Судья Пекаринина И.А. дело № 2-1606/2019 г.
(первая инстанция)
дело № 33-294/2020 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Сулеймановой А.С., Устинова О.И.,
при участии секретаря – Дубравской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Министерства Обороны Российской Федерации к Коноваловой Ж.А. , 3-и лица: Правительство Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 октября 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Министерства Обороны Российской Федерации к Коноваловой Ж.А. , 3-и лица: Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ДИЗО г. Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 909 кв.м. по <адрес>, отказать.
Отменить меры по обеспечению иска в виде ареста и запрета Коноваловой Ж.А. на совершение каких-либо действий с земельным участком площадью 909 кв.м. по <адрес>, присвоенный кадастровый №, принадлежащем на праве собственности Коноваловой Ж.А. , включая передачу во владение, пользование и распоряжение иным лицам, иное любое отчуждение или обременение, а также регистрацию имущественных прав в органах государственной власти, принятые определением Нахимовского районного суда г. Севастополя 10 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации – Рубцовой Т.В. представителя Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России – Юрчук Е.И., поддержавших доводы жалобы, полагавших решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Коноваловой Ж.А. и просил истребовать из чужого незаконного владения ответчицы земельный участок площадью 909 кв.м. по <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку он входит в состав военного городка № К-1, используемого истцом в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28.05.1997 г. Также, спорный земельный участок значится в Приложении № 2 к вышеуказанному Соглашению. На момент заключения Соглашения военный городок № К-1 фактически использовался Вооруженными силами Российской Федерации. Инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. №-р, завершена не была. Истец полагает принятым с нарушением норм действующего на то время земельного законодательства Украины решение органа местного самоуправления о передаче спорного земельного участка в собственность ответчика, а также без учета фактического его использования Вооруженными Силами Российской Федерации. Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 г. №-РП военный городок № К-1 был передан в федеральную собственность, а 25.03.2015 г. между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ был подписан акт приема-передачи военного городка № К-1 в виде единого имущественного комплекса. Актом осмотра от 17.04.2019 г. было установлено, что спорный земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка № К-1. В связи с чем, истец, полагая его частью военного городка, считает, что он подлежит истребованию.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Министерством обороны Российской Федерации подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования иска удовлетворить. В обоснование доводов жалобы апеллянт полагает, что суд при разрешении дела по существу не исследовал и не оценил представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи, неправильно применил нормы материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 ЗК Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 07.08.2014 г. № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 № 512-ЗС.
Судом установлено, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от 12.03.2010 г. ОК «Дачно-строительный кооператив «Миранда-С» было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка для строительства и обслуживания индивидуальных дачных домов в районе <адрес> ориентировочной общей площадью 9,8 га с технической документацией по землеустройству по установлению в натуре (на местности) границ земельных участков для передачи в собственность членам кооператива.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от 02.04.2010 г. ОК «Дачно-строительный кооператив «Миранда-С» был утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков с установлением границ в натуре (на местности) ОК «Дачно-строительный кооператив «Миранда-С» общей площадью 9,8 га для индивидуального дачного строительства в районе п. Кача.
Гражданам-членам ОК «Дачно-строительный кооператив «Миранда-С» были предоставлены в собственность земельные участки общей площадью 9,8 га для индивидуального дачного строительства в районе п. Кача, с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения.
Из обстоятельств дела следует, что согласно названного распоряжения и в соответствии с приложением к нему Коноваловой Ж.А., как члену ОК «ДСК «Миранда-С», был передан земельный участок №, площадью 0,0909 кв.м., расположенный по <адрес>. Ответчица получила кадастровый паспорт. Вид разрешенного использования земельного участка был определен «для ведения дачного хозяйства».
Обращаясь с данным иском в суд, истец утверждал, что спорный земельный участок входит в состав земель военного городка № К1, находящегося в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, в связи с чем, не может находиться в распоряжении ответчика и подлежит истребованию.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок был передан ответчику как члену ОК «Дачно-строительный кооператив «Миранда-С» на основании решения органа местного самоуправления, на момент издания которого он к землям военного городка К1 и землям специального назначения не относился, имел статус категории «земли рекреационного значения», вид разрешенного использования «для индивидуального дачного строительства», его место расположение предполагает его использование по указанному назначению. Также, суд отметил, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет, не имея каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц. Ответственность же за нарушение порядка его передачи, допущенное со стороны органа власти, на чем основаны заявленные требования иска, не может быть возложена на ответчика. В связи с чем, в совокупности установленных обстоятельств, суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не усматривает оснований не согласиться.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 118 ЗК Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно п. 12 Переходных положений ЗК Украины, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
В силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.
В соответствии с п. 3 ч. 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя № от 07 августа 2014 года был утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28.05.1997 г., военный городок № К1 значится в Приложении № 2 к Соглашению.
Положениями названного Соглашения определено, что Украинская сторона передает Российской стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой структуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе, указанных в Приложении № 2, в частности: аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебный центр, 528 летающую лабораторию, 120 отряд подготовки и пуска самолетов-мишеней.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
Распоряжением Правительства Севастополя №-РП от 20.03.2015 г. было передано в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства имущество, в том числе, военный городок К-1.
25.03.2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России был подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Согласно акта осмотра от 17.04.2019 г. № 11 земельного участка военного городка К-1, земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1.
Согласно сведений, указанных в Приложении 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота Российской Федерации в г. Севастополе, площадь военных городков К-1,2,4 составляет 1138,54 га. Согласно же сведений, указанных в Приложении к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 г. №-РП, площадь части военного городка К-1 (<адрес>,16) составляет 1137,87 га. Согласно решения командующего ЧФ ДД.ММ.ГГГГ №, площадь военного городка К-1 составляет 1133 га. В связи с отсутствием необходимости в использовании земельных участков флотом, органам местной власти подлежало передаче 43,8 га военного городка К-1.
Согласно Приложения 2 к решению исполкома Севгорсовета от 15.11.1994 г. №, из землепользования в/ч 49311 изымается земельный участок 3 га по <адрес>, в связи с необоснованным расположением в береговой черте, на землях оздоровительного, рекреационного назначения.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 27.09.1995 г. №-р, прекращено право постоянного пользования в/ч 29311 на земельный участок площадью 45 га фактически неиспользуемых земель, с переводом его из земель обороны в земли сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что на момент разрешения дела по существу сведений, документально подтверждающих общую площадь военного городка № К-1, истцом суду представлено не было. Из пояснений стороны истца также установлено, что договор аренды земельного участка военного городка К-1 не заключался.
В соответствии со ст. ст. 301, 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
Истцом же обстоятельство того, что спорный земельный участок относится к землям военного городка К1 и землям специального назначения доказано не было, надлежащих доказательств того, что он в настоящее время в установленном законом порядке отнесен к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц, не представлено, целесообразность его истребования в собственность Министерства Обороны Российской Федерации не обоснована.
Судом также было принято во внимание, что земельный участок военного городка не сформирован, в натуре на местности не выделялся, его границы не определены, его площадь неоднократно изменялась путем уменьшения, объектов недвижимого имущества истца на спорном земельном участке не находится.
При таких обстоятельствах, полагать обоснованными требования об истребовании спорного земельного участка в пользу истца у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы об обратном отмену или изменение обжалуемого решения не влекут, поскольку, по сути, повторяют доводы иска, которые были предметом исследования и оценки судом при разрешении дела по существу, не согласиться с которой судебной коллегией оснований не установлено.
Ссылки апеллянта о необоснованном отказе в назначении землеустроительной экспертизы судебная коллегия также не принимает во внимание, поскольку при отсутствии доказательств выделения земельного участка военного городка № К1 в натуре на местности и установлении его границ, а также принимая во внимание изменение площади военного городка № К1 в сторону уменьшения целесообразность в назначении экспертизы отсутствовала.
Оценка иных доводов жалобы указывает на отсутствие фактов, которые не были учтены судом при разрешении дела по существу, и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали его выводы.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение отвечает требованиям материального и процессуального закона, постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении. В связи с чем, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
О.И. Устинов