Дело №2а-4022/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красногорск 08 июня 2018 года
Московской области
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.
при секретаре Кукаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Купреянова Павла Яковлевича к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга,
у с т а н о в и л :
Купреянов П.Я. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга, в котором просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Красногорск Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения митинга, намеченного на дату ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (<адрес>); признать незаконным отказ Администрации городского округа Красногорск Московской области в согласовании проведения митинга, намеченного на дату 10.06.2018 года с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (г. Красногорск, ул. Ленина, д.4), цель которого – выразить недоверие политике Губернатора Московской области Воробьева А.Ю., сообщить о совершении должностных преступлений Главой городского округа Красногорск Московской области Хабировым Р.Ф., предложить ему добровольно уйти в отставку, добиться назначения прямых выборов Главы городского округа Красногорск Московской области.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации городского округа <адрес> направлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, цель которого – выразить недоверие политике <адрес> Воробьева А.Ю., сообщить о совершении должностных преступлений Главой городского округа <адрес> Хабировым Р.Ф., предложить ему добровольно уйти в отставку, добиться назначения прямых выборов Главы городского округа <адрес>. Митинг намечен к проведению на ДД.ММ.ГГГГ с 11:00 до 14:30 по московскому времени. Предлагаемое организатором место проведения публичного мероприятия - площадь перед зданием Администрации (<адрес>). Предполагаемая численность участников – до 1 000 человек. В ответ на уведомление организатором было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.6.1/3893, №.6.1/3894, №.6.1/3895, №.6.1/3896, №.6.1/3897, за подписью заместителя главы администрации по безопасности Бутенко А.В., в котором указано, что Администрация городского округа <адрес> не согласовывает проведение мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (<адрес>), поскольку площадь перед зданием Администрации не входит в перечень мест, утвержденных распоряжением ГУТП МО от ДД.ММ.ГГГГ №». Полагают, что ответ Администрации с отказом в согласовании проведения митинга противоречит действующему Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории <адрес>». С учетом изложенного, просят суд административный иск удовлетворить.
Административный истец Купреянов П.Я., заинтересованные лица Пархоменко Г.В., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении судебного слушания не ходатайствовали.
Представитель административного истца Купрянова П.Я., заинтересованного лица Пархоменко Г.В., по доверенности и одновременно заинтересованное лицо Юдин А.А. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика - Администрации городского округа Красногорск Московской области по доверенности Голубев А.Н. в судебном заседании просил суд в удовлетворении иска отказать, полагая заявленные требования необоснованными.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации городского округа <адрес> от Купреянова П.Я., Пархоменко Г.В., Юдина А.А. направлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, цель которого – выразить недоверие политике <адрес> Воробьева А.Ю., сообщить о совершении должностных преступлений Главой городского округа <адрес> Хабировым Р.Ф., предложить ему добровольно уйти в отставку, добиться назначения прямых выборов Главы городского округа <адрес>. Митинг намечен к проведению на ДД.ММ.ГГГГ с 11:00 до 14:30 по московскому времени. Предлагаемое организатором место проведения публичного мероприятия - площадь перед зданием Администрации (<адрес>). Предполагаемая численность участников – до 1 000 человек.
Согласно ответа Администрации городского округа Красногорск на указанное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.6.1/3893, №.6.1/3894, №.6.1/3895, №.6.1/3896, №.6.1/3897, за подписью заместителя главы администрации по безопасности Бутенко А.В., Администрация городского округа <адрес> не согласовывает проведение мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (<адрес>), поскольку площадь перед зданием Администрации не входит в перечень мест, утвержденных распоряжением ГУТП МО от ДД.ММ.ГГГГ №».
Одновременно, сообщено, что на указанную дату Администрация городского округа <адрес> не может предложить изменение места и времени проведения митинга, так как места, утвержденные Распоряжением ГУТП МО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>».
Так, на площади перед ДК «Подмосковье», расположенной по адресу: <адрес>, г Красногорск, <адрес>, проведение мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут не представляется возможным, так как на пощади перед ДК «Подмосковье» ООО «Блокмонтаж» проводит земляные работы на основании ордера № (продление) от ДД.ММ.ГГГГ ода, действующего до ДД.ММ.ГГГГ.
Площадь Оптиков (у памятника В.И.Ленину) в городе Красногорске ДД.ММ.ГГГГ представлена для проведения фестиваля «Товары народного потребления» в связи с чем проведение мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут не представляется возможным.
На территории спортивного комплекса в поселке Отрадное проведение мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут не представляется возможным, так как ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов до 13 часов 00 минут на стадионе будет проводится чемпионат по футболу среди любительских команд территории Отрадненское, посвященных Дню России и с 13 часов 30 минут до 17 часов 00 минут – дружеская встреча любительских команд территории Отрадненское по футболу.
На площади перед памятником «Воинам-саперам» пересечение улиц Школьная и Инженерная рабочего поселка Нахабино с 11 00 часов до 18 часов 00 минут проведение мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 11 чсов 00 минут до 14 часов 30 минут не представляется возможным, так как ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут до 18 часов 00 минут площадью предоставлена для проведения «Молодежной акции» «Российский триколор».
Также сообщается, что на указанную дату администрация городского округа <адрес> не имеет возможности предложить изменение места и времени проведения митинга, так как другие места ранее предоставлены для проведения следующих мероприятий: 1) площадь перед зданием МБУК «Дом культуры «Луч» по <адрес> селе Петрово-Дальнее с 11 чсов 30 минут до 15 часов 30 минут предоставлена для проведения праздника, посвященного окончанию учебного года «Здравствуй, лето!»; 2) площадка между домами 8 и 12 в <адрес> с 11 часов 00 минут предоставлена для проведения творческой встречи и концерта, посвященного Дню России с автором и исполнителем бардовских песен Анатолием Волковым.
Статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности – соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.В силу статьи 7 данного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), не позднее четырех дней до дня его проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ орган местного самоуправления, к которому поступило уведомление, обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона.
Как следует из письма Администрации городского округа Красногорск за подписью заместителя главы администрации по безопасности Бутенко А.В., заявителю предложено самостоятельно определить место, дату и время проведения митинга.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года №484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия), так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие «Мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели (определение от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, от 1 июня 2010 года № 705 –О-О, от 29 января 2015 года №201-О, Постановление от 14 февраля 2013 года №4-П).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (п. 2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ).
Таким образом, несоблюдение и не исполнение обязанности органа местного самоуправления, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», суд признает бездействием административного ответчика, выразившимся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и времени проведения, которое надлежит признать незаконным.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 1 Закона Московской области №197/2005-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» в целях коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальном образовании на территории Московской области определяются единые отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий. Специально отведенные места определяются с учетом положений Федерального закона и настоящего закона. Перечень специально отведенных мест утверждается уполномоченным Правительством Московской области органом исполнительной власти Московской области по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, с учетом мнения органов внутренних дел о возможности обеспечения в указанных местах правопорядка и общественной безопасности.
Исходя из положений ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах (часть 2.1 статьи 8).
Согласно ч.6 ст. 4 Закона Московской области от 22.07.2005 года № 197/2005-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» проведение публичного мероприятия в специально отведенном месте осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом и настоящим Законом. В случае подачи уведомлений о проведении отдельных публичных мероприятий в специально отведенном месте в одно и тоже время соответствующий уполномоченный орган устанавливает очередность проведения исходя из времени получения уведомлений.
Во исполнение указанных нормативных положений федерального законодательства на основании Распоряжения Главного управления территориальной политики Московской области №4 от 14.08.2014 года утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области.
Согласно указанному перечню, Площадь перед зданием администрации городского округа Красногорск по адресу: <адрес> не относится к специально отведенным или приспособленным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений.
При этом, административный ответчик не наделен полномочиями по определению иных специально отведенных или приспособленных мест для проведения публичных мероприятий.
Данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании проведения митинга на Площади перед зданием администрации городского округа Красногорск по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 170-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Купреянова Павла Яковлевича к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Красногорск Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения митинга, намеченного на дату ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (<адрес>).
Требования в части признания незаконным отказа Администрации городского округа <адрес> в согласовании проведения митинга, намеченного на дату ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (<адрес>) – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья А.А.Палагина
Дело №2а-4022/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красногорск 08 июня 2018 года
Московской области
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.
при секретаре Кукаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Купреянова Павла Яковлевича к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга,
руководствуясь ст.ст. 170-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Купреянова Павла Яковлевича к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании бездействия незаконным, признании незаконным отказа в согласовании проведения митинга удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Красногорск Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения митинга, намеченного на дату 10.06.2018 года с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (г. Красногорск, ул. Ленина, д.4).
Требования в части признания незаконным отказа Администрации городского округа Красногорск Московской области в согласовании проведения митинга, намеченного на дату 10.06.2018 года с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут на площади перед зданием Администрации (г. Красногорск, ул. Ленина, д.4) – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья А.А.Палагина