№ 2-1780/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«07» мая 2018 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Шелковской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтяревой Л. В. к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Дегтярева Л.В. обратилась с иском к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца, в обоснование требований указала, что ... г. года умер ее супруг – ФИО являвшийся инвалидом второй группы и получавший ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и иные компенсации.
Дегтярева Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении единовременной выплаты, предусмотренной ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 100 кратной суммы МРОТ, однако в назначении выплат истцу было отказано со ссылкой на то, что размер единовременной выплаты по случаю потери кормильца в настоящее время составляет 27869,72 руб.
По мнению истца, отказ ответчика в назначении ей вышеуказанной выплаты, является незаконным, в связи с чем и обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности исковые требования поддержали и просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о явке, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, ее представителя по доверенности, ознакомившись с материалами дела, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ... г. года умер супруг истца – ФИО, являвшийся инвалидом и получавший ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и иные компенсации.
Дегтярева Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении единовременной выплаты по потере кормильца на основании ч. 4 ст. 39, ч. 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 100 кратной суммы МРОТ. В назначении указанной выплаты истцу было отказано со ссылкой на то, что указанная выплата в настоящее время составляет 27869,72 руб.
Однако, единовременная выплата по потере кормильца на основании ч. 4 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в неоспариваемой части в сумме 27869,72 руб. ответчиком не выплачена до настоящего времени.
Разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их в части, суд исходит из следующего.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат применению соответствующие положения ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (п. 6.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (подпункт 1);
ребенок умершего, родившийся после его смерти (подпункт 2);
один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе (подпункт 3);
лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти (подпункт 4).
Аналогичная норма установлена в статье 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей круг лиц, имеющих право на возмещение вреда в результате смерти кормильца.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Понятия "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи умершего кормильца" также содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 1 января 2015 года.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться п. п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц (родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, пп. 3 п. 2), а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Аналогичное определение понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи умершего кормильца" содержится в статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Частью 4 ст. 39 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 года предусмотрено, что семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10000 руб., родителям погибшего - в размере 5000 руб.
Согласно ст. 41 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 года право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд приходит к выводу о том, право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Истец Дегтярев Л.В. стала являться нетрудоспособной с сентября 2000 года, что подтверждается справкой МСЭ – № № от 14 сентября 2000 года.
Поскольку истец относится к числу лиц, имеющих право на получение социальных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ей назначены ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда в сумме 4721,65 руб., а также компенсация за потерю кормильца в сумме 228,48 руб.
Вместе с тем, единовременная выплата по потере кормильца на основании ч. 4 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истцу не выплачена до настоящего времени, несмотря на указание об этом в возражениях на иск.
Установив факт невыплаты истцу единовременной выплаты по потере кормильца, суд и пришел к выводу об удовлетворении требований истца части, взыскав с ответчика в ее пользу единовременную выплату, предусмотренную ч. 4 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в сумме 27869,72 руб.
Доводы истца относительно того, что единовременная выплата по потере кормильца, подлежащая выплате составляет в размере 100 кратной суммы МРОТ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право граждан на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).
Пункт 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в названный Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми п. 25 ст. 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка.
Статья 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 была дополнена частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
В 2004 году была изменена редакция статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 п. 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше п. 25 ст. 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15 этой же статьи.
Из содержания п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года только на ежемесячную компенсацию, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года, редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 названного Закона, а с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - редакцией п. 15 ст. 14 указанного Закона, предусматривающего выплату компенсации в твердой денежной сумме.
Следовательно, размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой денежной суммы, предусмотренной в настоящее время п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 базового Закона, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 руб.; инвалидам II группы - 2 500 руб.; инвалидам III группы - 1 000 руб.
Частью 4 ст. 39 базового Закона предусмотрено, что семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 руб., родителям погибшего - в размере 5 000 руб.
Частями 1 и 2 ст. 41 базового Закона предусмотрено, что право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 92 руб. 66 коп. независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан законодательством Российской Федерации.
Указанные выплаты подлежат ежегодной индексации в установленном законом порядке.
На дату обращения истца за назначением социальных выплат, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года N 42 Об индексации в 2016 году размеров компенсаций и иных выплат: размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона) инвалидам 2 группы установленный с 01 февраля 2016 года (с учетом индексации), составляет 8740 руб. 96 коп.; ежемесячная компенсация за потерю кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии (ч. 2 ст. 41 Закона) - 211руб. 48 коп.; единовременная компенсация (ч. 4 ст. 39 Закона) семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы 27869,72 руб.
Руководствуясь изложенным, принимая во внимание характер заявленных требований, учитывая, что факт обращения истца в 2016 году в установленном законом порядке с заявлением о назначении социальных выплат ответчиком не оспаривается, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона) с учетом индексации за 2017 и 2018 г.г. составляет 4721 руб. 65 коп., которая и выплачивается истцу в настоящее время.
Ежемесячная компенсация за потерю кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 2 ст. 41 Закона) с учетом индексации за 2017 и 2018 г.г. составляет 228,48 руб. и выплачивается истцу.
Единовременная компенсация (ч. 4 ст. 39 Закона) семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы на дату обращения истца составляет 27869,72 руб., которую суд и взыскал с ответчика в пользу истца, поскольку такое право у истца возникло именно в 2016 году в связи со смертью кормильца 16 февраля 2016 года.
При этом суд обращает внимание на то, что срок получения данной социальной выплаты законом не ограничен.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Дегтяревой Л. В. к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании единовременной компенсации по случаю потери кормильца удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Ростовской области единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренную ч. 4 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 27869,72 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2018 года.
Судья: