порядке, в адрес ответчика 10.03.2021 направлено уведомление № 383 о необходимости освободить специализированное жилое помещение. До настоящего времени спорное жилое помещение ответчиком не освобождено.

На основании изложенного, истец просит суд прекратить право пользования Черниковцева <ФИО>9 в отношении жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения; снять с регистрационного учета по <адрес>, Черниковцева <ФИО>9; обязать Черниковцева <ФИО>9 сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру начальнику территориального отдела «Иркутский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (г. Иркутск, ул. Ударника, д. 4).

В судебном заседании представитель ФГАУ «Росжилкомплекс» Рыкун Л.О., действующая на основании доверенности № ФЦ-172 от 10.12.2021, заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснила, что спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ранее право оперативного управления было закреплено за Федеральным государственным казенным учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России), в соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации № 902, изданным в 2021 году, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». За истцом закреплены функции по распределению жилых помещений между военнослужащими. Испытывая высокую потребность в служебных жилых помещениях, необходимых для обеспечения действующих военнослужащих, истец обратился в суд с настоящим иском, поскольку ответчик Черниковцев Е.П. на протяжении долгового времени удерживает спорное жилое помещение, при этом в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит. Выслуга ответчика из представленных в материалы документов составляет <данные изъяты>, уволен Черниковцев Е.П. с военной службы за несоблюдение условий контракта, что является не льготной статьей увольнения. В соответствии с действующими положениями законодательства военнослужащий имеет право на предоставление ему жилого помещения при условии выслуги <данные изъяты>, но уволенному по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с достижением предельного возраста. Ни одно из оснований для обеспечения ответчика жилым помещением не подходит, что подтверждается судебными актами Куйбышевского районного суда г. Иркутска и Черемховского гарнизонного военного суда. Право на получение жилья по линии Министерства обороны РФ у ответчика не имеется. Кроме того, Черниковцевым Е.П. реализовано право на обеспечение его жилым помещением путем предоставления ему земельного участка Правительством Иркутской области. Реализация права на получение жилого помещения на безвозмездной основе носит однократный характер. Следовательно, жилые помещения, предоставленные для временного проживания, после реализации права на получение постоянного жилого помещения подлежат сдаче в установленном законом порядке, так как реализация права происходит без учета площади ранее полученного помещения. Ответчик был снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в 2008 году. Договор социального найма в отношении комнаты в общежитии не заключается. После увольнения с военной службы комнату в общежитии ответчик в установленном порядке не сдал. Здание по адресу: <адрес>, с момента ввода в эксплуатацию является общежитием. Ссылка Черниковцева Е.П. на положения п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР не состоятельна, так как по состоянию на 30.06.2004 у него отсутствовала календарная выслуга на военной службе 10 лет. Возникшие между сторонами правоотношения носит длящийся характер, оснвоаний для исчисления срока исковой давности у суда не имеется.

