Дело № 2-1394/2023
25RS0039-01-2023-001708-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Мерзляковой Д.С.
при помощнике судьи Ковалевой Н.К.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Федоровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края с требованиями возложить на ответчика обязанность обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор в иске указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес> находится в муниципальный собственности администрации Надеждинского муниципального района. Предоставление коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения указанного жилого помещения осуществляется ООО «Стройка Плюс», по информации которого в указанном жилом помещении отсутствует индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения. Администрацией района как собственником вышеуказанной квартиры никаких мер по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета ХВС не предпринималось. Бездействие ответчика приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих, зарегистрированных, а также имеющих право пользования жилыми помещениями, расположенными в соответствующем многоквартирном доме, так как определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги напрямую зависит от наличия приборов учета, отсутствие в отдельных квартирах приборов учета может повлечь превышение фактического объема коммунального ресурса над объемом, рассчитанным исходя из норматива, и соответственно к увеличению платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества. При этом, круг лиц, в интересах которых предъявляется настоящее исковое заявление, носит неопределенный характер, поскольку, с учетом положений Жилищного кодекса РФ, позволяющих собственнику и нанимателю жилого помещения вселять в жилое помещение иных лиц, не представляется возможным установить количество лиц, проживающих, зарегистрированных, а также имеющих право пользования жилыми помещениями, находящимися в многоквартирном доме. Бездействие ответчика также приводит к нарушению прав и законных интересов муниципального образования - Надеждинский муниципальный район, поскольку плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения. Указанное обстоятельство влечет возникновение дополнительной финансовой нагрузки на бюджет муниципального образования.
Кроме того, неисполнение ответчиком установленных действующим законодательством обязанностей идет вразрез с целенаправленной энергосберегающей политикой Российской Федерации, препятствует получению объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определению показателей энергетической эффективности и повышению энергетической эффективности, что нарушает интересы Российской Федерации. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Надеждинского муниципальною района обеспечить финансирование и выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района Приморского края Федорова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска, поскольку отсутствие прибора учета является прямым нарушением действующего законодательства.
Представитель ответчика администрации Надеждинского муниципальною района Кустова А.Э. в судебном заседании просила в иске отказать, учесть доводы письменных возражений, суду пояснила, что в квартирах не предусмотрено системы холодного водоснабжения, водопровод проведен самовольно, незаконно, без получения разрешения. В связи с чем, администрация Надеждинского муниципального района не обязана устанавливать приборы учета. Также полагает, что прокурор не имеет полномочий и оснований на обращение в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, поскольку обращается в интересах конкретных граждан.
Третьи лица ООО «Стройка Плюс», Фролова Н.Н., ООО «УК Тавричанка» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Надеждинского района приморского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Надеждинского муниципального района допущено нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в квартирах, предоставленных по договору социального найма и являющихся муниципальной собственностью.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.
Согласно материалам проверки, квартира не оснащена индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 1 июля 2012 года на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми (коллективными) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354).
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона до 1 июля 2013 г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: утверждения и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещений муниципального жилищного фонда в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указанное в исковом заявлении жилое помещение является объектом муниципальной собственности, а поскольку обязанность по установке индивидуальных приборов учета возложена законом именно на собственников жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имеется бездействие, связанное с не установлением прибора учета, в связи с чем, считает необходимым возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия по установке индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в квартире, являющейся муниципальной собственностью.
Между тем, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Надеждинского муниципального района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение своей деятельности.
При этом понуждение администрации Надеждинского муниципального района к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность администрации, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Доводы ответчика о том, что водопровод проведен в жилом помещении незаконно и в целом дом не подключен к системе водоснабжения, не опровергает того факта, что система водоснабжения в доме имеется, коммунальный ресурс поставляется, за него взимается плата по нормативу, доказательств незаконного подключения жилого дома к системе водоснабжения не представлено, решения суда по указанным обстоятельствам, отсутствует. Ответчиком не представлено каких-либо доказательств незаконной установки системы водоснабжения, кем, когда и при каких обстоятельствах, учитывая, что жилой дом построен в 60-70 годах 20 века.
Помимо этого, прокурором по доводам ответчика представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенный судом как юридически значимое доказательство. В данном акте указано, что осмотром установлено, что в <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, имеется наружный водопровод подключенный к центральной системе водоснабжения. Со слов жителей установлено, что в 2007 году было получено разрешение администрации Тавричанского сельского поселения на подключение жилого <адрес> расположенного по адресу: <адрес> к сетям центрального водоснабжения, с 2007 года в <адрес> имеется водоснабжение, приборы учета холодного водоснабжения отсутствуют. Достоверность информации указанного акта представителем ответчика в суде не опровергнута.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд вправе установить конкретный срок для исполнения решения.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. ст. 3, 4, 5 ГПК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы граждан, является основанием для их защиты в судебном порядке.
Статья 27 Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Действующий ЖК РФ позволяет вселять в жилое помещение иных лиц, количество которых невозможно установить, кроме того нарушаются права и законные интересы муниципального образования в части бесконтрольного потребления ресурса и расходов на бюджет.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий для обращения в суд, являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обеспечить выполнение мероприятий по оснащению индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26.02.2024.
Судья: Д.С. Мерзлякова