Дело № 3а-107/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2017 года город Брянск
Брянский областной суд в составе
председательствующего судьи Суярковой В.В.
при секретаре Коваленко А.Н.,
с участием представителя административных истцов Титченкова В.А., представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Титченкова Валерия Александровича, действующего по доверенности в интересах Капшукова Михаила Михайловича и Мышакиной Ирины Александровны, к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Титченков В.А., действующий по доверенности в интересах Капшукова М.М. и Мышакиной И.А., обратился в суд с административным заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих им на праве общей долевой собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ООО «Агентство недвижимости ГИП», а именно:
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса, площадью 2120 кв.м. по адресу: <адрес>; кадастровый номер № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 1494600 руб.;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многофункциональные нежилые здания общей площадью до 3000 кв.м., площадью 1327 кв.м., по адресу: <адрес>; кадастровый номер № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 3034849 руб.;
производственного корпуса с административными помещениями, назначение: нежилое, 2-этажный, площадью 1479 кв.м., лит А по адресу: <адрес>; кадастровый номер №, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 15034516 руб.;
здания многофункционального (административно-торгового) назначения, назначение: нежилое, 2-этажный, площадью 739,4 кв.м., инв. №, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 13140930 руб.;
многофункционального здания (склад, гараж), назначение: нежилое, 1-этажный, площадью 87,8 кв.м., инв. №, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 591026 руб.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает их права и законные интересы, поскольку влечет неверное определение их налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога и имущественного налога, исчисляемых на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель административных истцов Титченков В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. не возражала против удовлетворения исковых требований. При этом не оспаривала предоставленный истцами отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Административные истцы Капшуков М.М. и Мышакина И.А., представители заинтересованных лиц: Управления Росреестра по Брянской области, Брянской городской администрации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания по делу не представили.
С учетом требований статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Капшуков М.М. и Мышакина И.А. являются собственниками (по ? доли за каждым):
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса, площадью 2120 кв.м. по адресу: <адрес>; кадастровый номер №;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многофункциональные нежилые здания общей площадью до 3000 кв.м., площадью 1327 кв.м., по адресу: <адрес>; кадастровый номер №;
производственного корпуса с административными помещениями, назначение: нежилое, 2-этажный, площадью 1479 кв.м., лит А по адресу: <адрес>; кадастровый номер №;
здания многофункционального (административно-торгового) назначения, назначение: нежилое, 2-этажный, площадью 739,4 кв.м., инв. №, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №;
многофункционального здания (склад, гараж), назначение: нежилое, 1-этажный, площадью 87,8 кв.м., инв. № по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1853 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «город Брянск» по состоянию на 01 января 2015 года определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № в размерах 2612666,80 руб. и 5389292,02 руб. соответственно.
ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2120 кв.м. в размере 2612666,80 руб., определенной на 01.01.2015, внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2015.
ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1327 кв.м., в размере 5389292,02 руб., определенной на 01.01.2015, внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2015.
В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 01 января 2015 года определена кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами: № - производственного корпуса с административными помещениями - 37434658,41 руб.; № - здания многофункционального (административно-торгового) назначения - 23299196,43 руб.; № - многофункционального здания (склад, гараж) - 1904569,89 руб.
Данные об установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с требованиями пункта <данные изъяты> части 2 статьи 246, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Административными истцами в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Агентство недвижимости ГИП», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, площадью 2120 кв.м. по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1494600 руб.;
земельного участка, площадью 1327 кв.м., по адресу: <адрес>; по состоянию на 01 января 2015 года - 3034849 руб.;
производственного корпуса с административными помещениями, площадью 1479 кв.м., лит А по адресу: <адрес>; по состоянию на 01 января 2015 года - 15034516 руб.;
здания многофункционального (административно-торгового) назначения, площадью 739,4 кв.м., по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года - 13140930 руб.;
многофункционального здания (склад, гараж), площадью 87,8 кв.м., по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года - 591026 руб.
На указанный отчет административными истцами получено положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное экспертом ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет.
Представитель административного ответчика не возражал против установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года в соответствии с отчетом ООО «Агентство недвижимости ГИП», оценку спорных объектов недвижимости не оспорил, доказательств иного размера рыночной стоимости указанных объектов не представил.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете ООО «Агентство недвижимости ГИП» № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 01 января 2015 года.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суд считает необходимым указать в решении дату подачи истцами заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 15 ноября 2017 года, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости. Указанный вывод следует из положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Титченкова Валерия Александровича, действующего по доверенности в интересах Капшукова Михаила Михайловича и Мышакиной Ирины Александровны, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса, площадью 2120 кв.м. по адресу: Брянская <адрес>; кадастровый номер № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 1494600 руб.;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многофункциональные нежилые здания общей площадью до 3000 кв.м., площадью 1327 кв.м., по адресу: <адрес>; кадастровый номер № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 3034849 руб.;
производственного корпуса с административными помещениями, назначение: нежилое, 2-этажный, площадью 1479 кв.м., лит А по адресу: Брянская <адрес>; кадастровый номер № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 15034516 руб.;
здания многофункционального (административно-торгового) назначения, назначение: нежилое, 2-этажный, площадью 739,4 кв.м., инв. №, по адресу: <адрес> кадастровый номер №, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 13140930 руб.;
многофункционального здания (склад, гараж), назначение: нежилое, 1-этажный, площадью 87,8 кв.м., инв. №, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г. в размере 591026 руб.
Датой подачи заявления считать 15 ноября 2017 года.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Суяркова
мотивированное решение принято 20 декабря 2017 года