Ответчик Черниковцев Е.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд в иске отказать, дополнительно суду пояснил, что он <дата> заключил контракт о прохождении военной службы, в котором было указано, что ему гарантируется реализация льгот, данный контракт действовал до <дата>. В 2008 году ответчик узнал, что была изменена дата увольнения на <дата>. На момент увольнения с военной службы в 2001 году срок службы составлял ровно 5 лет, и ответчик подлежал обеспечению жилым помещением, соответственно, право на обеспечение жилым помещением Черниковцев Е.П. приобрел в 2001 году. Данный контракт выполнен с его стороны в полном объеме. При рассмотрении дела Черемховским гарнизонным военным судом об оспаривании решений и действий командиров войсковых частей <номер> и <номер> по вопросам, связанным с исключением из списков личного состава войсковой части <номер> при увольнении с военной службы в 2001 году было указано, что ответчиком был пропущен срок исковой давности, в связи с чем, в удовлетворении требований неправомерно отказано. Новый контракт был заключен с ответчиком <дата>. Для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо прослужить по контракту 5 лет, в 2002 году Черниковцев Е.П. жилищной комиссией был принят на учет в качестве нуждающегося, соответственно, право на обеспечение жилым помещением у Черниковцева Е.П. возникло раньше. Ответчик с 1996 года направлял рапорта с просьбой об улучшении его жилищных условий, соответственно, с этого времени он и признан нуждающимся. Нуждающимся в улучшении жилищных условий ответчик признан до 01.03.2005. Черниковцев Е.П. не подпадает под ту категорию граждан, которые должны были отслужить 20 лет, поскольку после пяти лет военной службы он должен был быть обеспечен жилым помещением в 2001 году. Кроме того, на 2004 год Черниковцев Е.П. имел выслугу военной службы 10 лет, поскольку временно исполнял должностные обязанности <данные изъяты>, то есть работал по совместительству. Наличие выслуги военной службы 10 лет также подтверждается медалью 3 степени. В спорном жилом помещении ответчик зарегистрирован с <дата>, однако никакой договор с ним не заключался, при этом был открыт лицевой счет на его имя. Спорное жилое помещение было распределено ответчику жилищной комиссией. В 2010 году Черниковцев Е.П. обращался в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с заявлением о приватизации жилого помещения, однако никаких встречных требований о выселении ему предъявлено не было. Черниковцев Е.П. подлежит выселению только с предоставлением другого жилого помещения. Кроме того, администрация г. Иркутска незаконно сняла ответчика с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, предоставив земельный участок под ИЖС. В настоящее время ответчик не производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку на его имя не выставляют счета, данное действие ответчик расценивает как создание для него препятствий в выполнении обязанностей по оплате найма и услуг ЖКХ. При увольнении с военной службы с Черниковцевым Е.П. оформлялись листы беседы, в которых указано, что он по месту службы жильем обеспечен. По данным Росреестра по Иркутской области здание, расположенное по <адрес>, является многоквартирным домом, соответственно, общежитием не является. Статус «служебный» спорному жилому помещению в установленном порядке не присваивался. Ответчик также указал на пропуск срока исковой давности, поскольку Министерство обороны РФ знает о проживании Черниковцева Е.П. в спорном жилом помещении с 2010 года (с момента рассмотрения иска о приватизации), с 2016 года ФГАУ «Росжилкомплекс» обладает информацией об увольнении ответчика с военной службы, так как в своих письмах указывало на необходимость освободить жилое помещение. Ответчик длительное время (с 2003 года) открыто, добросовестно владеет имуществом (комнатой). В течение всего срока владения претензий от собственника, других лиц к ответчику не предъявлялось.

Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Участвующий в деле помощник военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 капитан юстиции Сосновский А.В. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения представителя истца и ответчика, заключение прокурора, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Уставом Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2020 № 976, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175.

Пунктом 17 Устава предусмотрено, что основной целью деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, федеральных государственных гражданских служащих, уволенных с военной службы, и членов их семей в части создания условий для жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Как указано в п. 18 Устава, предметом деятельности учреждения являются: обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, иных лиц и членов их семей (п. 18.1 Устава с учетом изменений внесенных в устав 29.12.2020); удовлетворение потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, и членов их семей при расквартировании и обустройстве войск (сил) (п. 18.2 Устава); обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за Учреждением, в соответствии с его назначением (п. 18.3 Устава).

Одним из видов деятельности Учреждения, указанных в п. 19 Устава, является предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда Министерства обороны (в том числе принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) жилых помещений специализированного жилищного фонда; заключение договоров найма специализированных жилых помещений).

В соответствии с выпиской из ЕГРП от 09.03.2022 № КУВИ-001/2022-31951021, представленной Управлением Росреестра по Иркутской области по запросу суда, по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. 115, с кадастровым номером 38:36:000014:2250, значится многоквартирный дом (жилой дом).

Также по запросу суда Управлением Росреестра по Иркутской области представлена копия материалов реестрового дела на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 38:36:000014:2250.

В соответствии с приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 30.03.2021 № 902 прекращено право оперативного управления ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России и закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» недвижимое имущество, указанное в приложении в данному приказу.

В перечне недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс», являющемся приложением к приказу от 30.03.2021 № 902, под номером 16 значится общежитие, расположенное по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск мкр. Зеленый д. 115 в/г 777.

Из материалов реестрового дела на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 38:36:000014:2250, следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. 115, является специализированным жилищным фондом (общежитием). Об этом, в частности, свидетельствует акты рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления государственной приемочной комиссии, датированные 30.12.1997 и июнем 1998 года, в которых значится, что к приемке к эксплуатацию предъявлено законченное строительством «переоборудование казармы под малосемейное общежитие»; технический паспорт на жилой дом (дома) и земельный участок по мкр. Зеленый № 115, в разделе «Распределение жилой площади» которого указано: жилая площадь находится в общежитиях – 50 жилых кварт., 112 жилых комнат, жилая площадь 2 100,3 кв.м. Во всех документах Министерства обороны РФ и подведомственных ему учреждений данный дом значится как общежитие. В выписках из реестра федерального имущества за 2006 год, 2008 год наименование объекта недвижимости по адресу: Иркутская область, мкр. Зеленый, д. 115, указано «общежитие».

Чертыковцев Е.П., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ч.К.Е., обращался в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с иском к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть <номер>), войсковой части <номер>, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора, по снятию жилого помещения со специального учета. Решением суда от <дата> в удовлетворении требования Ч.Е.П. отказано. Основанием для отказа в удовлетворении требований послужил факт того, что на момент предоставления и на момент вынесения указанного решения жилое помещение по адресу: <адрес>, является общежитием.

Кроме того, 03.12.2021 Куйбышевским районным судом г. Иркутска вынесено решение по гражданскому делу № 2-872/2021 по иску Военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести текущий ремонт в общежитиях, в соответствии с которым исковые требования Военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, удовлетворены и на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия: 1. Произвести в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска, проверку целостности оконных заполнений, плотности притворов, механической прочности элементов оконных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу, с последующей разработкой плана восстановительных работ и проведением восстановительных работ; 2. Произвести в общежитии №121, расположенном в мкн. Зеленый г. Иркутска, проверку состояния основания, поверхностного слоя (линолеума) полов с последующей разработкой плана восстановительных работ и проведением восстановительных работ; 3. Произвести в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска, проверку состояния внутренней отделки стен и потолков (штукатурно-молярного слоя) в помещениях, относящихся к общему имуществу, с последующей разработкой плана восстановительных работ и проведением восстановительных работ; 4. Установить в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска, на каждом этаже здания первичные средства пожаротушения (не менее двух огнетушителей); 5. Обеспечить в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска, присоединение в пожарных шкафах пожарных рукавов к пожарным кранам и пожарным стволам; 6. Установить в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска, на пожарных шкафах элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; 7. Разработать и разместить в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска инструкции о мерах пожарной безопасности; 8. Произвести в общежитиях №36«а», №36«б», №115, №121, расположенных в мкн. Зеленый г. Иркутска проверку состояния дверей, ведущих из поэтажных коридоров в лестничные клетки, с последующей разработкой плана восстановительных работ и их проведением, оборудовать при этом двери устройствами для самозакрывания (доводчиками) и уплотнителями в притворах.

В переписке между ответчиком и учреждениями Министерства обороны РФ, военной прокуратурой спорное жилое помещение указано как общежитие.

В ответ на запрос суда администрация г. Иркутска (письмо от 14.03.2022 № 945-71-1276/2) указала, что не располагает сведениями о признании служебным жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, в/ч 777, д. 115.

Таким образом, суд полагает, что ФГАУ «Росжилкомплекс» как учреждение, за которым на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, с учетом возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с настоящим исковым заявлением.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.

Ответчик Черниковцев Е.П. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <дата>, что подтверждается копией справки ФГБУ «ЦЖКУ» по РВСН, адресной справкой Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области.

Согласно акту о фактическом проживании граждан в жилом помещении объекта жилищного фонда Минобороны России от 02.02.2022, Черниковцев Е.П. по настоящее время проживает в жилом помещении.

В соответствии с выпиской из лицевого счета о начислениях за жилое помещение, коммунальные услуги за период с ноября 2017 года по февраль 2021 года по счету <номер> по адресу: <адрес> абонент Черниковцев Е.П., имеется задолженность в размере <данные изъяты> руб.

Мировым судьей судебного участка № 10 Куйбышевского района г. Иркутска 17.06.2021 вынесен судебный приказ <номер> по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании Черниковцева <ФИО>9 задолженности по квартплате и коммунальным платежам за период с 01.11.2017 по 31.03.2021 в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., государственной пошлины в бюджет г. Иркутска в сумме <данные изъяты> руб.

В связи с поступившими от должника Черниковцева Е.П. возражениями относительно исполнения судебного приказа, данный судебный приказ отменен, о чем 18.10.2021 мировым судьей судебного участка № 10 Куйбышевского района г. Иркутска вынесено соответствующее определение.

Согласно свидетельству о перемене имени I-СТ <номер> от <дата>, Ч.Е.П., <дата> г.р., место рождения станция <адрес>, переменил фамилию, имя, отчество на Ч.Е.П. (актовая запись о перемени имени <номер> от <дата>).

Из послужного списка Черниковцева (Ч.Е.П.) <ФИО>9 следует, что <дата> с ним заключен контракт на 5 (пять) лет военной службы после ее окончания. <дата> Черниковцев Е.П. окончил <данные изъяты>

<дата> уволен с военной службы с зачислением в запас по подпункту «б» пункта 1 ст. 51 (по истечении срока контракта). Исключен из списков личного состава части <номер> с <дата>. Согласно представленной в материалы дела копии выписки из приказа Министра обороны РФ <номер> от 12.07.2012, Ч.Е.П.. – <данные изъяты>, уволенный приказом командира войсковой части <номер> от <дата> <номер>-ПМ с военной службы в запас по истечении срока контракта (подпункту «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), <дата> полагать сдавшим дела и должность и, с учетом предоставленного основного отпуска за 2001 год с выездом в <адрес> сроком на 29 суток с 27 июля по <дата>, с <дата> исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат Правобережного административного округа <адрес>.

<дата> Ч.Е.П. (Черниковцев) Е.П. призван на военную службу по контракту, контракт заключен на 5 лет. В дальнейшем, <дата>, заключен еще один контракт на 5 лет.

<дата> Ч.Е.П. (Черниковцев) Е.П. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта со стороны военнослужащего (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Из списков личного состава войсковой части <номер> исключен <дата>.

Согласно справке о выслуге лет от <дата>, представленной в материалы дела Военным комиссариатом Октябрьского и Правобережного административных округов города Иркутска Иркутской области, на момент увольнения старшего прапорщика запаса Черниковцева <ФИО>9, <дата> г.р., выслуга лет составляет: в календарном исчислении – <данные изъяты> дней; в льготном исчислении – <данные изъяты> мес. А также согласно выписки из приказа Министра обороны РФ <номер> от <дата> в выслугу лет включено использование отпуска продолжительностью 29 суток.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании рапорта Ч.Е.П. (Черниковцева) Е.П. от <дата>, поданного командиру войсковой части <номер>, решением жилищной комиссии войсковой части <номер>, оформленным протоколом <номер> от <дата>, распределено общ. <номер> ком. <номер> Ч.Е.П. в/ч <номер> на состав семьи 3 чел. Проживал общ. <номер>.

С <дата> ответчик состоит на регистрационном учете по указанному адресу.

Однако в материалах дела отсутствуют ордер на служебное жилое помещение, оформленный в соответствии с требованиями ст. 47 ЖК РСФСР. Договор найма специализированного жилого помещения с ответчиком не заключен.

Суду ответчиком Черниковцевым Е.П. представлен рапорт от <дата> на имя командира в/ч <номер> с просьбой о включении его в список на предоставление двухкомнатной квартиры, состав семьи: Ч.Е.П., жена К.Н.В., сын Ч.К.Е.. На рапорте стоит резолюция «ЗВО на ЖК».

В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата> (протокол <номер>) рапорт Ч.Е.П. о постановке в очередь на жилье рассмотрен, утвержден список очередности части на получение жилья.

Решением жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата>, оформленным протоколом <номер>, копия которого представлена войсковой частью <номер> по запросу суда, прапорщик Ч.Е.П. снят с учета как убывший военнослужащий.

Черниковцевым Е.П. представлена в материалы гражданского дела копия протокола <номер> заседания жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата>, согласно которому Ч.Е.П. подлежит снятию с учета как убывший военнослужащий.

Не согласившись с решением жилищной комиссии, Ч.Е.П. обратился в Черемховский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой части <номер> и жилищной комиссии этой части, связанных со снятием его с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Решением Черемховского гарнизонного военного суда от <дата> в удовлетворении заявления Ч.Е.П. отказано. Решение суда вступило в законную силу <дата>.

Черниковцев Е.П. в 2021 году обращался в Иркутский гарнизонный военный суд с заявлением о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам решения Черемховского гарнизонного военного суда от <дата>, однако определением суда от <дата> данное заявление Черниковцева Е.П. оставлено без удовлетворения. Определение вступило в законную силу <дата>.

При рассмотрении дела, Черемховским гарнизонным военным судом установлено, что Черниковцев (Ч.Е.П.) Е.П. в период прохождения военной службы по контракту был принят на учет нуждающихся в получении жилья до <дата> (а именно с <дата>) и был снят с этого учета решением жилищной комиссии войсковой части <номер>, утвержденным командиром этой части, от <дата>, в связи с досрочным увольнением его с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Иных документов о постановке на учет Черниковцева (Ч.Е.П.) Е.П. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии его с учета материалы дела не содержат.

Вместе с тем, суд исходит, что Черниковцев (Ч.Е.П.) Е.П. поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, поскольку данный факт отражен в решении Черемховского гарнизонного военного суда, а также об этом свидетельствует факт предоставления Черниковцеву (Ч.Е.П.) Е.П. комнаты в общежитии в 2003 году.

Принимая во внимание, что ответчики Черниковцев (Ч.Е.П.) Е.П. вселился в спорное жилое помещение в 2003 году и проживает в нем по настоящее время, суд при решении спора руководствуется нормами Жилищного кодекса РСФСР, а также нормами Жилищного кодекса РФ в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие (ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ).

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28-31, 33,42,43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

На основании ч.ч. 2 и 7 ст.100 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

Согласно ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.

В п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по действовавшему до 1 марта 2005 г. законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статья 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР).

В настоящее время ответчик Черниковцев Е.П. в трудовых отношениях с Министерством обороны России не состоит.

Согласно справке от 01.03.2022, представленной в материалы дела ФГАУ «Росжилкомплекс», Черниковцев (Ч.Е.П.) Е.П. на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного и (или) временного проживания не состоит.

В силу ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно статье 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.

Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 данного кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.

Как видно из послужного списка Черниковцева (Ч.Е.П.) Е.П., он в <дата> досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта со стороны военнослужащего.

В материалы дела представлена архивная выписка из распоряжения заместителя мэра-председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска от <дата> <номер>, из которой следует, что Ч.Е.П., проживающий по адресу: <адрес>, с составом семьи 3 чел.: жена К.Н.В., сын – Ч.К.Е. поставлены на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

Распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, Черниковцев Е.П. – очередник с <дата>, снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти земельного участка для строительства жилого дома

Разрешая вопрос о праве ответчика на сохранение права пользования жилым помещением по правилам ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, суд исходит из того обстоятельства, что из содержания положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Материалы дела не содержат сведений об отношении Черниковцева Е.П. к какой-либо категории граждан, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения, доказательств обратного суду не представлено.

Рассмотрев довод ответчика о том, что он относится к лицам, указанным в п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, и не может быть выселен из спорного жилого помещения, суд полагает следующее.

В редакции, действовавшей до 26.07.2004, пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР звучал следующим образом: «Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет».

Федеральным законом от 20.07.2004 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» в данный пункт внесены изменения и он дополнен словами "(кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")".

На ответчика Черниковцева Е.П. не распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР и статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку на момент вступления в силу указанных изменений в статью 108 Жилищного кодекса РСФСР у Черниковцева Е.П. отсутствовал необходимый стаж 10 лет (согласно послужного списка 9 лет 10 мес. 7 дней), он являлся военнослужащим и на него распространялось действие Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Довод ответчика о том, что у него имелся десятилетний стаж, поскольку он помимо основной службы также являлся временно замещающим должность (врид), опровергается данными послужного списка Черниковцева (Ч.Е.П.) Е.П.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).

Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Довод ответчика Черниковцева Е.П. о наличии у него права пользования спорным жилым помещением, поскольку первый контракт о прохождении военной службы был заключен им до 1998 года, на момент увольнения его выслуга составляла более пяти лет, в связи с чем он не подлежит выселению из служебной квартиры, не может быть принят судом в силу следующего.

В отношении лиц, уволенных с военной службы, для реализации прав на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в ныне действующей и в ранее действующей редакциях, существенное значение имеет не только дата заключения контракта о прохождении военной службы, но и основание увольнения с военной службы и выслуга лет в календарном исчислении.

Так военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства, а военнослужащим, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями предоставляется за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения государственный жилищный сертификат.

Между тем судом установлено, что на день увольнения с военной службы Черниковцева (Ч.Е.П.) Е.П. выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты> дней, а также 29 дней отпуска, ответчик уволен по пп. "в" п. 2 ст. 51 (в связи с невыполнением им условий контракта) Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О воинской обязанности и военной службе».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что совокупность необходимых условий для реализации жилищных прав в рамках Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» у Черниковцева Е.П. отсутствует.

Ссылка ответчика на Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» также не влияет на выводы суда, поскольку утвержденная данным Приказом Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации не содержит положений закрепляющих право пользования служебным жилым помещением за военнослужащим, имеющим выслугу более пяти лет, не состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении.

Вопрос о признании права Ч.Е.П. (Черниковцева) Е.П. на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата был предметом рассмотрения Куйбышевским районным судом г. Иркутска по гражданскому делу <номер>. Ч.Е.П. (Черниковцев) Е.П. просил суд признать право Ч.Е.П. и членов его семьи на включение в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата, а также в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 с последующими изменениями и дополнениями. Решением суда от 01.12.2009 в удовлетворении требований Ч.Е.П. (Черниковцеву) Е.П. отказано.

Довод Черниковцева Е.П. о том, что в листах беседы с ним при увольнении с военной службы, указано, что он обеспечен жилым помещением, не свидетельствует о предоставлении спорного жилого помещения ему на постоянной основе. Кроме того, из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий Ч.Е.П. (Черниковцев) Е.П. был снят в феврале 2009 года, после увольнения с военной службы. Таким образом, сведения, содержащиеся в листах беседы, не противоречат иным обстоятельствам, установленным судом по данному делу.

Кроме того, суд также считает необходимым отменить, что военный городок <номер>, на момент увольнения Черниковцева (Ч.Е.П.) Е.П. с военной службы не обладал статусом закрытого военного городска, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 2339-р был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.200 № 752-р.

12.03.2021 территориальным отделом «Иркутский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в адрес ответчика Черниковцева Е.П. направлено уведомление № 383 об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны РФ, направление указанного уведомления подтверждается копией списка № 69 внутренних почтовых отправлений. Требование, указанное в уведомлении оставлено ответчиком без удовлетворения.

При установленных судом обстоятельствах, принимая во внимание уведомление об освобождении спорного жилого помещения, имеются все основания для выселения Черниковцева Е.П. из спорного жилого помещения.

Ни Жилищный кодекс РСФСР, ни ныне действующий жилищный кодекс не предусматривали и не предусматривают иную форму предоставления жилья, кроме как его временного представления с учетом характера трудовых (служебных) отношений с Министерством обороны. Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия выполнения служебных обязанностей граждан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для сохранения за ответчиком права пользования спорным жилым помещением не имеется. Обстоятельств, при которых в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», выселение из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не допускается, судом по настоящему делу не установлено.

