Решение по делу № 2-1394/2023 от 12.07.2023

    Дело № 2-1394/2023

    25RS0039-01-2023-001708-58

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2023 года                                 с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Мерзляковой Д.С.

при помощнике судьи Ковалевой Н.К.,

с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Федоровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края с требованиями возложить на ответчика обязанность обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор в иске указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес> находится в муниципальный собственности администрации Надеждинского муниципального района. Предоставление коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения указанного жилого помещения осуществляется ООО «Стройка Плюс», по информации которого в указанном жилом помещении отсутствует индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Администрацией района как собственником вышеуказанной квартиры никаких мер по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета ХВС не предпринималось. Бездействие ответчика приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих, зарегистрированных, а также имеющих право пользования жилыми помещениями, расположенными в соответствующем многоквартирном доме, так как определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги напрямую зависит от наличия приборов учета, отсутствие в отдельных квартирах приборов учета может повлечь превышение фактического объема коммунального ресурса над объемом, рассчитанным исходя из норматива, и соответственно к увеличению платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества. При этом, круг лиц, в интересах которых предъявляется настоящее исковое заявление, носит неопределенный характер, поскольку, с учетом положений Жилищного кодекса РФ, позволяющих собственнику и нанимателю жилого помещения вселять в жилое помещение иных лиц, не представляется возможным установить количество лиц, проживающих, зарегистрированных, а также имеющих право пользования жилыми помещениями, находящимися в многоквартирном доме. Бездействие ответчика также приводит к нарушению прав и законных интересов муниципального образования - Надеждинский муниципальный район, поскольку плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения. Указанное обстоятельство влечет возникновение дополнительной финансовой нагрузки на бюджет муниципального образования.

Кроме того, неисполнение ответчиком установленных действующим законодательством обязанностей идет вразрез с целенаправленной энергосберегающей политикой Российской Федерации, препятствует получению объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определению показателей энергетической эффективности и повышению энергетической эффективности, что нарушает интересы Российской Федерации. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Надеждинского муниципальною района обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района Приморского края Федорова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска, поскольку отсутствие прибора учета является прямым нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика администрации Надеждинского муниципальною района Кустова А.Э. в судебном заседании просила в иске отказать, учесть доводы письменных возражений, суду пояснила, что в квартирах не предусмотрено системы холодного водоснабжения, водопровод проведен самовольно, незаконно, без получения разрешения. В связи с чем, администрация Надеждинского муниципального района не обязана устанавливать приборы учета. Также полагает, что прокурор не имеет полномочий и оснований на обращение в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку обращается в интересах конкретных граждан.

Третьи лица ООО «Стройка Плюс», Фролова Н.Н., ООО «УК Тавричанка» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Надеждинского района приморского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Надеждинского муниципального района допущено нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в квартирах, предоставленных по договору социального найма и являющихся муниципальной собственностью.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.

Согласно материалам проверки, квартира не оснащена индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 1 июля 2012 года на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми (коллективными) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354).

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона до 1 июля 2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Согласно ст. 17 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: утверждения и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещений муниципального жилищного фонда в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указанное в исковом заявлении жилое помещение является объектом муниципальной собственности, а поскольку обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена законом именно на собственников жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имеется бездействие, связанное с не установлением прибора учета, в связи с чем, считает необходимым возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия по установке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в квартире, являющейся муниципальной собственностью.

Между тем, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Надеждинского муниципального района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение своей деятельности.

При этом понуждение администрации Надеждинского муниципального района к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность администрации, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Доводы ответчика о том, что водопровод проведен в жилом помещении незаконно и в целом дом не подключен к системе водоснабжения, не опровергает того факта, что система водоснабжения в доме имеется, коммунальный ресурс поставляется, за него взимается плата по нормативу, доказательств незаконного подключения жилого дома к системе водоснабжения не представлено, решения суда по указанным обстоятельствам, отсутствует. Ответчиком не представлено каких-либо доказательств незаконной установки системы водоснабжения, кем, когда и при каких обстоятельствах, учитывая, что жилой дом построен в 60-70 годах 20 века.

Помимо этого, прокурором по доводам ответчика представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенный судом как юридически значимое доказательство. В данном акте указано, что осмотром установлено, что в <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, имеется наружный водопровод подключенный к центральной системе водоснабжения. Со слов жителей установлено, что в 2007 году было получено разрешение администрации Тавричанского сельского поселения на подключение жилого <адрес> расположенного по адресу: <адрес> к сетям центрального водоснабжения, с 2007 года в <адрес> имеется водоснабжение, приборы учета холодного водоснабжения отсутствуют. Достоверность информации указанного акта представителем ответчика в суде не опровергнута.

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд вправе установить конкретный срок для исполнения решения.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 5 ГПК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке.

Статья 27 Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Действующий ЖК РФ позволяет вселять в жилое помещение иных лиц, количество которых невозможно установить, кроме того нарушаются права и законные интересы муниципального образования в части бесконтрольного потребления ресурса и расходов на бюджет.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий для обращения в суд, являются несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обеспечить выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.02.2024.

Судья:                                                                            Д.С. Мерзлякова

2-1394/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Надеждинского района
Ответчики
Администрация Надеждинского муниципального района
Другие
Фролова Наталья Николаевна
ООО "УК Тавричанка"
ООО "Стройка Плюс"
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Мерзлякова Д.С.
Дело на сайте суда
nadezhdinsky.prm.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Подготовка дела (собеседование)
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Дело оформлено
01.08.2024Дело передано в архив
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее