Дело № 12-734/2021
УИД 36RS0004-01-2021-005518-70
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 27 августа 2021 г.
Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Гриценко Д.В., с участием заявителей, прокурора Скрынникова А.Л., рассмотрев жалобу Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 Ко АП РФ от 23.06.2021 и решение по жалобе на данное определение от 20.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
23.06.2021 по результатам рассмотрения обращений Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. заместителем прокурора Ленинского района г. Воронежа Скрынниковым А.Л. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях СНТ «Русское поле» состава правонарушения, поскольку СНТ не является субъектом вмененного правонарушения.
Решением прокурора района от 20.07.2021 определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалобы Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. – без удовлетворения.
В Ленинский районный суд поступила жалоба Сорокиной Н.А. и Крутько И.И., в которой ставится вопрос об отмене принятых должностными лицами прокуратуры определения и решения, поскольку, по мнению заявителей, в действиях СНТ «Русское поле» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст.5.59 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо не ответило на их запрос о предоставлении информации от 13.03.2021.
В судебном заседании Сорокина Н.А. и Крутько И.И. доводы своей жалобы поддержали, прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы жалобы, материалы, представленные суду, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, по следующим основаниям.
В силу ст.5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из представленных в суд материалов, поводом для обращения заявителей в прокуратуру района послужило то, что СНТ «Русское поле» не направило ответ на запрос о предоставлении информации, подготовленный Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. 13.03.2021.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона N 59-ФЗ данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П, дополнил ст.1 названного закона ч.4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2012 года №19-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П).
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч.4 ст.1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Как усматривается из материалов дела, СНТ «Русское поле», являющееся юридическим лицом, осуществляет деятельность, предусмотренную ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании,
Заявители, являющиеся членами данного товарищества, направили в адрес председателя правления заявление о предоставлении копий документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности СНТ «Русское поле».
В рассматриваемом случае правоотношения членов СНТ с некоммерческой организацией, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества носят гражданско-правовой характер в сфере управления ведения садоводства и огородничества на садовых земельных участках и огородных земельных участков и не свидетельствуют об осуществлении данной некоммерческой организацией публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются.
В связи с изложенным, вывод прокурора о том, что СНТ «Русское поле» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, является обоснованным. Доводы заявителей об их ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения прокурором района жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не могут в данном случае являться основанием для отмены обжалуемых решения и определения, поскольку их аргументы получали надлежащую правовую оценку, а возможность озвучить свою позицию при непосредственном рассмотрении их жалобы была обеспечена в настоящем судебном заседании.
Учитывая изложенное, считаю необходимым оставить жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Ко АП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ от 23.06.2021 и решение по жалобе на данное определение от 20.07.2021 - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Копию определения направить заинтересованным сторонам.
Настоящее определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья подпись Д.В. Гриценко
Дело № 12-734/2021
УИД 36RS0004-01-2021-005518-70
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 27 августа 2021 г.
Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Гриценко Д.В., с участием заявителей, прокурора Скрынникова А.Л., рассмотрев жалобу Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 Ко АП РФ от 23.06.2021 и решение по жалобе на данное определение от 20.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
23.06.2021 по результатам рассмотрения обращений Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. заместителем прокурора Ленинского района г. Воронежа Скрынниковым А.Л. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях СНТ «Русское поле» состава правонарушения, поскольку СНТ не является субъектом вмененного правонарушения.
Решением прокурора района от 20.07.2021 определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалобы Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. – без удовлетворения.
В Ленинский районный суд поступила жалоба Сорокиной Н.А. и Крутько И.И., в которой ставится вопрос об отмене принятых должностными лицами прокуратуры определения и решения, поскольку, по мнению заявителей, в действиях СНТ «Русское поле» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст.5.59 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо не ответило на их запрос о предоставлении информации от 13.03.2021.
В судебном заседании Сорокина Н.А. и Крутько И.И. доводы своей жалобы поддержали, прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы жалобы, материалы, представленные суду, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, по следующим основаниям.
В силу ст.5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из представленных в суд материалов, поводом для обращения заявителей в прокуратуру района послужило то, что СНТ «Русское поле» не направило ответ на запрос о предоставлении информации, подготовленный Сорокиной Н.А. и Крутько И.И. 13.03.2021.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона N 59-ФЗ данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П, дополнил ст.1 названного закона ч.4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2012 года №19-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П).
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч.4 ст.1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Как усматривается из материалов дела, СНТ «Русское поле», являющееся юридическим лицом, осуществляет деятельность, предусмотренную ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании,
Заявители, являющиеся членами данного товарищества, направили в адрес председателя правления заявление о предоставлении копий документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности СНТ «Русское поле».
В рассматриваемом случае правоотношения членов СНТ с некоммерческой организацией, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества носят гражданско-правовой характер в сфере управления ведения садоводства и огородничества на садовых земельных участках и огородных земельных участков и не свидетельствуют об осуществлении данной некоммерческой организацией публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются.
В связи с изложенным, вывод прокурора о том, что СНТ «Русское поле» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, является обоснованным. Доводы заявителей об их ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения прокурором района жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не могут в данном случае являться основанием для отмены обжалуемых решения и определения, поскольку их аргументы получали надлежащую правовую оценку, а возможность озвучить свою позицию при непосредственном рассмотрении их жалобы была обеспечена в настоящем судебном заседании.
Учитывая изложенное, считаю необходимым оставить жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Ко АП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ от 23.06.2021 и решение по жалобе на данное определение от 20.07.2021 - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Копию определения направить заинтересованным сторонам.
Настоящее определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья подпись Д.В. Гриценко