Решение по делу № 33-5823/2017 от 22.05.2017

Судья Склизкова Е.Л. дело № 33-5823/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2017 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Виноградовой О.Н.

судей Кравченко А.И., Шульга С.В.

при секретаре Малявиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Владивостокского гарнизона к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочих местах

по апелляционной жалобе федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» на решение Советского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Кравченко А.И., выслушав объяснения представителя федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» - Рязановой Е.С., помощника военного прокурора Владивостокского гарнизона - Чернышенко А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, в обоснование требований указал, что в ходе проведенной военной прокуратурой проверки соблюдения требований трудового законодательства в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», установлено, что в учреждении в нарушение ст. 212 ТК РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» не проведена специальная оценка условий труда, чем нарушаются права работников учреждения на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и права на получение гарантий и компенсаций работниками на основании результатов такой оценки.

Прокурор просил суд обязать ответчика провести в учреждении специальную оценку условий труда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник военного прокурора Владивостокского гарнизона на иске настаивал.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» иск не признал, сославшись на отсутствие выделенных распорядителем средств на цели проведения специальной оценки рабочих мест.

Представитель третьего лица - ФКУ «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа» в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено в его отсутствие.

Решением Советского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2017 года исковые требования удовлетворены. На ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.

С указанным решением не согласился ответчик, представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на отсутствие финансового обеспечение для проведения мероприятий специальной оценки условий труда, а также на то, что такие мероприятия могут проводиться поэтапно и подлежат завершению не позднее 31.12.2018 года.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с абз. 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, урегулированы Федеральным законом « О специальной оценке труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013.

Так в силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Материалами дела подтверждается, что до 1.01.2014 года аттестация рабочих мест в военном комиссариате Приморского края не проводилась, равно как и специальная оценка условий труда после указанной даты, соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, в данном случае применению не подлежит.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.17 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда во внеплановом порядке должна проводиться при получении работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Такое предписание выносилось государственной инспекцией труда в Приморском краев отношении военного комиссариата Приморского края еще 4.04.2014 года, однако до настоящего времени не исполнено.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также приведенные выше нормы права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении на Военный комиссариат Приморского края обязанности провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.

Приведенный в апелляционной жалобе ответчика довод о том, что Военный комиссариат Приморского края не получил от главного распорядителя финансовое обеспечение для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, был предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен, как недопустимое условие для уклонения работодателя от возложенной законом обязанности по проведению специальной оценки условий труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя в силу ч.1 ст.8 Закона№ 426-ФЗ.

Переходные положения, установленные частью 6 статьи 27 закона «О социальной оценке условий труда», на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе действительно позволяют проводить специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, поэтапно с завершением предусмотренных законом процедур не позднее 31.12.2018 года, между тем материалы дела каких-либо доказательств того, что рабочие места военкомата не относятся к тем, которые содержат потенциально вредные или опасные факторы, не содержат.

В рассматриваемом случае Военному комиссариату Приморского края предписывалось трудовой инспекцией провести внеплановую специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест еще в 2014 году (предписание № 7-714-14-ОБ/000279/15/3), однако данная обязанность по истечении трех лет не исполнена.

Непроведение ответчиком мероприятий по организации специальной оценки условий труда влечет нарушение прав работников по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Владивостока от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5823/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Военный прок.
Ответчики
ФКУ "КВК "
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Кравченко Анастасия Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
13.06.2017Судебное заседание
07.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2017Передано в экспедицию
13.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее