...
УИД 89RS0005-01-2022-002556-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.
при секретаре судебного заседания Храмцовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1553/2022 иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Мельникову А.В. о взыскании налога на имущество, транспортного налога и пени,
установил:
Административный истец МИФНС № 5 по ЯНАО обратился в суд с иском о взыскании с административного ответчика Мельникова А.В. налога на имущество за 2020 год в размере 699 рублей, пени за его несвоевременную уплату в размере 2 рубля 27 копеек, транспортного налога за 2020 год в размере 39 296 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 127 рублей 71 копейка. В обоснование требований указано, что Мельников А.В., в течение 2020 года имея в собственности четыре автомобиля и квартиру, не уплатил транспортный налог и налог на имущество за этот период. В связи с указанным образовалась недоимка, на которую начислена пеня. В добровольном порядке недоимка и пеня не уплачены, судебный приказ об их взыскании отменен по заявлению налогоплательщика.
Стороны в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель административного истца просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настаивала. Административный ответчик с иском не согласился, представил документы о продаже автомобилей в 2011 и 2013 годах, справки ОГИБДД, а также копию определения о завершении конкурсного производства.
С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему:
Согласно ст.7, 39 и 57 Конституции Российской Федерации данное государство является социальным, а его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 ст.399 НК РФ закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно положениям ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающими правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с положениями ст.401 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в течение 2020 года административному ответчику Мельникову А.В. принадлежала 1/2 доли в праве собственности на <адрес> (кадастровый номер объекта ...).
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, в 2020 году административный ответчик Мельников А.В. являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п.5 настоящей статьи.
Решением Городской Думы МО г.Ноябрьск от 20 ноября 2014 года № 37-Д «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск» введен указанный налог, который является местным налогом и уплачивается собственниками имущества в соответствии с гл.32 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных этим решением. Этим же решением определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, перечисленных в ст.401 НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Ставка налога в отношении квартир составляет 0,1 процента.
Налог за имущество 2020 год исчислен налоговым органом в размере (1 403 979 : 2 х 0,1 : 100 =) 699 рублей и в силу положений ст.406 НК РФ должен был быть уплачен налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, также в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть (с учетом выходных дней) в срок не позднее 1 декабря 2021 года.
В соответствии со ст.356 и 357 НК РФ физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога. Исходя из буквального толкования приведенных выше норм права, плательщиком транспортного налога является не собственник транспортного средства в прямом смысле этого слова, а именно то лицо, на чье имя транспортное средство зарегистрировано.
Материалами дела подтверждается, что в 2020 году на имя административного ответчика Мельникова А.В. было зарегистрировано четыре являющихся объектами налогообложения транспортных средства:
- грузовой автомобиль ... (г/н №) мощностью двигателя 245 л.с.;
- легковой автомобиль ... (г/н №) мощностью двигателя 80 л.с.;
- грузовой автомобиль ...г/н №) мощностью двигателя 124 л.с.;
- грузовой автомобиль ... (г/н №) мощностью двигателя 260 л.с.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм административный ответчик в 2020 году являлся плательщиком транспортного налога.
Наличие договоров купли-продажи автомобилей ... (г/н №) от ДД.ММ.ГГГГ и ... (г/н №) от ДД.ММ.ГГГГ при условии продажи автомобилей самим Мельниковым А.В. и продолжения учета этих автомобилей на его же имя об обратном, как и о прекращении связанных с регистрацией автомобилей на имя ответчика налоговых обязательств в отношении этих автомобилей, не свидетельствует, поскольку согласно закону налогоплательщиком является лицо, на которое автомобиль зарегистрирован.
Статьей 2 Закона ЯНАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» от 25 ноября 2002 года № 61-ЗАО, установлено, что ставка транспортного налога определяется в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. эта ставка в 2020 году была равна 15 рублям, для грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 50 рублям, для грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 65 рублям, для грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 85 рублям.
Транспортный налог за 2018 год при указанных выше параметрах составляет (245 х 65 + 80 х 15 + 124 х 50 + 260 х 85 =) 45 425 рублей, однако исчислен налоговым органом в размере 39 296 рублей и в силу положений абз.2 п.1 ст.363 НК РФ должен был быть уплачен налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в срок не позднее 1 декабря 2021 года.
В соответствии с НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог и налог на имущество на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
5 октября 2021 года налоговый орган направлял административному ответчику посредством почтовой связи налоговое уведомление № 65723716 от 1 сентября 2021 года, содержащее расчет транспортного налога и налога на имущество за 2020 год.
Поскольку в установленные законом сроки обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество ответчиком исполнена не была, 27 декабря 2021 года налоговый орган направил в его адрес посредством почтовой связи требование № 50386 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате в том числе недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 39 296 рублей, пени по этому налогу в размере 127 рублей 71 копейка, недоимки налогу на имущество за 2020 год в размере 699 рублей и пени по этому налогу в размере 2 рубля 27 копеек в срок до 8 февраля 2022 года.
Требование налогового органа административным ответчиком ни в установленный в нем срок, ни до дня подачи настоящего иска в полном объеме исполнены не были, что никем не оспаривается и подтверждено карточкой «расчеты с бюджетом».
Согласно п.1 ст.48 НК РФ (редакция, действующая с 23 декабря 2020 года) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст.48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абз.2). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3).
Общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с административного ответчика по состоянию на дату направления требования превысила 10 000 рублей.
Таким образом, последний день срока обращения налогового органа в суд по требованию № 50386 от 15 декабря 2021 года приходится на 8 августа 2022 года.
Согласно ч.5 ст.138, ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Заявление о вынесении судебного приказа по упомянутому требованию было подано мировому судье 31 марта 2022 года, то есть с соблюдением установленного законом срока обращения. Судебный приказ, вынесенный в тот же день, отменен определением от 21 апреля 2022 года. Следовательно, срок подачи административного иска заканчивается 21 октября 2022 года. Настоящее исковое заявление подано в суд 24 мая 2022 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока, поэтому срок обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом не пропущен.
Оснований сомневаться в обоснованности требований налогового органа у суда не имеется.
Обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество за 2020 год, а также спорной пени возникла у ответчика после принятия к производству Арбитражного суда ЯНАО заявления о банкротстве гражданина Мельникова А.В. (принято 25 ноября 2019 года), в силу чего спорные платежи относятся к числу текущих. Процедура банкротства завершена определением от 21 октября 2021 года по делу № А81-10645/2019.
Требования административного истца о взыскании сумм недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2020 год, включенных в требование № 50386 от 15 декабря 2021 года, в общем размере (39 296 + 699 + 127,71 + 2,27 =) 40 124 рубля 98 копеек являются законными, обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, государственная пошлина в размере ((40 124,98 – 20 000) : 100 х 3 + 800 =) 1 404 рубля подлежит взысканию с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить.
Взыскать с Мельникова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (№), зарегистрированного и проживающего в <адрес>), 40 124 (сорок тысяч сто двадцать четыре) рубля 98 копеек, в том числе:
- транспортный налог за 2020 год в размере 39 296 (тридцать девять тысяч двести девяносто шесть) рублей (№);
- пеню за несвоевременную уплату транспортного налога за 2020 год в размере 127 (сто двадцать семь) рублей 71 копейка (№).
- налог на имущество за 2020 год в размере 699 (шестьсот девяносто девять) рублей (№),
- пеню за несвоевременную уплату налога на имущество за 2020 год в размере 2 (два) рубля 27 копеек (№).
Взыскать с Мельникова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (№), зарегистрированного и проживающего в <адрес>), государственную пошлину в бюджет муниципального образования <адрес> в размере 1 404 (одна тысяча четыреста четыре) рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина
Решение в окончательной форме принято 17 июня 2022 года.
...