Доводы жалобы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности отклоняются судом в силу следующего.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного Кодекса.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 49 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исковая давность в силу ст. 208 ГК РФ не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.02.2010 № 177-О-О, взаимосвязанные положения абзаца 5 ст. 208 ГК РФ, содержащие перечень требований, на который не распространяется установленный ст. 196 ГК РФ общий трехлетний срок исковой давности, и ст. 304 и ст. 305 ГК РФ направлены на устранение длящихся нарушений прав собственника или иного владельца, не связанных с лишением владения, и в качестве таковых служат реализации предписаний ч. 3 ст. 17, ст. 35, ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Установив, что ответчик продолжает проживать в спорном жилом помещении без законных оснований, возникшие спорные правоотношения являются длящимися, суд приходит к выводу, что собственник жилого помещения вправе в любое время поставить вопрос об его освобождении, на это требование не распространяется исковая давность в силу абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик также ссылается на то, что приобрел право собственности на спорное жилое помещение в силу приобретательной давности.

В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Однако суд не может согласиться с такой позицией ответчика.

До 2008 года ответчик Черниковцев Е.П. проживал в спорном жилом помещении в связи с прохождением военной службы по контракту, после увольнения из Вооруженных Сил РФ жилое помещение в установленном порядке не сдал, продолжив проживать в нем.

При этом, ответчик в 2016, 2021 годах обращался в учреждения, подведомственные Министерству обороны РФ, с просьбой заключить с ним договор социального найма на жилое помещение <номер>, расположенное по адресу: <адрес>

Таким образом, указанные действия ответчика не свидетельствуют, что он относился к спорному жилому помещению, как к своему собственному, более того, срок, установленный статьей 234 Гражданского кодекса РФ не истек.

Не влияет на выводы суда также ссылка ответчика на то, что он как гражданин, уволенный с военной службы, приобрел право на предоставление бесплатно по месту военной службы в собственность или пожизненное наследуемое владение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не мог быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, после предоставления ему земельного участка под строительство дома.

Указанные правоотношения возникли между Черниковцевым Е.П. и администрацией г. Иркутска в связи с постановкой его в 2009 году на учет малоимущих граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что ответчик Черниковцев Е.П. на военной службе не состоит, право на обеспечение его жильем в порядке ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» не имеет, к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, ответчик не относится, в добровольном порядке спорное жилое помещение освободить отказывается, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о прекращении права пользования спорным жилым помещением и выселении Черниковцева Е.П. из него являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая требования п.п. «к» пункта 14 Правила пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», при прекращении права пользования жилым помещением наниматель обязан сдать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или произвести ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Иркутский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», одним из оснований снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, производимого органом регистрационного учета, является его выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Исходя из этого, решение суда о выселении ответчика из спорной комнаты является основанием для снятия Черниковцева Е.П. с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Поскольку при подаче искового заявления истец ФГАУ «Росжилкомплекс» было освобождено от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 300 руб., исчисляемом в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ,

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Прекратить право пользования Черниковцева <ФИО>9 в отношении жилого помещения, расположенного по <адрес>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения.

Снять с регистрационного учета по <адрес>, Черниковцева <ФИО>9.

Обязать Черниковцева <ФИО>9 сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по <адрес>, по акту с передачей ключей и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру начальнику территориального отдела «Иркутский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (г. Иркутск, ул. Ударника, д. 4).

Взыскать с Черниковцева <ФИО>9 в бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зыкова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 25 марта 2022 года

2-216/2022 (2-2754/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Иркутского гарнизона
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) " Миистерства обороны Российской Федерации
Ответчики
Черниковцев Евгений Павлович
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Рыкун Лидия Олеговна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Зыкова А.Ю.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Подготовка дела (собеседование)
22.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.12.2021Предварительное судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Дело оформлено
18.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее