Дело <номер изъят> год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес изъят>
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Гасанова ФИО8,
при секретаре судебного заседания Касумовой ФИО9, помощника судьи Омаровой ФИО10
с участием истца Селимова ФИО11, его представителя - адвоката Баркаева ФИО12 предоставившего ордер <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение <номер изъят>, выданное ГУ МЮ РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - Службы в <адрес изъят>, Пограничного Управления ФСБ России по Республике Дагестан - Гиревого ФИО13, действующего на основании доверенности <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селимова ФИО14 в лице представителя Баркаева ФИО15 к Службе в городе Дербент Пограничного Управления ФСБ России по <адрес изъят> о пересмотре расчета срока выслуги лет для назначения пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца Селимова ФИО16 - Баркаев ФИО17, действующий на основании доверенности, обратился в суд с иском к Службе в <адрес изъят> Управления ФСБ России по <адрес изъят> о пересмотре расчета срока выслуги лет для назначения пенсии.
В исковом заявлении представитель истца Селимова ФИО18 -Баркаев ФИО19указал, что Истец Селимов ФИО20 (далее по тексту - Истец) состоял на военной службе по контракту, которую он проходи в Службе в <адрес изъят> Управления ФСБ России по <адрес изъят> (далее по тексту - Служба в <адрес изъят>) в воинском звании прапорщик на воинской должности контролер.
До поступления на военную службу по контракту в Службу в <адрес изъят> проходил военную службу по призыву в в/части 54801, котораядислоцировалась в <адрес изъят>.
В соответствии с приказами командира в/части 54801 от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> и от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> Истец в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился в служебной командировке на территории Республики Дагестан в зоне вооруженного конфликта. При этом ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Истец непосредственно участвовал в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики.
Приказом начальника Пограничного Управления ФСБ России по <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-лс Истец уволен с военной службы по контракту, а ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава Службы в <адрес изъят>.
Согласно произведенной Службой в <адрес изъят> расчету выслуги лет выслуга лет Истца на день его исключения из списков личного состава Службы в <адрес изъят> составила 19 лет 09 месяцев 25 дней, а именно: календарная -13 лет 9 месяцев 29 дней, из них: срочная служба - 1 год 10 месяцев 19 дней, служба по контракту - 11 лет 11 месяцев 10 дней; льготная - 05 лет 11 месяцев 22 дня, из них: контрактная служба - 05 лет 11 месяцев 22 дня.
Истец, выражая свое несогласие с тем, что Служба в <адрес изъят> прирасчете его выслуги лет период его военной службы по призыву не засчитали на льготных условиях, неоднократно обращался к начальнику Службы в <адрес изъят>, начальнику Пограничного Управления ФСБ России по <адрес изъят> и директору Пограничной Службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на которые он получил:
- ответ начальника Службы в <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, из которого следует, что Истцу в нарушение требований Закона РФ от 21.01.1993<номер изъят> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в выслугу лет для назначения пенсии период военной службы по призыву засчитан в льготном исчислении;
- ответ заместителя начальника Управления кадров Пограничной Службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>/С-436, С-490, из которого усматривается, что на основании обращения Истца от ДД.ММ.ГГГГ в Службе в <адрес изъят> проведена проверка, по результатам которой подтвержден факт ошибки при расчете его выслуги лет перед увольнением с военной службы, о чем ему разъяснено в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №. 21/304/43/8-221;
- ответ заместителя начальника Пограничного Управления ФСБ России по <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> из которого следует, что при принятии решения об исключении Истца из списков личного состава Службы в <адрес изъят> выслуга лет была рассчитана в строгом соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается материалами его личного дела.
Согласно Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>), постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» для назначении пенсии за выслугу лет период прохождения военной службы по призыву подлежит зачету в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении вне зависимости от факта участия в контртеррористических операциях;
- ответ начальника Службы в <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. из которого усматривается, что по состоянию на дату исключения из списков части, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет Истца составляет всего 19 лет 09 месяцев 25 дней: календарная 13 лет 9 месяцев 29 дней, из них, - срочная служба 1 год 10 месяцев 19 дней, контрактная служба 11 лет 11 месяцев 10 дней; льготная 05 лет 11 месяцев 22 дня, из них, - контрактная служба - 05 лет 11 месяцев 22 дня.
Таким образом, из ответов Пограничного Управления ФСБ России по <адрес изъят> и Службы в <адрес изъят> на обращения Истца следует, что в его выслугу лет период прохождения им военной службы по призыву в/части 54801 на территориях Республики Дагестан и Чеченской Республики в льготном исчислении не засчитано.
Действия Службы в <адрес изъят>, связанные с отказом включить выслугу лет Истца указанный период прохождения им военной службы по призыву в в/части 54801 в льготном исчислении, считает не законными по основаниям, изложенным ниже.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>).
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> данный Закон распространяется, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее -действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно абз. 1 п. 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие вработах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» при применении ч 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах при прохождении службы по призыву,срок службы в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральный законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п.п. 1 и 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» (далее - постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>), в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, осуществление разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Пункт 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> признан утратившим силу абзацем 1 п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О зонах вооруженных конфликтов» п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О зонах вооруженных конфликтов» (далее - постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>).
В то же время, п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> (далее - постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>) выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Вместе с тем постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> обратной силы не имеет.
При таких обстоятельствах к отношениям, связанным с непосредственным участием Истца в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республике в период времени ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики подлежит применению п.п. 1 и 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>.
Таким образом, непосредственное участие Истца в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в период времени ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики необходимо рассматривать как выполнения задач в условиях вооруженного конфликта и данный период времени подлежит зачету в выслугу лет истца на льготных условиях, - из расчет один день выполнения задач в условиях вооруженного конфликта за три дня.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Действия Службы в <адрес изъят>, связанные с отказом включить в выслугу лет Истца период непосредственного участия в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в льготном исчислении, повлекли за собой лишение Истца права на назначение ему пенсии по выслуге лет. При таких обстоятельствах спор о признании оспариваемых действий Службы в <адрес изъят> подлежит рассмотрению в порядке предусмотренном ГПК РФ.
Руководствуясь положениями ст.ст. 125, 126 ГК РФ, просит удовлетворить заявленные исковые требования, действия Службы в <адрес изъят>, связанные с отказом включить в выслугу лет истца Селимова ФИО21 период его непосредственного участия в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в период времени ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в выслугу лет на льготных условиях признать не законными;
обязать Службу в <адрес изъят> включить в выслугу лет истца Селимова ФИО22 период его непосредственного участия в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в период времени ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в выслугу лет на льготных условиях.
В судебном заседании истец Селимов ФИО23 и его представитель адвокат Баркаев ФИО24, поддержали исковые требования в полном объеме, просили суд признать действия Службы в <адрес изъят>, связанные с отказом включить в выслугу лет истца период его непосредственного участия в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории <адрес изъят> и <адрес изъят> в период времени ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес изъят> и <адрес изъят> в выслугу лет на льготных условиях признать не законными.
Представитель ответчика - Службы в <адрес изъят> Управления ФСБ России по <адрес изъят> - Гиревой ФИО25, действующий на основании доверенности за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении требований искового заявления адвоката Баркаева ФИО26, поданного в интересах бывшего военнослужащего Селимова ФИО27 отказать в полном объеме. Представитель ответчика также представил письменное возражение, в котором указал, что Служба в <адрес изъят> в лице начальника Службы считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Так, в статье 1 закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> перечислены лица, на которых распространяется действие данногозакона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 указанного Закона, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, согласно части 3 статьи 18 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-КГ14-14 и от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-КГ15-12.
На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении искового заявления Селимова ФИО28 в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Селимов ФИО29 проходил военную службу по призыву в в/части 54801, которая дислоцировалась в <адрес изъят>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказами командира в/части 54801 от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> и от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> Истец в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился в служебной командировке на территории Республики Дагестан в зоне вооруженного конфликта. При этом ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Истец непосредственно участвовал в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики, что подтверждается Архивной справкой за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.
Селимов ФИО30 состоял на военной службе по контракту, которую он проходи в Службе в <адрес изъят> Управления ФСБ России по <адрес изъят> (далее по тексту - Служба в <адрес изъят>) в воинском звании прапорщик на воинской должности контролер.
Приказом начальника Пограничного Управления ФСБ России по РД от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-лс истец уволен с военной службы по контракту, а ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава Службы в <адрес изъят>. В выслугу лет при увольнении со службы по состоянию на дату исключения из списков части, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет Истца составляет всего 19 лет 09 месяцев 25 дней: календарная 13 лет 9 месяцев 29 дней, из них, - срочная служба 1 год 10 месяцев 19 дней, контрактная служба 11 лет 11 месяцев 10 дней; льготная 05 лет 11 месяцев 22 дня, из них, - контрактная служба - 05 лет 11 месяцев 22 дня.
Период участия Селимова ФИО31 в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время прохождения службы по призыву во засчитан ему в выслугу лет в календарном исчислении.
Суд исходит из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в войсковой части 54801) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
При этом суд принимает во внимание, что действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1) не распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Суд признает неправильным толкование истцом положений статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1).
В обоснование исковых требований истец, как проходивший службу по призыву в войсковой части 54801, в том числе ДД.ММ.ГГГГ и с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и в Чеченской Республике, ссылается на положения части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1, согласно которой военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Между тем Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В частности, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N4468-1 и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд, разрешая спор, исходит именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, которое является правильным, в связи с чем, правомерно не засчитали в выслугу лет в льготном исчислении Селимову ФИО32 период его участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
В период ДД.ММ.ГГГГ и с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ в Чеченской Республике чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах").
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, из названного Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму" следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.
Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 19, статья 22).
Довод о том, что Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860) не содержит разграничения прав на льготное исчисление выслуги лет военнослужащих срочной службы по принципу прохождения службы по призыву либо по контракту, юридического значения не имеет, так как данный правовой акт не определяет порядок льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Судом установлено, что Селимов ФИО33 проходил военную службу по призыву в войсковой части 54801.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.
Так, согласно частям 4 и 5 статьи 37 Федерального закона N 27-ФЗ:
срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца;
срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.
Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Селимова ФИО34 соответствующими положениям Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований представителя Баркаева ФИО35 в интересах Селимова ФИО36 к Службе в <адрес изъят> Пограничного Управления ФСБ России по <адрес изъят> о признании действия Службы в <адрес изъят>, связанные с отказом включить в выслугу лет истца Селимова ФИО37 период его непосредственного участия в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории Республики Дагестан и Чеченской Республике в период времени ДД.ММ.ГГГГг. и 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес изъят> и <адрес изъят> в выслугу лет на льготных условиях признать не законными; обязании включить в выслугу лет истца период его непосредственного участия в боевых действиях по уничтожению бандформирований на территории <адрес изъят> и <адрес изъят> в период времени ДД.ММ.ГГГГ и с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики в выслугу лет на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано через Дербентский городской суд РД в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия.
Решение составлено и напечатано в совещательной комнате.
Резолютивная часть решения суда оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ ФИО38 ГАСАНОВ