Решение по делу № 2а-1005/2020 от 04.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2020 года                                                                                    г. Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Петрович К.Э.,

при секретаре Касьяновой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1005/2020 по административному исковому заявлению Кошкаревой Е.С. к администрации Баклашинского сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенных прав,

установил:

В обоснование исковых требований административным истцом указано, что на основании договора дарения от *дата скрыта* она является собственником земельного участка с кадастровым номером *номер скрыт*, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного но адресу: *адрес скрыт*

09 июня 2020 г. истцом в администрацию Баклашинского сельского поселения было подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства – жилого дома, на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером *номер скрыт*, относящегося к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: *адрес скрыт*. К уведомлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные нормами Градостроительного кодекса РФ.

15 июня 2020 г. административным ответчиком было принято решение *номер скрыт* об отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* расположен в границах зон затопления 1% обеспеченности, территорий прилегающих к р. Иркут, в селе Баклаши Шелеховского района Иркутской области.

Административный истец считает, что отказ администрации Баклашинского сельского поселения в выдаче разрешения на строительство является незаконным, нарушающим ее право собственности на данный земельный участок, в том числе право на использование земельного участка по своему усмотрению, право на улучшение жилищных условий путем строительства собственного жилого дома, поскольку запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления. Данный земельный участок в зоне возможного катастрофического затопления не находится.

Административный истец просит суд признать незаконным уведомление администрации Баклашинского сельского поселения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома N *номер скрыт* от 15 июня 2020 г.; обязать административного ответчика выдать уведомление о соответствии параметров указанного в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам на основании уведомления №*номер скрыт* от 09 июня 2020 г. и представленных документов.

Административный истец Кошкарева Е.С., представитель административного ответчика – администрации Баклашинского сельского поселения в судебное заседание не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом.

Административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Администрацией Баклашинского сельского поселения представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых изложена правовая позиция по делу, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано в ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона, заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке подается в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. В уведомлении наряду с иной информацией должны быть указаны сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве.

В силу положений части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Из материалов административного дела судом установлено, что административный истец Кошкарева Е.С. (до заключения брака ФИО1) на основании договора дарения от *дата скрыта* является собственником земельного участка с кадастровым номером *номер скрыт*, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: *адрес скрыт*, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.

Государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок произведена *дата скрыта*, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости.

С целью строительства на вышеуказанном земельном участке жилого дома, 09.06.2020 административный истец обратилась в администрацию Баклашинского сельского поселения с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Администрация Баклашинского сельского поселения уведомлением *номер скрыт* от 15.06.2020 сообщила истцу о несоответствии указанных в уведомлении параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости его размещения, указав, что земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт*, в соответствии с Приказом Енисейского Бассейнового Водного Управления от 04.02.2020 №24 «Об установлении зон затопления, прилегающей к р. Иркут в границах населенного пункта села Баклаши, Шелеховского района, Иркутской области, расположен в границах зон затопления 1% обеспеченности территорий, прилегающих к р. Иркут, в селе Баклаши, Шелеховского района, Иркутской области. В соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к законам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Рассматривая требования административного истца о признании недействительным вышеуказанного уведомления, выданного органом местного самоуправления, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с пунктом 3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

В соответствии с п. 1 Приложения к Положению о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 "О зонах затопления, подтопления" (вместе с "Положением о зонах затопления, подтопления") зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений.

В силу пункта 5 данных Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными и со дня внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Запись о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* расположен в границах зоны затопления, прилегающей к р. Иркут в с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области, внесена в Единый государственный реестр недвижимости *дата скрыта*г. на основании Приказа Енисейского Бассейнового Водного Управления от 04 февраля 2020 г. № 24 «Об установлении зон затопления, прилегающей к р. Иркут в границах населенного пункта с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области», срок действия ограничений: с 13 февраля 2020г.

В соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:

1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Вместе с тем, из буквального толкования ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ не следует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых, в силу ч. 7 указанной нормы, возлагается на собственника водного объекта.

Согласно ч. 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).

Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской. Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ч. 2 и ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования, утвержденными решением Думы Баклашинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. №31-рд (в редакции решения Думы Баклашинского сельского поселения от 4 июля 2018 г. (№16-рд)), и Генеральным планом Баклашинского муниципального образования, утвержденным решением Думы Баклашинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. (№30-рд), находящийся в собственности административного истца земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* расположен в территориальной зоне ЖЗ 104 «Зона индивидуальной жилой застройки», к основным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны относятся индивидуальные жилые дома.

Указанные Правила действовали и на момент приобретения административным истцом Кошкаревой Е.С. права собственности на земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт*, т.е. на *дата скрыта*г.

Новые Правила землепользования и застройки Баклашинского муниципального образования не приняты, соответствующие изменения, учетом с установления на его территории зоны затопления, не внесены.

Земельный участок приобретался Кошкаревой Е.С. в сентябре *номер скрыт*. с целью, соответствующей виду его разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по выполнению требований статьи 67.1 Водного кодекса РФ.

Кроме того, суд учитывает, что установленные границы зоны затопления в с. Баклаши прилегают к естественному водоему (р. Иркут), затапливаемому при уровнях воды однопроцентной обеспеченности, то есть повторяемостью один раз в 100 лет.

Таким образом, обстоятельства, указанные административным ответчиком в уведомлении *номер скрыт* от 15.06.2020, не являются достаточным основанием для отказа лицу в выдаче уведомления о соответствии параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В этой связи, суд приходит к выводу, что уведомление *номер скрыт* от *дата скрыта*, выданное администрацией Баклашинского сельского поселения, о несоответствии указанных в уведомлении №*номер скрыт* от *дата скрыта* параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является незаконным и подлежит отмене.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть уведомление Кошкаревой Е.С. *номер скрыт* от *дата скрыта* о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом, требование административного истца о возложении на орган местного самоуправления обязанности выдать Кошкаревой Е.С. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам удовлетворению не подлежит, поскольку понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Кошкаревой Е.С. удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление *номер скрыт* от 15.06.2020, выданное администрацией Баклашинского сельского поселения, о несоответствии указанных в уведомлении №*номер скрыт* от *дата скрыта* параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Возложить на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть уведомление Кошкаревой Е.С.    №*номер скрыт* от 09.06.2020 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

В части административных исковых требований Кошкаревой Е.С. о возложении на администрацию Баклашинского сельского поселения обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – 06 ноября 2020 г.

Судья:                                                                                     Петрович К.Э.

2а-1005/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кошкарева Елена Сергеевна
Ответчики
Администрация Баклашинского сельского поселения
Суд
Шелеховский городской суд Иркутской области
Судья
Петрович К.Э.
Дело на странице суда
shelehovsky.irk.sudrf.ru
04.08.2020Регистрация административного искового заявления
04.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2020Предварительное судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
07.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее